УИД 46RS0026-01-2020-000344-95
Дело №2а-47/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Хомутовка 05 февраля 2021 года
Хомутовский районный суд Курской области
в составе председательствующего судьи Резниченко А.В.
с участием помощника прокурора Хомутовского района Курской области Чигаревой Е.А.,
при ведении протокола секретарем Россомаха Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Хомутовского района Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Романовский сельсовет» Хомутовского района Курской области о признании бездействия незаконным, обязании разработать проекты санитарно-защитных зон кладбищ, и направить их для утверждения главному государственному санитарному врачу Курской области или его заместителю,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Хомутовского района Курской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к муниципальному образованию «Романовский сельсовет» о признании бездействия незаконным, обязании разработать проекты санитарно-защитных зон кладбищ, и направить их для утверждения главному государственному санитарному врачу Курской области или его заместителю. В обоснование своих требований сослался на то, что за административным ответчиком, на праве собственности, зарегистрировано 5 кладбищ, которые согласно санитарно-эпидемиологических норм отнесены к V категории класса опасности. В силу закона на административного ответчика, как на орган местного самоуправления возложена обязанность организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в том числе, обязанность планирования территории санитарно-защитной зоны. Однако административным ответчиком, в нарушении действующих норм, не приняты меры по разработке проектов зон санитарно-защитных зон, что может повлечь вред жизни, здоровью жителей, круг которых определить не представляется возможным
В судебном заседании помощник прокурора Хомутовского района Курской области Чигарева Е.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени рассмотрения административного дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил в суд ходатайство, в котором возражал против удовлетворения заявленных требовании, указал, что в собственности муниципального образования находятся сельские кладбища, отнесенные к V классу опасности, а согласно абз. 2 п. 2.1, п.п. 3 класс V п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в отношении сельских кладбищ V категории опасности проекты санитарно-защитные зоны не подлежат установлению, поскольку в отношении них установлены размеры санитарно-защитной зоны.
Представитель заинтересованного лица управление Роспотребнадзора по Курской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом. Представил письменные пояснения в которых полагал, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что за административным ответчиком, на праве собственности, зарегистрировано 5 кладбищ, с видом разрешенного использования земельных участков – ритуальная деятельность, а именно:
кладбище в п.Плетнев площадью 2521 кв.м с кадастровым номером 46:26:170102:125,
кладбище в с.Старшее площадью 6060 кв.м с кадастровым номером 46:26:200501:250,
кладбище в с.Веть площадью 20320 кв.м с кадастровым номером 46:26:170104:32,
кладбище в с.Деменино площадью 8120 кв.м с кадастровым номером 46:26:200301:154,
кладбище в п.Шевченко площадью 3050 кв.м с кадастровым номером 46:26:170202:104.
Согласно п. 22 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ (ред. от 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Пунктом 5 ст. 1 Закона Курской области от 23.08.2016 № 57-ЗКО (ред. от 26.02.2019) «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями Курской области закреплены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений.
Из Устава муниципального образования «Романовский сельсовет» Хомутовского района Курской области следует, что к полномочиям администрации сельского поселения, кроме всего прочего, относится также организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п. 18 ст. 3 Устава).
Всоответствии с абзацем 3 части 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
На основании статьи 11 указанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.12.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года (ред. от 25 апреля 2014) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.12.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.12.1.1.1200-03) установлено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее – санитарно - защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 сельские кладбища отнесены к объектам 5 класса опасности.
В соответствии с пунктами 1.2. 2.1. главой 7 и приложениями 1-6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для объектов 5 класса опасности санитарно-защитная зона не устанавливается в случае, если уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки менее 0,1 ПДК или ПДУ. Минимальный размер санитарно-защитной зоны составляет 50 м.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 года № 222 (ред. от 21.12.2018) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Постановление Правительства РФ № 222) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления
Согласно п.п. б п. 3 Постановления Правительства РФ № 222 Управление Роспотребнадзора по Курской области, как территориальный орган в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности принимают решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.
К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются проект санитарно-защитной зоны.
Указанное означает, что муниципальные образования не могут самостоятельно решать вопрос о необходимости установления или не установления санитарно-защитных зон кладбищ.
Оценивая доводы административного ответчика о том, что требования прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку у административного ответчика в собственности находятся сельские кладбища отнесенные к V классу опасности, а согласно абз. 2 п. 2.1, п.п. 3 класс V п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в отношении сельских кладбищ V категории опасности проекты санитарно-защитные зоны не подлежат установлению, поскольку в отношении них установлены размеры санитарно-защитной зоны, суд приходит к следующему.
Как следует из пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В отличие от п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, п. 1 Постановления Правительства РФ № 222 установлено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются не только в отношении вновь строящихся и реконструируемых промышленных объектов, но и в отношении действующих объектов.
Постановление Правительства РФ № 222 принято позже СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, имеет более высокую юридическую силу, в связи с чем доводы административного ответчика подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Хомутовского района Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Романовский сельсовет» Хомутовского района Курской области удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Романовский сельсовет» Хомутовского района Курской области – незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Романовский сельсовет» Хомутовского района Курской области в срок до 01 декабря 2021 года разработать проекты санитарно-защитных зон следующих кладбищ:
кладбище в п.Плетнев площадью 2521 кв.м с кадастровым номером 46:26:170102:125,
кладбище в с.Старшее площадью 6060 кв.м с кадастровым номером 46:26:200501:250,
кладбище в с.Веть площадью 20320 кв.м с кадастровым номером 46:26:170104:32,
кладбище в с.Деменино площадью 8120 кв.м с кадастровым номером 46:26:200301:154,
кладбище в п.Шевченко площадью 3050 кв.м с кадастровым номером 46:26:170202:104
и направить проекты для утверждения главному государственному санитарному врачу Курской области или его заместителю.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Хомутовский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 08 февраля 2021 года.
Председательствующий А.В. Резниченко