Дело № 2-349/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2020 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Турковой С.А.,
при секретаре Хасановой А.В.,
с участием представителя истцов – Федоренко В.А., представителя ответчика Территориального управления Росимущества в Оренбургской области – Стерновой Ю.В., действующих на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова Дмитрия Юрьевича, Степановой Натальи Александровны, Степановой Ирины Дмитриевны, Степанова Михаила Дмитриевича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о расторжении договора на передачу жилого помещения в собственность граждан,
установил:
истцы обратились в суд с иском, указав, что на основании распоряжения Главы г. Оренбурга о предоставлении жилого помещения от 22.01.2007 года №п, Степанову Д.Ю. и членам его семьи на основании договора социального найма от 24.01.2007 г. передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 3-х комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 3 договора социального найма в жилое помещение совместно с нанимателем Степановым Д.Ю. вселены члены его семьи: Степанова Н.А. – жена, Степанова И.Д. – дочь, Степанов М.Д. – сын. В соответствии с договором № на передачу жилого помещения в собственность граждан от 19.03.2010 г. вышеуказанная квартира была передана им в общую долевую собственность по <данные изъяты> доли каждому. В интересах несовершеннолетних Степановой И.Д., Степанова М.Д. действовала мать Степанова Н.А.. В настоящее время истцы намерены проживать в <адрес>. Получение ими жилого помещения для постоянного проживания в <адрес> возможно только при условии освобождения (сдачи) квартиры по адресу: <адрес>. При этом, для сдачи данного жилого помещения необходимо прекратить их право собственности на него. В адрес ответчика было направлено предложение о расторжении договора на передачу жилого помещения в собственность граждан. Просят признать договор № на передачу жилого помещения в собственность граждан, заключенный 19.03.2010 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в лице заместителя начальника управления жилищной политики администрации г. Оренбурга ФИО9 и Степановым Д.Ю., Степановой Н.А., Степановой И.Д., Степановым М.Д., расторгнутым. Передать <адрес> в собственность Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области. Признать за Степановым Д.Ю., Степановой Н.А., Степановой И.Д., Степановой М.Д. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация г. Оренбурга, в качестве ответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Истцы Степанов Д.Ю., Степанова Н.А., Степанова И.Д., Степанов М.Д. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истца Федоренко В.А. в судебном заседании требования иска поддержала, просила удовлетворить по доводам в нем изложенным.
Представитель ответчика ТУ Росимущества в Оренбургской области Стернова Ю.В. в судебном заседании просила в удовлетворении иска к ТУ Росимущества в Оренбургской области отказать, в связи с тем, что ТУ Росимущества в Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку спорная квартира должна быть возвращена в сосбтсвенность Российской Федерации в лице уполномоченного органа – Министерства обороны РФ.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» отказать.
Представитель третьего лица администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав представителей истцов и ответчика ТУ Росимущества в Оренбургской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч. 1, 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 9.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" также предусматривается право граждан, приватизировавших жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, и обязанность соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или уполномоченных ими лиц принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, законом предусматривается право граждан при наличии их волеизъявления передать приватизированное ими жилое помещение в государственную и муниципальную собственность на основании соответствующего договора с заключением на указанное жилое помещение договора социального найма. Реализация данного права гражданами не ставится в зависимость от волеизъявления соответствующих органов местного самоуправления и органов исполнительной власти и уполномоченных ими лиц. В качестве необходимых условий в законе указано, что жилое помещение должно принадлежать гражданину на праве собственности в порядке приватизации, являться единственным местом постоянного проживания и быть свободным от обязательств. Иные условия для реализации гражданином данного права законом не устанавливаются.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора № на передачу жилого помещения в собственность граждан, заключенного 19.03.2010 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в лице заместителя начальника управления жилищной политики администрации г. Оренбурга ФИО9 и Степановым Д.Ю., Степановой Н.А., Степановой И.Д., Степановым М.Д., ТУ Росимущества в Оренбургской области передало в частную собственность по <данные изъяты> доли каждому квартиру, состоящую из 3-х комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>.
В договоре указано, что в интересах несовершеннолетних Степановой И.Д., Степанова М.Д. действовала мать Степанова Н.А..
На основании указанного договора за истцами зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, по <данные изъяты> доли за каждым, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.06.2010 г.
Как следует из искового заявления ввиду жизненных обстоятельств, истцы намерены переехать на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации, где намерены получить жилое помещение для постоянного проживания, в связи с чем им необходимо в установленном порядке сдать квартиру по адресу: <адрес>.
Спорная квартира является для истцов единственным местом для постоянного проживания и свободна от обязательств и обременений.
Поскольку специальной нормой закона - ст. 9.1 Закон Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, приватизировавших жилые помещения передать принадлежащие им жилые помещения в государственную собственность, а на органы исполнительной власти и уполномоченными ими лиц возложена обязанность по принятию указанных жилых помещений в собственность и заключению договоров социального найма, обязательства сторон договора приватизации подлежат прекращению.
При этом нормы права не содержат обязательных требований, по каким мотивам, причинам может быть передано жилое помещение в собственность муниципальных образований, государственную собственность, следовательно, такие мотивы и причины юридического значения не имеют.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истцы вправе реализовать свое право на передачу принадлежащего им жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства и свободного от обязательств, в государственную собственность, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Поскольку договор приватизации от 19.03.2010 года заключен истцами с ТУ Росимущества в Оренбургской области, то указанная квартира подлежит передаче в государственную собственность Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Оренбургской области, как ранее ей принадлежащая.
С учетом требований статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", возлагающей на органы исполнительной власти и уполномоченными ими лиц обязанность по принятию указанных жилых помещений в собственность и заключению договоров социального найма, суд полагает необходимым признать за истцами право пользования жилым помещением квартирой по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Степанова Дмитрия Юрьевича, Степановой Натальи Александровны, Степановой Ирины Дмитриевны, Степанова Михаила Дмитриевича удовлетворить.
Признать договор № на передачу жилого помещения в собственность граждан, заключенный 19.03.2010 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в лице заместителя начальника управления жилищной политики администрации г. Оренбурга ФИО9 и Степановым Дмитрем Юрьевичем, Степановой Натальей Александровной, Степановой Ириной Дмитриевной, Степановым Михаилом Дмитриевичем, расторгнутым.
Передать <адрес> в собственность Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Признать за Степановым Дмитрем Юрьевичем, Степановой Натальей Александровной, Степановой Ириной Дмитриевной, Степановым Михаилом Дмитриевичем право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
В удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение составлено 01 февраля 2020 года.