Дело № 2-795/ 16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2016 года сл. Большая Мартыновка
Мартыновский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Шевцова Д.Г.,
при секретаре Гавриловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молчановой <данные изъяты> к ГУ УПФ РФ в <адрес> о зачете стажа работы в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии и обязании назначить пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Молчанова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ УПФ в <адрес> о признании решения недействительным, включении в стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В заявлении истец указала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в <адрес> № от 20.05.2016 года Молчановой Е.А. в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано в связи с отсутствием у него необходимого для этого 25-летнего <данные изъяты> стажа. С таким решением комиссии Молчанова Е.А. не согласилась и, полагая, что пенсионными органами при подсчете ее специального стажа необоснованно исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 27.01.2003г. по 26.06.2003г., с 19.10.2009г. по 12.12.2009г., с 04.05.2011г. по 23.05.2011г., с 18.05.2013г. по 31.05.2013г., обратилась в суд с иском, в котором просит признать решение ГУ УПФ РФ в <адрес> № от 20.05.2016г., недействительным, включить в ее <данные изъяты> стаж указанные выше периоды, обязать пенсионные органы назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 25.04.2016г.
В судебном заседании Молчанова Е.А. пояснила, что работает в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, поддержала свои требования и пояснила, что на курсы повышения квалификации она направлялась работодателем. В период нахождения на курсах повышения квалификации за нею сохранялась заработная плата и уплачивались необходимые взносы. Просит суд включить в стаж истица вышеуказанные периоды работы, так как включение этих периодов необходимо истцу для получения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением <данные изъяты> деятельности и выплачивать ей пенсию с момента обращения в пенсионный фонд, а именно с 25.04.2016 года.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в <адрес> в судебное заседание не явилась, представила возражения в которых с исковыми требованиями не согласилась, указала что действующее законодательство не позволяет включить истцу периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Просит в иске отказать, рассмотреть дело без ее участия.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, по следующим основаниям.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину указанной пенсии досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
Согласно Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее 5 лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Данные положения были закреплены в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №2-П от 29.01.2004 года, согласно которому действующее пенсионное законодательство не препятствует гражданину осуществлять оценку приобретенных им до 01.01.2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа по нормам ранее действовавшего законодательства.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 27 установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1015 от 02.10.2014 года, указано, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Согласно п. 11 указанных правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как следует из материалов дела протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в <адрес> № от 20.05.2016 года, пенсионные органы, отказывая Молчановой Е.А. в назначении досрочной пенсии, не засчитывают в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 27.01.2003г. по 26.06.2003г., с 19.10.2009г. по 12.12.2009г., с 04.05.2011г. по 23.05.2011г., с 18.05.2013г. по 31.05.2013г., всего 7 месяцев 28 дней.
При этом, педагогический стаж Молчановой Е.А. по состоянию на 20.05.2016г. года комиссией определен в 24 года 5 месяцев 22 дня (л.д. 5).
С позицией ответчика об исключении из трудового стажа истица периодов, когда она направлялась на курсы повышения квалификации суд согласиться не может.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работников на курсы повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Курсы повышения квалификации для педагогических работников являются обязанностью, непосредственно связанных с трудовой деятельностью. Периодичность прохождения специалистами указанных курсов устанавливается работодателем.
В соответствии с п. 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Из представленных суду доказательств следует, что на курсы повышения квалификации истец направлялась непосредственно работодателем на основании его приказов (<данные изъяты>, л.д. 8).
Указанные периоды курсов повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж Молчановой Е.А. поскольку они носили обязательный характер, были непосредственно связаны с <данные изъяты> деятельностью истица, в период прохождения курсов ей также начислялась и выплачивалась заработная плата, из которой удерживались соответствующие страховые платежи.
Таким образом, указанные периоды нахождения истица на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования Молчановой Е.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требованияМолчановой <данные изъяты> к ГУ УПФ РФ в <адрес> о зачете стажа работы в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии и обязании назначить пенсию – удовлетворить.
Признать недействительным решение ГУ УПФ РФ в <адрес> № от 20.05.2016г. об отказе в назначении пенсии Молчановой <данные изъяты>.
Обязать ГУ УПФР в <адрес> зачесть Молчановой <данные изъяты> в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии следующие периоды: с 27.01.2003г. по 26.06.2003г. – период нахождения на курсах повышения квалификации; с 19.10.2009г. по 12.12.2009г. – период нахождения на курсах повышения квалификации; с 04.05.2011г. по 23.05.2011г. – период нахождения на курсах повышения квалификации; с 18.05.2013г. по 31.05.2013г. – период нахождения на курсах повышения квалификации и назначить Молчановой <данные изъяты> досрочную пенсию с момента обращения в ГУ УПФР в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Мартыновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, то есть с 08.08.2016г.
Мотивированное решение суда изготовлено 08.08.2016г.
Председательствующий Д.Г. Шевцов