САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-18318/2016 |
Судья: Левина Е.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Малининой Н.Г. |
судей |
Кудасовой Т.А., Кордюковой Г.Л. |
при секретаре |
Любимовой А.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 сентября 2016 года апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Страховое общество «Сургутнефтегаз» на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11 мая 2016 года по делу № 2-374/2016 по иску Лебедева А.Е. к Обществу с ограниченной ответственностью «Страховое общество «Сургутнефтегаз» о взыскании страхового возмещения, неустойки, судебных расходов, компенсации морального вреда, штрафа.
Заслушав доклад судьи Малининой Н.Г., объяснения представителя Общества с ограниченной ответственностью «Страховое общество «Сургутнефтегаз» Гончаровой О.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Лебедева А.Е. – Лимаск В.В., возражавшей против отмены обжалуемого решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лебедев А.Е. обратился в Куйбышевский районный Санкт-Петербурга с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Страховое общество «Сургутнефтегаз» (далее - ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз»), в котором, уточнив требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, просил взыскать с ответчика страховое возмещение в размере <...> рублей, неустойку в размере <...> рублей, компенсацию морального вреда в размере <...> рублей, штраф в размере 50% от присужденной судом суммы, расходы по проведению оценки стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в размере <...> рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере <...> рублей, расходы по оплате услуг нотариуса в размере <...> рублей, расходы по проведению оценки стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в размере <...> рублей, компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что <...> мая 2013 года заключил с ответчиком договор страхования автомобиля Audi A3, гос.номер <...>. <...> августа 2013 года произошло ДТП, в результате которого автомобиль истца получил технические повреждения. <...> августа 2013 года истец обратился к ответчику с заявлением о страховом событии, предоставив необходимые документы. В дальнейшем по направлению ответчика был произведен осмотр транспортного средства, составлен акт осмотра от <...> сентября 2013 года и страховой акт от <...> октября 2013 года, согласно которому размер страхового возмещения составил <...> рублей. Не согласившись с указанным размером страхового возмещения, истец обратился в ФГБОУ ВПО <...> с целью определения рыночной стоимости восстановительного ремонта автомобиля. Согласно отчету № <...> от <...> марта 2015 года рыночная стоимость транспортного средства составила <...> рублей.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11 мая 2016 года исковые требования Лебедева А.Е. удовлетворены в части взыскания с ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз» страхового возмещения в размере <...> рублей, неустойки <...> рублей, компенсации морального вреда <...> рублей, штрафа <...> рублей, судебных расходов по оплате услуг представителя <...> рублей, расходов по проведению оценки стоимости восстановительного ремонта транспортного средства <...> рублей, расходов по оплате нотариальных услуг <...> рублей.
В апелляционной жалобе ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз» просит решение суда первой инстанции от 11 мая 2016 года отменить, как незаконное и необоснованное.
Действуя в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит возможным ограничиться проверкой законности и обоснованности судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы ответчика.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Лебедев А.Е. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон апелляционного процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что <...> мая 2013 года между истцом и ответчиком заключен договор добровольного страхования транспортного средства Audi A3, г.р.н <...>, принадлежащего истцу на праве собственности, страховая сумма составила <...> рублей.
В период действия договора страхования, <...> августа 2013 года произошел страховой случай, в результате которого транспортное средство получило значительные механические повреждения, в связи с чем истец обратился к ответчику с заявлением о наступлении страхового случая.
<...> октября 2013 года сторонами заключено соглашение № <...> о выплате страхового возмещения, по условиям которого страховщик производит страховую выплату в размере <...> рублей, стоимость годных остатков составляет <...> рублей.
Согласно расчету страховое возмещение было выплачено по правилам «полная гибель», поскольку стоимость восстановительного ремонта автомобиля превышает 80% от его действительной стоимости
Не согласившись с указанным размером страхового возмещения, истец обратился в ФГБОУ ВПО <...> с целью определения рыночной стоимости восстановительного ремонта автомобиля. Согласно отчету № <...> от <...> марта 2015 года рыночная стоимость транспортного средства составила <...> рублей.
<...> апреля 2015 года истец обратился к ответчику с досудебной претензией, в которой просил произвести доплату страхового возмещения в размере <...> рублей.
<...> апреля 2015 года ответчик направил в адрес истца ответ на указанную претензию, отказав в выплате страхового возмещения, указав, что страховое возмещение выплачено в полном объеме.В ходе рассмотрения заявленных требований судом первой инстанции была назначена и проведена судебная автотовароведческая экспертиза для определения рыночной стоимости годных остатков транспортного средства Audi A3, гос.рег.номер <...>, принадлежащего истцу на праве собственности. Проведение указанной экспертизы было поручено ООО <...>.
Согласно заключению эксперта № <...> от <...> марта 2016 года рыночная стоимость годных остатков транспортного средства Audi A3, г.р.н <...>, рассчитанная на дату ДТП - <...> августа 2013 года составляет <...> рублей.
Судебная коллегия в данном случае не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, поскольку экспертиза проведена компетентными экспертами, имеющими значительный стаж работы в соответствующих областях экспертизы, рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на основании определения суда о поручении проведения экспертизы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Разрешая требование истца о взыскании с ответчика недоплаченного страхового возмещения, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 421, 422, 929 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в данной части.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда и, вопреки доводам апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 927 Гражданского кодекса Российской Федерации страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Согласно пункту 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
По смыслу приведенных выше норм права в их взаимосвязи правила страхования средств автотранспорта являются неотъемлемой частью договора страхования и не должны содержать положения, противоречащие гражданскому законодательству и ухудшающие положение страхователя по сравнению с установленным законом.
Право страхователя (выгодоприобретателя) в случае гибели застрахованного имущества отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы установлено п. 5 статьи 10 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 20 "О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан", в случае полной гибели имущества, то есть при полном его уничтожении либо таком повреждении, когда оно не подлежит восстановлению, страхователю выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона об организации страхового дела (абандон).
Доводы апелляционной жалобы о добровольном заключении истцом соглашения о выплате страхового возмещения судебная коллегия находит противоречащими закону, поскольку пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (Определение Верховного Суда РФ от 21.07.2015 N 78-КГ15-17).
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Страховое общество «Сургутнефтегаз» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: