Дело № 58RS0008-01-2022-001488-20
№ 2-953/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2022 года г. Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Миллер С.А.
при секретаре Яковлевой Ю.Б.,
рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г.Пензы в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ТСЖ «Центральный» о защите неопределенного круга потребителей,
установил:
Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» обратилось в суд с иском к ТСЖ «Центральный» о защите неопределенного круга потребителей, указав, что 11.02.2022г. Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» провело общественный контроль по вопросу размещения ТСЖ «Центральный» информации в ГИС ЖКХ, в ходе которого было установлено, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Пенза, ул. Ладожская, 153, в ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: класс энергетической эффективности, конструктивные элементы многоквартирного дома – материал несущих стен, использование общего имущества многоквартирного дома.
На электронную почту ТСЖ «Центральный» было направлено претензионное письмо с требованием об устранении выявленных нарушений, в котором был установлен трехдневный срок для удовлетворения заявленного требования.
ТСЖ «Центральный» выявленные нарушения не устранены.
Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» просило:
признать незаконными действия ТСЖ «Центральный» по непредставлению неопределенному кругу потребителей информации в ГИС ЖКХ,
обязать ТСЖ «Центральный» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, в срок, установленный судом, разместить информацию в ГИС ЖКХ, предусмотренную ст.ст. 6, 7 Федерального закона от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»,
обязать ТСЖ «Центральный» довести в установленный судом срок через средства массовой информации – областную газету «Наша Пенза» резолютивную часть решения суда до сведения потребителей,
взыскать с ТСЖ «Центральный» судебные издержки в размере 20000 руб.
В ходе судебного разбирательства Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» уточнило исковые требования, просило обязать ТСЖ «Центральный» внести в ГИС ЖКХ информацию о классе энергетической эффективности, конструктивных элементах многоквартирного дома – материале несущих стен по многоквартирному дому № 153 по ул. Ладожской в г.Пензе.
Представитель Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ТСЖ «Центральный» Курышев А.В. в судебном заседании выразил несогласие с иском, указав, что в управлении ТСЖ «Центральный» находится дом № 169А по ул. Суворова в г.Пензе, а не дом № 153 по ул. Ладожской в г.Пензе. Вся необходимая информация в ГИС ЖКХ в отношении многоквартирного дома № 169А по ул. Суворова в г.Пензе ТСЖ «Центральный» размещена. 11.02.2022г. на электронную почту ТСЖ «Центральный» поступило письмо Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» с указанием на неразмещение в ГИС ЖКХ информации о классе энергетической эффективности, конструктивных элементах многоквартирного дома- материале несущих стен, использовании общего имущества. 11.02.2022г. ТСЖ «Центральный» в ГИС ЖКХ размещена информация о заключенных договорах аренды общего имущества многоквартирного дома № 169А по ул. Суворова в г.Пензе. Информация о конструктивных элементах многоквартирного дома – материале несущих стен размещена в ГИС ЖКХ до 11.02.2022г. Информация о классе энергетической эффективности должна размещаться органом местного самоуправления. Оснований для взыскания с ТСЖ «Центральный» в пользу Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» судебных издержек не имеется.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Общественным движением «Ассоциация потребителей Пензенской области» проведена проверка по вопросу размещения в ГИС ЖКХ ТСЖ «Центральный», осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Пенза, ул. Суворова, 169А, информации, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», составлен акт общественного контроля от 11.02.2022г. № 243, согласно которому в ГИС ЖКХ отсутствует информация о классе энергетической эффективности, конструктивных элементах многоквартирного дома – материале несущих стен, использовании общего имущества многоквартирного дома.
Общественным движением «Ассоциация потребителей Пензенской области» на электронную почту ТСЖ «Центральный» 11.02.2022г. направлено письмо с просьбой о размещении указанной информации в ГИС ЖКХ.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено, что государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством;
субъекты, размещающие информацию в системе (далее - поставщики информации), - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
Согласно ч. 18 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона.
В силу п.п. 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в системе должны размещаться:
информация о лицах, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;
информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг;
информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние;
информация об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;
информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ;
информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг;
информация о приборах учета, используемых для определения объема (количества) ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и об использовании показаний этих приборов при расчете стоимости таких услуг;
информация о соблюдении установленных параметров качества товаров, выполненных работ, оказанных услуг организациями, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, предоставляющими коммунальные услуги, а также лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе информация о фактах и количественных значениях отклонений от параметров качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
информация о проведении ремонта, в том числе планово-предупредительного ремонта, и выполнении работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе связанных с ограничением или приостановкой предоставления коммунальных услуг;
информация о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги;
информация о ценах на услуги по управлению в многоквартирном доме;
информация о ценах, тарифах, установленных на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них;
информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;
информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, или лица, уполномоченного в установленном жилищным законодательством порядке представлять в отношениях с третьими лицами интересы собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление этим домом, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ;
информация о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;
информация об установленных в договорах сроках внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также о сроках представления платежных документов, на основании которых вносится такая плата;
информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования;
информация о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе управления указанным домом и способе формирования фонда капитального ремонта, а также документы, подтверждающие принятие соответствующих решений;
условия договора управления многоквартирным домом, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таком договоре в соответствии с законодательством Российской Федерации, договор, а также предусмотренный законодательством Российской Федерации отчет о выполнении такого договора;
договоры о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры;
информация о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения.
Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014г. определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.
В управлении ТСЖ «Центральный» находится дом № 169А по ул. Суворова в г.Пензе, а не дом № 153 по ул. Ладожской в г.Пензе, как указано в исковом заявлении Общественным движением «Ассоциация потребителей Пензенской области».
Информация о конструктивных элементах многоквартирного дома- материале несущих стен, использовании общего имущества многоквартирного дома № 169А по ул. Суворова в г.Пензе размещена ТСЖ «Центральный» в ГИС ЖКХ (до обращения Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» в суд с данным иском), что подтверждается скриншотами, представленными ТСЖ «Центральный».
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в системе должны размещаться документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов.
В силу п. 2 ч. 16 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» информацию, предусмотренную п. 14 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=53EE04F63B4B72FC4B768E8E807A74849B04BBC7D7714D91F20457DEBFDD157DFE77E33F177F59F01F99ABA8B545330D52518B64C41999C5gDK7L" ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона, размещают в системе органы местного самоуправления.
Общественным движением «Ассоциация потребителей Пензенской области» заявлено о взыскании с ТСЖ «Центральный» судебных издержек в размере 20000 руб.
Как усматривается из договора на оказание экспертных услуг в рамках проведения общественного контроля от 11.02.2022г., заключенного между Общественным движением «Ассоциация потребителей Пензенской области» и Яшиным С.А., Яшин С.А. обязался выполнить работу в рамках ст.ст. 45, 46 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», а именно:
провести общественный контроль в ГИС ЖКХ по вопросу размещения информации согласно ст. 6, п. 18 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» ТСЖ «Центральный» по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Пенза, ул. Суворова, 169А;
провести экспертизу качества (правовой анализ акта общественного контроля) размещения информации ТСЖ «Центральный» в ГИС ЖКХ по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Пенза, ул. Суворова, 169А;
начало работы с 11.02.2022г.,
работа считается выполненной после подписания акта сдачи-приемки,
Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» обязуется выплатить Яшину С.А. вознаграждение в размере 20000 руб. за выполненную работу.
20.02.2022г. Общественным движением «Ассоциация потребителей Пензенской области» и Яшиным С.А. подписан акт сдачи-приемки к договору на оказание экспертных услуг в рамках проведения общественного контроля, в котором указано на выплату Яшину С.А. вознаграждения в размере 20000 руб.
Согласно уставу Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим формированием, созданным в форме общественного движения, не имеющего членства, созданного по инициативе граждан, объединившихся на основе общности взглядов на формирование экономических, социально-политических, правовых и общественных отношений. Основной целью является защита прав и интересов потребителей.
В соответствии с п. 2 ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Согласно ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
В силу ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
ГПК РФ, предоставляя организациям, перечисленным в ст. 46 ГПК РФ, полномочие выступать в судебном процессе в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, подразумевает самостоятельное осуществление этими субъектами данного правомочия без привлечения представителей на возмездной основе. Наделение законом перечисленных в ст. 46 ГПК РФ организаций названной функцией предопределяет наличие у них необходимых ресурсов для ее осуществления (соответствующий штат работников, обладающих надлежащим уровнем юридических знаний, финансирование данной деятельности или предусмотрение в законе иных материальных источников возмещения расходов, понесенных в связи с участием в деле в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц).
Предоставив п. 2 ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам), имеющим статус юридического лица, для осуществления уставных целей право на обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей), законодатель в п. 6 ст. 13 указанного Закона закрепил положение, согласно которому пятьдесят процентов суммы штрафа, взысканного в пользу потребителя, перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам). Данная норма гарантирует этим объединениям в том числе и компенсацию расходов, понесенных ими в судебном процессе, в случае обращения в суд в защиту конкретного потребителя.
В ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрена возможность при удовлетворении судом иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом) в интересах неопределенного круга потребителей, возмещения общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу) всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов.
Общественным движением «Ассоциация потребителей Пензенской области» не представлено доказательств несения судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд с настоящим иском и связанных с рассмотрением данного гражданского дела необходимых расходов.
Статьей 98 ГПК РФ предусмотрена возможность возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение.
Иск Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ТСЖ «Центральный» о защите неопределенного круга потребителей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 28.04.2022г.
Судья С.А. Миллер