Решение по делу № 33-1408/2022 от 24.05.2022

Судья Умнова М.Ю. УИД RS0-10

Докладчик - Портнягина А.А. Дело № 33-1408/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Южно-Сахалинск 16 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Портнягиной А.А.,

судей Качура И.О., Литвиновой Т.Н.,

при помощнике судьи Переваловой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черношкуренко Светланы Владимировны к департаменту образования г. Южно-Сахалинска о признании незаконным распоряжения, признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23-х лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городском округе "Город Южно-Сахалинск", по апелляционной жалобе истца Черношкуренко С.В. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 23 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Портнягиной А.А., судебная коллегия

установила:

08 ноября 2021 года Черношкуренко С.В. обратилась в суд с иском к департаменту образования г. Южно-Сахалинска о признании незаконным распоряжения, признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23-х лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городском округе "Город Южно-Сахалинск".

В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем обратилась к ответчику с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23-х лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городском округе "Город Южно-Сахалинск", в удовлетворении которого распоряжением департамента образования администрации г. Южно-Сахалинска от 08 октября 2021 года отказано. С данным отказом не согласна, поскольку ее мать решением суда была лишена родительских прав, а сведения об отце внесены в свидетельство о рождении со слов матери. С 1985 года обучалась в Смирныховской вспомогательной школе-интернате, жилое помещение за ней не закреплялось. С 1994 года переехала на постоянное место жительство в г. Южно-Сахалинск. Постановлением мэра г.Южно-Сахалинска от 10 сентября 2001 года была постановлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, однако жилым помещением не обеспечена, о причинах снятия с учета не известно. В связи с чем, просила суд признать незаконным распоряжение департамента образования г. Южно-Сахалинска от 08 октября 2021 года , признать за ней права на обеспечение жилым помещением с даты постановки на учет 10 сентября 2021 года, а также возложении обязанности включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23-х дет которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городском округе "Город Южно-Сахалинск".

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 23 марта 2022 года исковые требования Черношкуренко С.В. оставлены без удовлетворения.

На решение суда истец Черношкуренко С.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении искового заявления. Полагает, что действующим законодательством было предусмотрено включение лиц указанной категории в список нуждающихся в жилье и предоставление гражданам жилых помещений по месту жительства, строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или ином месте социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью. На момент достижения совершеннолетия истец значилась на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Поронайском районе, однако по достижении 23 лет жилым помещением обеспечена не была.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Черношкуренко С.В. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Представитель ответчика департамента образования г. Южно-Сахалинска в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, месте, времени рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив дело в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

При этом статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплен исчерпывающий перечень понятий, применяемых в целях регулирования правоотношений связанных с общими принципами, содержания и мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, в целях регулирования правоотношений, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с частью 1 статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма ("Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года)).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Черношкуренко С.В, ДД.ММ.ГГГГ в 1984 году осталась без попечения родителей, поскольку сведения об отце Ф.И.О.6 в свидетельство о рождении истца внесены со слов матери Ф.И.О.7, при этом последняя решением суда от 16 июля 1984 года лишена родительских прав в отношении дочери.

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних при Поронайском горисполкоме от 17 августа 1984 года Горбань С.В. (истец) определена в школу-интернат.

При рассмотрении гражданского дела по иску Черношкуренко С.В. к администрации г. Южно-Сахалинска, департаменту образования г. Южно-Сахалинска о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обсечению жилым помещением установлено, что в школе интернат "Радуга" истец находилась на полном государственном обеспечении с 1 сентября 1985 года по 30 августа 1994 года.

Также, что из письма администрации городского округа "Поронайский" от 16 февраля 2012 года следует, что Горбань С.В. (истцу) для решения вопроса об обеспечения ее жильем в п. Вахрушево необходимо обратиться в муниципальное образование городской округ "Вахрушево".

При этом доказательств обращения в компетентный орган с заявлением об обеспечении жилым помещением до достижения истцом возраста 23 лет в материалы дела Черношкуренко С.В. представлено не было.

Установив, что Черношкуренко С.В. достигла 45 лет, доказательств невозможности реализации права постановки на учет до достижения возраста 23-х лет ею не представлено, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеизложенных нормативно правовых актов, пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, так как достижение возраста более 23-х лет влечет утрату статуса сироты и возможность постановки на соответствующий учет с целью получения жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствует установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения при рассмотрении настоящего дела норм действующего жилищного законодательства на момент возникновения спорных правоотношений выводов суда не опровергают и основанием к отмене решения признаны быть не могут, поскольку постановленное решение им не противоречит.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло отражение в мотивировочной части решения, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.

Доводы апелляционной жалобы истца выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к повторению позиции, изложенной истцом в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона, на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы истца являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 23 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Черношкуренко С.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток Приморского края) в течение трех месяцев со дня вынесения через суд первой инстанции.

Председательствующий: А.А. Портнягина

Судьи: И.О. Качура

Т.Н. Литвинова

Мотивированное апелляционное определение составлено 23 июня 2022 года.

33-1408/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Черношкуренко Светлана Владимировна
Ответчики
Департамент образования г.Южно-Сахалинска
Другие
Козина Яна Викторовна
Чернышева Анастасия Вениаминовна
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Портнягина Анна Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.sah.sudrf.ru
24.05.2022Передача дела судье
16.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2022Передано в экспедицию
16.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее