Решение по делу № 33-1345/2023 от 30.01.2023

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

УИД 36RS0-71

Дело

Дело в суде первой инстанции

Строка

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 февраля 2023 г. <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего ФИО8

судей ФИО7, ФИО2,

при секретаре ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи ФИО7

гражданское дело по иску ФИО1 к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обязании обеспечить обувью и компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе ГУ Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,

на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

(судья ФИО4),

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обязании обеспечить обувью и компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указала, что являлась инвалидом с 1977 года. С мая 1991 года ей установлена 2 группа инвалидности.

Согласно индивидуальной программе реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ИПРА) ей рекомендованы, в том числе, обувь ортопедическая при односторонней ампутации без утепленной подкладки 1 шт.; обувь ортопедическая при односторонней ампутации на утепленной подкладке 1 шт. и обувь на протез - 2 шт.: без утепленной подкладки (1 шт.) и на утепленной подкладке (1 шт.).

ДД.ММ.ГГГГ в региональное отделение Фонда через Единый портал государственных и муниципальных услуг ей было подано заявление о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, которое было зарегистрировано под , после чего ей по телефону сообщили, что её заявление не соответствует положениям Приказа Министерства труда и социальной зашиты России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены», согласно которому она имеет право только на одну пару обуви. В связи с этим, ее поставили на учет по обеспечению обувью ортопедической на сохраненную конечность и протез только на утепленной подкладке.

Полагала свои права нарушенными, в связи с необоснованным лишением второй пары обуви (летней), ДД.ММ.ГГГГ она подала претензию в ФСС через электронную приемную. В ответ на претензию ответчик сослался на пункт 9 Порядка обеспечения TCP, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому срок пользования техническим средством исчисляется с даты предоставления его инвалиду. Пунктом 9 «Ортопедическая обувь» раздела «Технические средства реабилитации» Приказа н установлен срок пользования ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез на утепленной (без утепленной) подкладке(и), не менее 1 года.

Поскольку она получала предыдущую обувь ДД.ММ.ГГГГ, то этот год истек ДД.ММ.ГГГГ

Однако, ответчик необоснованно исчислял срок с марта 2022 года, не учитывая два предыдущих года.

Кроме того, срок – один год эксплуатации установлен по каждому коду ТCP: по коду 9-01 обувь без утепленной подкладки и по коду 9-02 обувь на утепленной подкладке.

Однако ответчик считал, что суммарное исчисление сроков пользования указанными изделиями, максимально возможное количество ортопедических изделий (ортопедической обуви сложной на сохраненную конечность и обуви на протез на утепленной (без утепленной) подкладке(и), которое может быть выдано инвалиду ежегодно (при обеспечении в натуральной форме или при выплате компенсации) составит не более 1 пары. Ежегодное предоставление инвалидам ортопедической обуви сложной на сохраненную конечность и обуви на протез на утепленной (без утепленной) подкладке(и) в количестве 2 пар, как в натуральной форме, так и путем выплаты компенсаций, не соответствовало положениям Приказа н, поскольку при выдаче обуви в количестве 2 пар срок пользования каждой парой составит по 6 месяцев, что вдвое меньше установленных Приказом н сроков пользования.

Такую позицию ответчика она считала необоснованной, поскольку на каждый код TCP установлен свой срок эксплуатации. В противном случае будет складываться ситуация, при которой инвалид летом будет использовать утепленную обувь, а зимой легкую, что не имело смысла.

Просила суд: обязать отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обеспечить её парой обуви на утепленной основе и парой обуви без утепленной основы не через год, а в ближайшее время, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 231 000 рублей (л.д. 3-4).

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить ФИО1, предусмотренной выданной ей индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, ортопедической обувью без утепленной подкладки на основании обращения ФИО1 в 2022 году.

В удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда отказать» (л.д. 51, 52-54).

Не согласившись с постановленным решением суда, отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, а также о принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований (л.д. 58-59).

В судебное заседание явились: представитель отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> - ФИО5

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно статье 11 Закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

В силу статьи 11.1 Закона №181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Порядок ), в соответствии с пунктом 2 которого обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно пунктам 3-5 Порядка обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется, в частности, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 является инвалидом II группы.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА), в которой ей рекомендованы технические средства реабилитации (далее – ТСР), в том числе: [8-94] обувь на протез: 2 шт. – бессрочно; [9-03] обувь ортопедическая при односторонней ампутации без утепленной подкладки: 1 шт. – бессрочно; [9-04] обувь ортопедическая при односторонней ампутации на утепленной подкладке: 1 шт. – бессрочно.

На основании заявки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была обеспечена обувью без утепленной подкладки: 1 шт. и обувью на утепленной подкладке: 1 шт.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Государственное учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ ВРО ФСС) с заявлением об обеспечении её ТСР в виде [9-03] обувь ортопедическая при односторонней ампутации без утепленной подкладки и [9-04] обувь ортопедическая при односторонней ампутации на утепленной подкладке, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ она была обеспечена обувью на утепленной подкладке (акт сдачи-приемки работ от ДД.ММ.ГГГГ).

В обеспечении обувью без утепленной подкладки ФИО1 отказано, что ответчиком не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ ВРО ФСС с претензией, на которое ей был дан ответ об отказе в её удовлетворении со ссылкой на то, что в случае предоставления ей обуви без утепленной подкладки будут нарушены сроки пользования ТСР, исчисляемые суммарно (л.д.7-9).

На момент обращения ФИО6 сроки пользования ТСР были установлены Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями» (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ ) (далее – Приказ н).

Пунктом 9 Приказа -н предусмотрены следующие сроки пользования ортопедической обувью:

Ортопедическая обувь без утепленной подкладки (пункт 9-01) по коду 9-01-02: Ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез без утепленной подкладки (пара) – не менее 1 года (для детей-инвалидов - не менее 3 месяцев);

Ортопедическая обувь на утепленной подкладке (пункт 9-02) по коду 9-02-02: Ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез на утепленной подкладке (пара) – не менее 1 года (для детей-инвалидов - не менее 3 месяцев).

Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя исковые требования ФИО6, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, учитывая, что инвалид подлежит обеспечению каждым ТСР, указанным в выданном инвалиду ИПРА (по каждому коду), согласно установленных сроков пользования ТСР применительно к каждому коду ТСР, исходил из того, что в ИПРА ФИО1 (обязательной для исполнения ГУ ВРО ФСС) рекомендовано ТСР по коду обувь ортопедическая при односторонней ампутации без утепленной подкладки: 1 шт. – бессрочно; и по коду обувь ортопедическая при односторонней ампутации на утепленной подкладке: 1 шт. – бессрочно, пришел к выводу, что истица подлежит обеспечением каждым из указанных ТСР в течение одного календарного года.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с такими выводами суда, как основанными на верной оценке обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о не привлечении к участию в деле Учреждения медико-социальной экспертизы по <адрес> для определения нуждаемости в обеспечении инвалида ТСР и установления сроков пользования ТСР несостоятельны, поскольку основаны на ошибочном толковании норм процессуального права и не опровергают выводы суда первой инстанции.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, ей рекомендованы технические средства реабилитации (далее – ТСР), в том числе: [8-94] обувь на протез: 2 шт. – бессрочно; [9-03] обувь ортопедическая при односторонней ампутации без утепленной подкладки: 1 шт. – бессрочно; [9-04] обувь ортопедическая при односторонней ампутации на утепленной подкладке: 1 шт. – бессрочно.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В силу пункта 9 Порядка сроки пользования техническими средствами (изделиями) устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты предоставления его инвалиду (ветерану).

Таким образом, оснований для привлечения к участию в деле Учреждения медико-социальной экспертизы по <адрес> не имеется.

Ссылки в жалобе на то, что судом не указаны нормы материального права, обязывающие уполномоченный орган осуществлять обеспечение, ежегодно, инвалида двумя видами ортопедической обувью (зимней и летней) одновременно, отклоняются судебной коллегией, поскольку как правильно указал суд в своем решении, что такое понятие как общее количество выдаваемых инвалиду ТСР вышеуказанными нормативно-правовыми актами не предусмотрено, в связи с чем, срок использования конкретного ТСР установлен применительно и исключительно к такому ТСР, указанному в ИПРА инвалида. Иное толкование приведенных норм, в том числе о необходимости суммарного исчисления срока пользования всеми ТСР, указанными в ИПРА инвалида, будет противоречить Конституции Российской Федерации и общему смыслу и направленности норм приведенного выше федерального законодательства.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, поскольку в предыдущий раз ФИО1 была обеспечена соответствующими ТСР ДД.ММ.ГГГГ, т.е. более чем 1 год, предшествующий ее обеспечению ТСР в 2022 году, соответственно, заявленные требования об обеспечении ее обувью являются законными.

Решение суда в части отказа во взыскании компенсации морального вреда не обжалуется, в связи с чем, не может являться предметом проверки судебной коллегии.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению не усматривается.

Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, апелляционную жалобу отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

УИД 36RS0-71

Дело

Дело в суде первой инстанции

Строка

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 февраля 2023 г. <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего ФИО8

судей ФИО7, ФИО2,

при секретаре ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи ФИО7

гражданское дело по иску ФИО1 к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обязании обеспечить обувью и компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе ГУ Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,

на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

(судья ФИО4),

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обязании обеспечить обувью и компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указала, что являлась инвалидом с 1977 года. С мая 1991 года ей установлена 2 группа инвалидности.

Согласно индивидуальной программе реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ИПРА) ей рекомендованы, в том числе, обувь ортопедическая при односторонней ампутации без утепленной подкладки 1 шт.; обувь ортопедическая при односторонней ампутации на утепленной подкладке 1 шт. и обувь на протез - 2 шт.: без утепленной подкладки (1 шт.) и на утепленной подкладке (1 шт.).

ДД.ММ.ГГГГ в региональное отделение Фонда через Единый портал государственных и муниципальных услуг ей было подано заявление о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, которое было зарегистрировано под , после чего ей по телефону сообщили, что её заявление не соответствует положениям Приказа Министерства труда и социальной зашиты России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены», согласно которому она имеет право только на одну пару обуви. В связи с этим, ее поставили на учет по обеспечению обувью ортопедической на сохраненную конечность и протез только на утепленной подкладке.

Полагала свои права нарушенными, в связи с необоснованным лишением второй пары обуви (летней), ДД.ММ.ГГГГ она подала претензию в ФСС через электронную приемную. В ответ на претензию ответчик сослался на пункт 9 Порядка обеспечения TCP, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому срок пользования техническим средством исчисляется с даты предоставления его инвалиду. Пунктом 9 «Ортопедическая обувь» раздела «Технические средства реабилитации» Приказа н установлен срок пользования ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез на утепленной (без утепленной) подкладке(и), не менее 1 года.

Поскольку она получала предыдущую обувь ДД.ММ.ГГГГ, то этот год истек ДД.ММ.ГГГГ

Однако, ответчик необоснованно исчислял срок с марта 2022 года, не учитывая два предыдущих года.

Кроме того, срок – один год эксплуатации установлен по каждому коду ТCP: по коду 9-01 обувь без утепленной подкладки и по коду 9-02 обувь на утепленной подкладке.

Однако ответчик считал, что суммарное исчисление сроков пользования указанными изделиями, максимально возможное количество ортопедических изделий (ортопедической обуви сложной на сохраненную конечность и обуви на протез на утепленной (без утепленной) подкладке(и), которое может быть выдано инвалиду ежегодно (при обеспечении в натуральной форме или при выплате компенсации) составит не более 1 пары. Ежегодное предоставление инвалидам ортопедической обуви сложной на сохраненную конечность и обуви на протез на утепленной (без утепленной) подкладке(и) в количестве 2 пар, как в натуральной форме, так и путем выплаты компенсаций, не соответствовало положениям Приказа н, поскольку при выдаче обуви в количестве 2 пар срок пользования каждой парой составит по 6 месяцев, что вдвое меньше установленных Приказом н сроков пользования.

Такую позицию ответчика она считала необоснованной, поскольку на каждый код TCP установлен свой срок эксплуатации. В противном случае будет складываться ситуация, при которой инвалид летом будет использовать утепленную обувь, а зимой легкую, что не имело смысла.

Просила суд: обязать отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обеспечить её парой обуви на утепленной основе и парой обуви без утепленной основы не через год, а в ближайшее время, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 231 000 рублей (л.д. 3-4).

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить ФИО1, предусмотренной выданной ей индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, ортопедической обувью без утепленной подкладки на основании обращения ФИО1 в 2022 году.

В удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда отказать» (л.д. 51, 52-54).

Не согласившись с постановленным решением суда, отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, а также о принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований (л.д. 58-59).

В судебное заседание явились: представитель отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> - ФИО5

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно статье 11 Закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

В силу статьи 11.1 Закона №181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Порядок ), в соответствии с пунктом 2 которого обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно пунктам 3-5 Порядка обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется, в частности, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 является инвалидом II группы.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА), в которой ей рекомендованы технические средства реабилитации (далее – ТСР), в том числе: [8-94] обувь на протез: 2 шт. – бессрочно; [9-03] обувь ортопедическая при односторонней ампутации без утепленной подкладки: 1 шт. – бессрочно; [9-04] обувь ортопедическая при односторонней ампутации на утепленной подкладке: 1 шт. – бессрочно.

На основании заявки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была обеспечена обувью без утепленной подкладки: 1 шт. и обувью на утепленной подкладке: 1 шт.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Государственное учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ ВРО ФСС) с заявлением об обеспечении её ТСР в виде [9-03] обувь ортопедическая при односторонней ампутации без утепленной подкладки и [9-04] обувь ортопедическая при односторонней ампутации на утепленной подкладке, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ она была обеспечена обувью на утепленной подкладке (акт сдачи-приемки работ от ДД.ММ.ГГГГ).

В обеспечении обувью без утепленной подкладки ФИО1 отказано, что ответчиком не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ ВРО ФСС с претензией, на которое ей был дан ответ об отказе в её удовлетворении со ссылкой на то, что в случае предоставления ей обуви без утепленной подкладки будут нарушены сроки пользования ТСР, исчисляемые суммарно (л.д.7-9).

На момент обращения ФИО6 сроки пользования ТСР были установлены Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями» (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ ) (далее – Приказ н).

Пунктом 9 Приказа -н предусмотрены следующие сроки пользования ортопедической обувью:

Ортопедическая обувь без утепленной подкладки (пункт 9-01) по коду 9-01-02: Ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез без утепленной подкладки (пара) – не менее 1 года (для детей-инвалидов - не менее 3 месяцев);

Ортопедическая обувь на утепленной подкладке (пункт 9-02) по коду 9-02-02: Ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез на утепленной подкладке (пара) – не менее 1 года (для детей-инвалидов - не менее 3 месяцев).

Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя исковые требования ФИО6, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, учитывая, что инвалид подлежит обеспечению каждым ТСР, указанным в выданном инвалиду ИПРА (по каждому коду), согласно установленных сроков пользования ТСР применительно к каждому коду ТСР, исходил из того, что в ИПРА ФИО1 (обязательной для исполнения ГУ ВРО ФСС) рекомендовано ТСР по коду обувь ортопедическая при односторонней ампутации без утепленной подкладки: 1 шт. – бессрочно; и по коду обувь ортопедическая при односторонней ампутации на утепленной подкладке: 1 шт. – бессрочно, пришел к выводу, что истица подлежит обеспечением каждым из указанных ТСР в течение одного календарного года.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с такими выводами суда, как основанными на верной оценке обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о не привлечении к участию в деле Учреждения медико-социальной экспертизы по <адрес> для определения нуждаемости в обеспечении инвалида ТСР и установления сроков пользования ТСР несостоятельны, поскольку основаны на ошибочном толковании норм процессуального права и не опровергают выводы суда первой инстанции.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, ей рекомендованы технические средства реабилитации (далее – ТСР), в том числе: [8-94] обувь на протез: 2 шт. – бессрочно; [9-03] обувь ортопедическая при односторонней ампутации без утепленной подкладки: 1 шт. – бессрочно; [9-04] обувь ортопедическая при односторонней ампутации на утепленной подкладке: 1 шт. – бессрочно.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В силу пункта 9 Порядка сроки пользования техническими средствами (изделиями) устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты предоставления его инвалиду (ветерану).

Таким образом, оснований для привлечения к участию в деле Учреждения медико-социальной экспертизы по <адрес> не имеется.

Ссылки в жалобе на то, что судом не указаны нормы материального права, обязывающие уполномоченный орган осуществлять обеспечение, ежегодно, инвалида двумя видами ортопедической обувью (зимней и летней) одновременно, отклоняются судебной коллегией, поскольку как правильно указал суд в своем решении, что такое понятие как общее количество выдаваемых инвалиду ТСР вышеуказанными нормативно-правовыми актами не предусмотрено, в связи с чем, срок использования конкретного ТСР установлен применительно и исключительно к такому ТСР, указанному в ИПРА инвалида. Иное толкование приведенных норм, в том числе о необходимости суммарного исчисления срока пользования всеми ТСР, указанными в ИПРА инвалида, будет противоречить Конституции Российской Федерации и общему смыслу и направленности норм приведенного выше федерального законодательства.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, поскольку в предыдущий раз ФИО1 была обеспечена соответствующими ТСР ДД.ММ.ГГГГ, т.е. более чем 1 год, предшествующий ее обеспечению ТСР в 2022 году, соответственно, заявленные требования об обеспечении ее обувью являются законными.

Решение суда в части отказа во взыскании компенсации морального вреда не обжалуется, в связи с чем, не может являться предметом проверки судебной коллегии.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению не усматривается.

Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, апелляционную жалобу отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

33-1345/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Голощапова Ирина Юрьевна
Ответчики
ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Суд
Воронежский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
30.01.2023Передача дела судье
21.02.2023Судебное заседание
03.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2023Передано в экспедицию
21.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее