Дело № 2а-310/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2019 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,
с участием:
представителя административного истца Калиниковой М.Г. по доверенности Кузнецовой М.С.,
представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности Боровковой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Васильковой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калинниковой М. Г. к Администрации городского округа Серпухов Московской области о признании незаконным отказ в перераспределении земельного участка, об обязании рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Калинникова М.Г. обратилась в Серпуховский городской суд Московской области с административным исковым заявлением и просит признать незаконным отказ в перераспределении земельного участка с кадастровым <номер> площадью 820 кв.м., расположенного по <адрес>, оформленный в письме от 25.09.2018 № вх-8/1399; о возложении обязанности рассмотреть заявление Калиниковой М.Г. о перераспределении земель исходя из заявления 30.08.2018 и приложенной к нему схемы об образовании земельного участка площадью 1020 кв.м., расположенного по адресу: Московская <адрес>, г.Серпухов, ул.1905 года, из земельного участка с кадастровым <номер> площадью 200 кв.м. и земельного участка с кадастровым <номер> площадью 820 кв.м. и подготовить соглашение о перераспределении земель.
Требования административного иска мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка площадью 200 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.Серпухов, ул.1905 года, с кадастровым <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
13.10.2010г. между административным истцом и административным ответчиком был заключен договор аренды земельного участка <номер> в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 1100 кв.м., расположенного по <адрес>, для размещения объектов ландшафтного дизайна. В 2014г. административный ответчик в период действия вышеуказанного договора аренды разделила предоставленный в аренду земельный участок на два самостоятельных участка с кадастровым <номер> площадью 820 кв.м. и <номер> площадью 290 кв.м., в связи с тем, что часть земельного участка, предоставленного в аренду, находилась в зоне особо охраняемой природной территории регионального значения (памятник природы «Городской бор») в соответствии с ч.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничена в обороте.
20.01.2015г. административный истец обратился в Комитет по управлению имуществом Администрации г.Серпухов с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка <номер> в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, однако, документы на расторжение договора аренды были подготовлены только в апреле 2017г.
07.02.2017г. административный истец подал заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 820 кв.м., расположенного по <адрес>, «для размещения объектов ландшафтного дизайна» на «для индивидуального жилищного строительства». В своем ответе от 18.04.2017г. № вх-6/597 Администрация г.о.Серпухов на обращение административного истца сообщила, что на основании протокола межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 10.04.2017г. №35-З Администрации г.о. Серпухов отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 820 кв.м., расположенного по <адрес>, с «для размещения объектов ландшафтного дизайна» на «для индивидуального жилищного строительства». Одновременно с этим административный ответчик сообщил о том, что проект соответствующего решения повторно направлен на рассмотрение в межведомственную комиссию.
18.08.2017г. после изменения вида разрешенного использования земельного участка земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 820 кв.м., расположенного по <адрес>, с «для размещения объектов ландшафтного дизайна» на «для индивидуального жилищного строительства», Калиникова М.Г. обратилась в Администрацию г.о. Серпухов с заявлением о перераспределении земельного участка.
05.10.2017г. Администрация г.о.Серпухов за №вх-8/369 отказала административному истцу в перераспределении земельного участка со ссылкой на п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
30.08.2018г. административный истец повторно подал заявление о перераспределении земельного участка земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 820 кв.м., с земельным участком земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 200 кв.м., расположенных по <адрес>, образовав земельный участок площадью 1020кв.м. согласно схемы, приложив к заявлению схему о перераспределении земель, выписку из ЕГРН о праве собственности на земельный участок, диск, доверенность на представление интересов.
25.09.2018г. административный ответчик в своем решении №вх-8/1399 сообщил об отказе в перераспределении испрашиваемого земельного участка с указанием следующих оснований: согласно пп.9 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения, в том числе, в случае, если образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок в соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) г.о.Серпухов Московской области, утвержденными решением Совета депутатов г.о.Серпухов от 20.12.2017г. №243/28, земельный участок площадью 820 кв.м. находится в зоне Ж-2 – зона жилой застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в данной зоне относится к основным видам. Предельная площадь земельных участков для индивидуального жилищного строительства 500-3000 кв.м.. Границы земельного участка не пересекают границы муниципальных образований и границы населенных пунктов. Из представленных документов не усматривается, что на указанном земельном участке находятся объекты недвижимости, а также нет доказательств, подтверждающих невозможность разрешенного использования вновь возведенных на нем объектов недвижимости. Отсутствуют обременения земельного участка. Образование земельного участка не приводит к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. Таким образом, по мнению истца, испрашиваемый земельный участок соответствует требованиям к образуемым и измененным земельным участкам (ст. 11.9 Земельного кодекса РФ). Каких-либо иных доказательств, подтверждающих невозможность образования самостоятельного земельного участка не имеется.
Административный истец указывает, что согласно Правил землепользования и застройки территории (части территории) г.о.Серпухов Московской области, утвержденными решением Совета депутатов г.о.Серпухов от 20.12.2017г. №243/28, максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 3000 кв.м., что следует из ответа административного ответчика, а административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 200кв.м., при этом административный истец обратилась в Администрацию г.о.Серпухов с просьбой перераспределить земельный участок площадью 820 кв.м. к существующему земельному участку, соответственно, площадь вновь образуемого земельного участка не будет превышать максимально установленный размер 3000 кв.м.
Административный истец Калинникова М.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 72).
Представитель административного истца - по доверенности Кузнецова М.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика Администрации г.о.Серпухов – по доверенности Боровкова Н.Ю. в судебном заседании возражала против заявленных требований по доводам, указанным в письменном отзыве (л.д. 52-55), в котором указала, что между Комитетом по управлению имуществом города Серпухова и Калинниковой М. Г. был заключен договора аренды земельного участка <номер> от 13.10.2010г. Согласно указанного договора аренды истцу предоставлялся земельный участок общей площадью 1110 кв.м., с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес> с разрешенным видом использования - для размещения объектов ландшафтного дизайна. Срок действия договора аренды был установлен с 03.10.2010 г. по 02.10.2015 г. Указанный договор был расторгнут 10.04.2017 г., подписан акт приема-передачи земельного участка.
Согласно полученным сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашиваемые сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым <номер> в реестре отсутствуют.
Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 200 кв.м., расположенного по <адрес>.
20.01.2015г. Калинникова М.Г. обратилась в Администрацию г. Серпухова с заявлением, в котором просила расторгнуть указанный выше договор аренды земельного участка и заключить новый. В ответ на ее обращение Администрация г.о. Серпухов предоставила ответ от 15.05.2015 г. № вх-6/775 в котором указала, что на основании Протокола Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 30.04.2015г. № 16 администрации г.о. Серпухов отказано в расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым <номер> и заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 820 кв.м., расположенного по <адрес>, с видом разрешенного использования «для размещения объектов ландшафтного дизайна» в связи с неиспользованием земельного участка по целевому назначению.
В связи с разделом земельного участка с кадастровым <номер> были образованы два земельных участка с кадастровым <номер>, площадью 820 кв.м. и с кадастровым <номер>, площадью 290 кв.м., расположенные по <адрес> с видом разрешенного использования «для размещения объектов ландшафтного дизайна».
Также было предложено в срок до 01.06.2015 г. в добровольном порядке обратиться в МАУ «МФЦ г.Серпухова» с заявлением о расторжении указанного выше договора аренды земли, а также с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 820 кв.м. расположенного по <адрес>, с видом разрешенного использования «для размещения объектов ландшафтного дизайна» путем проведения аукциона в соответствии с действующим законодательством.
07.02.2017 года административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения объектов ландшафтного дизайна» на «для индивидуального жилищного строительства». 18.04.2017 № вх.-6/597 Администрация г.о. Серпухов предоставила ответ, согласно которого, на основании Протокола Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 10.04.2017г. № 35-3 Администрации г.о. Серпухов, отказано в согласовании проекта об изменении вида разрешенного использования указанного выше земельного участка, поскольку заявитель не является правообладателем земельного участка. При этом Администрация г.о. Серпухов подготовила проект соответствующего решения от своего имени для повторной отправки его для рассмотрения на межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области.
18.07.2017г. административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым <номер>, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по <адрес>, с видом разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
В представленном Администрацией г.о. Серпухов ответе от 05.10.2017 г. № вх.-8/369 на названное выше заявление было указано, что согласно п. 182 Протокола Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 27.09.2017г. № 122-3, учитывая, что образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный участок (в соответствии с п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ), заявителю было отказано в согласовании проекта. В связи с чем, отсутствуют основания в принятии решения утверждения схемы расположения земельного участка для заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым <номер>, государственная собственность на который не разграничена, и расположенного по <адрес>, с видом разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
30.08.2018г. административный истец повторно обратилась к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым <номер>, площадью 820 кв.м., расположенного по <адрес>, с видом разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым <номер>, площадью 200 кв.м., расположенного <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
В ответе Администрации г.о. Серпухов от 25.09.2018 г. № вх.-8/1399 в адрес заявителя было указано, что согласно пп.9 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения в том числе в случае, если образование земельного участка, находящегося в частной собственности и земель из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требовании, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ.
Статьей 11.9 ЗК РФ предусмотрены требования к образуемым земельным участкам.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) г.о. Серпухов Московской области, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 20.12.2017 № 243/28 земельный участок площадью 820 кв.м. находится в зоне Ж-2 - «Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами». Вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в данной жилой зоне относится к основным видам. Предельная площадь земельный участков для индивидуального жилищного строительства: 500-3000 кв.м. Границы земельного участка не пересекают границы муниципальных образований и границы населенных пунктов. Из представленных документов не усматривается, что на земельном участке находятся объекты недвижимости, а также нет доказательств, подтверждающих возможность разрешенного использования вновь возведенных на нем объектов недвижимости. Отсутствуют обременения земельного участка. Образование земельного участка не приводит к вкрапливанию, вклиниванию, изломанности границ, черезполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, a также нарушать требования, установленные ЗК РФ другим федеральным законам.
Таким образом, данный земельный участок соответствуют требованиям к образуемым и измененным земельным участкам (ст. 11.9 ЗК РФ). Каких - либо иных доказательств, подтверждающих невозможность образования самостоятельного земельного участка не имеется. В связи с чем, Администрацией г.о. Серпухов заявителю было отказано в перераспределении земельного участка.
В подтверждении своей позиции, представитель административного ответчика ссылается на судебную практику (л.д. 52-55).
Протокольным определением от 14.01.2019г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных отношений Московской области (л.д. 60).
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явил, извещен надлежащим образом.
Суд, в соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя административного истца Калинниковой М.Г. – по доверенности Кузнецову М.С., представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов – по доверенности Боровкову Н.Ю., проверив и исследовав письменные материалы дела, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ доказательства, представленные лицами, участвующими в деле и их представителями в обоснование своей позиции, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что 13.10.2010г. между Комитетом по управлению имуществом г.Серпухова и Калиниковой М.Г. заключен договор аренды земли <номер> в отношении земельного участка с кадастровым <номер>,, площадью 1100 кв.м. по <адрес>, для размещения объектов ландшафтного дизайна (л.д. 17-23).
Из уведомления Администрации г.Серпухова в адрес Калиниковой М.Г. от 15.05.2015г. №вх-6/775 усматривается, что в соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 №107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» реализация полномочий органами местного самоуправления, осуществляется при наличии согласования с Министерством имущественных отношений Московской области.
На основании Протокола Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 30.04.2015 г. №16 администрации городского округа Серпухов Московской области отказано в расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым <номер> и заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 820 м2, расположенного в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по <адрес>, с видом разрешенного использования «для размещения объектов ландшафтного дизайна» в связи с неиспользованием земельного участка по целевому назначению.
В связи разделом земельного участка с кадастровым <номер> были образованы два земельных участка: площадью 820 кв.м. с кадастровым <номер>, расположенный в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области», по <адрес>, с видом разрешенного использования «для размещения объектов ландшафтного дизайна»; площадью 290 кв.м. с кадастровым <номер>, расположенный в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области», по <адрес>, с видом разрешенного использования «для размещения объектов ландшафтного дизайна».
В связи с вышеизложенным в соответствии с требованиями действующего законодательства, предложено в добровольном порядке в срок до 01.06.2015 г. обратиться в МАУ «МФЦ г. Серпухова» (Московская область, г. Серпухов, ул. Горького, д. 5-6) с заявлением о расторжении договора аренды земли от 13.10.2010 г. № 6580-П-5-2015, а также с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 820 кв.м. с кадастровым <номер> расположенный в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области», по <адрес>, с видом разрешенного использования «для размещения объектов ландшафтного дизайна» путем проведения аукциона в соответствии с действующим законодательством (л.д. 24-25).
Из уведомления Администрации г.Серпухова в адрес Калиниковой М.Г. от 18.04.2017 г. №вх-6/597 усматривается, что в соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» реализация полномочий органов местного самоуправления осуществляется при наличии согласования с Министерством имущественных отношений Московской области. На основании Протокола межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 10.04.2017 № 35-3 Администрации городского округа Серпухов Московской области отказано в согласовании проекта решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер> площадью 820 кв. м., расположенного по <адрес> с «для размещения объектов ландшафтного дизайна» на «для индивидуального жилищного строительства» в связи с тем, что заявитель не является правообладателем земельного участка. Также указано, что проект соответствующего решения повторно направлен Администрацией городского округа Серпухов для рассмотрения на межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (л.д. 29).
10.04.2017г. между Комитетом по управлению имуществом г.Серпухова и Калиниковой М.Г. заключено соглашение о расторжении к договору аренды земли <номер> в отношении земельного участка с кадастровым <номер>,, площадью 1100 кв.м. по <адрес>, для размещения объектов ландшафтного дизайна (л.д. 30-32).
Из уведомления Администрации г.Серпухова в адрес Калиниковой М.Г. от 05.10.2017г. №вх-8/369 усматривается, что в соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 №107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» реализация полномочий органами местного самоуправления, осуществляется при наличии согласования с Министерством имущественных отношений Московской области. На основании п. 182 Протокола межведомственной Комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области- от 27,09.2017 № 122-3, учитывая, что образование земельного участка предусматривается путем, перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный, земельный участок (в соответствии, с п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации), отказать в согласовании проекта. В связи е вышеизложенным» отсутствуют основания в принятии решения утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровый квартал <номер>), площадью 1020 кв.м., для заключения соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», находящегося в частной собственности (л.д. 37).
Из уведомления Администрации г.Серпухова в адрес Калиниковой М.Г. от 25.09.2018г. №вх-8/1399 на заявление о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым <номер>, площадью 820 кв. м и земельного участка, принадлежащего Вам на праве собственности, с кадастровым <номер>, площадью 200 кв. м, расположенного по <адрес>, усматривается, что согласно пп.9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федераций уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения, в том числе в случае, если образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9. настоящего Кодекса. Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к образуемым земельным участкам. В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 20.12.2017 № 243/28 земельный участок площадью 820 кв. м находится в зоне Ж-2 - «Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами». Вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства)) в данной зоне относится к основным видам. Предельная площадь земельных участков для индивидуального жилищного строительства: 500-3000 кв. м. Границы земельного участка не пересекают границы муниципальных образований и границы населенных пунктов. Из представленных документов не усматривается, что на указанном земельном участке находятся объекты недвижимости, а также нет доказательств, подтверждающих невозможность разрешенного использования вновь возведенных не нем объектов недвижимости. Отсутствуют обременения земельного участка. Образование земельного участка не приводит к вкрапливанию, вклиниванию, изломанности границ, черезполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другим федеральным законам. Таким образом, данный земельный участок соответствует требованиям к образуемым и измененным земельным участкам (ст. 11.9. Земельного кодекса Российской Федераций). Каких-либо, иных доказательств, подтверждающих, невозможность образования самостоятельного земельного участка не имеется. В соответствии с вышеизложенным, Администрацией городского округа Серпухова, отказано в перераспределении испрашиваемого земельного участка (л.д. 39-41).
В материалы представлена карточка регистрации сведений из муниципальной автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГ), содержащая фрагмент публичной кадастровой карты с границами земельного участка с кадастровым <номер> (л.д. 75), копию с плана г.Серпухова с границами земельного участка с кадастровым номером <номер> (л.д. 76), выписку из Правил землепользования и застройки территории (части территории) по состоянию на 18.01.2019г. (л.д. 77-87).
Из выписки из протокола Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 30.04.2015г. № 16 усматривается, что под номером 182 указано о разрешении вопроса о заключении нового договора аренды Администрации г.о.Серпухов Московской области земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 820 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения объектов ландшафтного дизайна, по <адрес> (заинтересованное лицо Калиникова М.Г.), решением отказано в расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым <номер> и заключении нового договора аренды Администрации г.о.Серпухов Московской области земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 820 кв.м. категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения объектов ландшафтного дизайна, по <адрес> в связи с нарушением процедуры, предусмотренной земельный кодексом РФ (л.д. 88-91).
Из выписки из протокола Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 10.04.2017г. № 35-З усматривается, что под номером 131 указано о разрешении проекта ОМС об изменении вида разрешенного использования земельных участков, в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, общей площадью 820 кв.м, текущий вид разрешенного использования – для размещения объектов ландшафтного дизайна, испрашиваемый вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, текущая категория земельного участка – земли населенных пунктов, испрашиваемая категория земельного участка - земли населенных пунктов. Решением отказано в согласовании проекта, учитывая, что заявитель Калиникова М.Г. не является правообладателем земельного участка (л.д. 92-93).
Из выписки из протокола Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 27.09.2017г. № 122-З усматривается, что под номером 182 указано о разрешении проекта ОМС о перераспределении в порядке ст. 39.28 ЗК РФ, кадастровый <номер>, общей площадью 1020 кв.м, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, категория земельного участка – земли населенных пунктов. Решением отказано в согласовании проекта, учитывая, что образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок (в соответствии с п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ) (л.д. 94-95).
В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области» реализация полномочий органами местного самоуправления, осуществляется при наличии согласования с Министерством имущественных отношений Московской области.
Частью 1 ст. 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены ст.39.28 ЗК РФ.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, регулируется ст.39.29 ЗК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно ч.4 ст.3.3 указанного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случая:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае образования земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) г.о.Серпухов Московской области, утвержденных решением совета депутатов г.о.Серпухов Московской области от 20.12.2017г. №243/28, по состоянию на 18.01.2019г., установлены минимальные и максимальные размеры: минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 500 кв. м; максимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 3000 кв. м. (л.д. 77-83).
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что перераспределение земельного участка осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом необходимо учитывать, что если перераспределение участка происходит за счет иных земель, находящихся в муниципальной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, данное обстоятельство, в силу положений п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, является основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В рассматриваемом случае, истец просит по существу путем перераспределения образовать новый земельный участок за счет участка, находящегося в его собственности и за счет уже сформированного, находящегося в муниципальной собственности, что безусловно указывает на наличие оснований, влекущих отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участков в силу требований п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, поскольку участок уже образован, состоит на кадастровом учете и как объект недвижимости отвечает требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
В силу выше приведенных положений закона имеет значение сам факт возможности образования земельного участка с учетом требований, предъявляемых земельным законодательством, а не вид его разрешенного использования.
По существу из анализа положений закона (ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ) следует, что возможность перераспределения земельных участков допускается только за счет свободных от прав земель путем присоединения их к принадлежащему участку. В настоящем случае, вопрос о перераспределении земельных участков ставится в отношении двух уже образованных земельных участков, обремененных на момент вынесения оспариваемого решения правами истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Калинниковой М. Г. к Администрации городского округа Серпухов Московской области о признании незаконным отказ в перераспределении земельного участка с кадастровым <номер> площадью 820 кв.м., расположенного по <адрес>, оформленный в письме от 25.09.2018 № вх-8/1399, об обязании рассмотреть заявление Калиниковой М.Г. о перераспределении земель исходя из заявления 30.08.2018 и приложенной к нему схемы об образовании земельного участка площадью 1020 кв.м., расположенного по <адрес>, из земельного участка с кадастровым <номер> площадью 200 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером 50:58:0080101:1311 площадью 820 кв.м. и подготовить соглашение о перераспределении земель, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: С.И.Цыцаркина
Мотивированное решение изготовлено 15.02.2019