Решение по делу № 33-18994/2024 от 18.10.2024

УИД: 66RS0012-01-2024-001903-89

Дело № 33-18994/2024 (№ 2-1201/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

10.12.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Кучеровой Р.В.,

судей

Орловой Е.Г.,

Фефеловой З.С.

при ведении протокола с использованием системы аудиозаписи помощником судьи Дружининой Е. А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах Зарипова Дамира Борисовича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 47 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о возложении обязанности,

поступившее по апелляционной жалобе ответчиков на решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 21.08.2024.

Заслушав доклад председательствующего по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Свердловской областной прокуратуры Чернова С.А., судебная коллегия

установила:

Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах Зарипова Д.Б., обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 47 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» (далее ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее ГУФСИН России по Свердловской области) о возложении обязанности.

В обоснование иска указал, что 10.06.2024 поступило обращение осужденного Зарипова Д.Б. о необеспечении его техническими средствами реабилитации инвалида. Согласно ИПРА № 1600.14.66/2023 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 1711.14.66/2023 от 18.10.2023 указаны технические средства реабилитации: сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией, слуховой аппарат цифровой заушный мощный, вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата), которыми осужденный на сегодняшний день не обеспечен. Просил суд с учетом уточнения обязать ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить осужденного Зарипова Д.Б. в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации техническими средствами реабилитации - сигнализатором звука цифровым с вибрационной и световой индикацией, слуховым аппаратом цифровым заушным мощным, вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата). При недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области просит суд обязать территориальный орган ФСИН России - ГУФСИН России по Свердловской области организовать в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений в части не обеспечения осужденного техническими средствами реабилитации исходя из индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Решением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 21.08.2024 исковые требования удовлетворены.

На ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области возложена обязанность обеспечить выдачу осужденному Зарипова Д.Б., 26.04.1967 года рождения, технические средства реабилитации – сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией, слуховой аппарат цифровой заушный мощный, вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата), в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида № 1600.14.66/2023 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 1711.14.66/2023 от 18.10.2023, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На территориальный орган ФСИН России – ГУФСИН России по Свердловской области в случае недостаточности у ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области собственных денежных средств в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возложена обязанность организовать финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства в части не обеспечения осужденного техническим средством реабилитации исходя из Индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида № 1600.14.66/2023 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 1711.14.66/2023 от 18.10.2023.

С таким решением суда не согласились ответчики. В апелляционной жалобе указывают на неправильное применение судом норм материального права, неверное определение юридически значимых обстоятельств, просят отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска прокурора, приводя в обоснование жалобы следующие доводы. В соответствии с действующим законодательством обеспечение осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере. Согласно постановлению Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» обеспечение техническими средствами реабилитации носит заявительный порядок, однако Зарипов Д.Б. с соответствующим заявлением к администрации Учреждения не обращался. Учреждение осуществляет закупки в рамках Федерального закона от 05.04.213 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг», выделенные денежные средства осваиваются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства путем проведения торгов. В этой связи апеллянты полагают, что обращение прокурора в суд с настоящим иском является преждевременным. Кроме того, обжалуемое решение противоречит положениям Бюджетного кодекса РФ, поскольку, возлагая на Управление и ФСИН обязанность обеспечить финансирование заявленных в иске прокурора мероприятий, суд не учел требования бюджетного законодательства, тем самым ограничив права ФСИН как главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, допустил тем самым нарушение установленного статьи 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей. В обоснование апеллянт ссылается на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, отраженную в определении от 06.06.2023 № 86-КГ23-3-К2.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, указывая на несостоятельность доводов жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Свердловской областной прокуратуры Чернов С.А. поддержал доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru).

Истец Зарипов Д.Б., находящийся в ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области, извещен о месте и времени судебного заседания, назначенного на 10.12.2024 в 14 час. 40 мин. в помещении Свердловского областного суда, судебным уведомлением, о чем свидетельствует поступившая из ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области в суд апелляционной инстанции расписка Зарипова Д.Б. от 02.11.2024. Истец Зарипов Д.Б. не ходатайствовал о судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи, обеспечивающих его участие судебном заседании суда апелляционной инстанции. Представитель ответчиков ходатайствовал о судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи, обеспечивающих его участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством на базе ФКУ-47 ГУФСИН России по Свердловской области. Вместе с тем, при автоматическом подключении к системе видеоконференц-связи на базе ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области в назначенное судебное заседание на 10.12.2024 в 14 час. 40 мин., представитель ответчика не обеспечил явку.

С учетом изложенного, и поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.

Заслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Зарипов Д.Б. осужден к лишению свободы, отбывает наказание в ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области.

10.10.2023 Зарипову Д.Б. установлена третья группа инвалидности бессрочно.

В перечне Индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида № 1600.14.66/2023 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 1711.14.66/2023 от 18.10.2023 среди технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, указаны: сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией, слуховой аппарат цифровой заушный мощный, вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата).

Как следует из материалов дела, объяснений явившихся участников судебного разбирательства, несмотря на поступление в адрес ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области Индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида № 1600.14.66/2023 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 1711.14.66/2023 от 18.10.2023 по настоящее время осужденный Зарипов Д.Б. техническими средствами реабилитации - сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией, слуховой аппарат цифровой заушный мощный, вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата), не обеспечен.

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 22.09.2015 № 222, установив, что Зарипов Д.Б. рекомендованным ему в соответствии с ИПРА техническим средством реабилитации не обеспечен, суд пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором требований в части возложения на Учреждение обязанности по обеспечению истца сигнализатором звука цифровой с вибрационной и световой индикацией, слуховым аппаратом цифровой заушный мощный, вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Устанавливая шестимесячный срок для исполнения возложенной на Учреждение обязанности, связанной с обеспечением Зарипова Д.Б. техническим средством реабилитации, суд указал на отсутствие со стороны ответчиков доказательств невозможности исполнения решения суда и устранения нарушения социальных прав инвалида в указанный срок.

Удовлетворяя требований прокурора об обязании Управления организовать финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства в части необеспечения осужденного ТСР, суд исходил из того, что лимиты бюджетных обязательств за 2024 год учреждением освоены, собственные денежные средства у колонии отсутствуют, в связи с чем ГУФСИН России по Свердловской области как территориальный орган ФСИН России в обязанности которого входит финансирование мероприятий, необходимых для исполнения учреждением обязанности по обеспечению Зарипова Д.Б. техническими средствами реабилитации, в случае недостаточности собственных денежных средств должен организовать финансирование мероприятий.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39 часть 1).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 181-ФЗ), инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В силу статьи 2 Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.

Согласно статье 10 Федерального закона № 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (части 1, 3 и 14 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.

Согласно пункту 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.

В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В соответствии с частью 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22.09.2015 № 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях (далее по тексту Порядок).

Пунктами 2, 5 Порядка установлено, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения.

Из содержания главы XXIX Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, следует, что обеспечение осужденным к лишению свободы, являющимся инвалидами, равных с другими осужденными к лишению свободы возможностей в реализации их прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.

Таким образом, обязанность по выполнению ИПРА в части предоставления средств реабилитации инвалидам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, возложена на исправительное учреждение. При этом ИПРА носит обязательный характер и не может быть поставлена в зависимость от наличия финансовой возможности у учреждения.

Установив, что Зарипов Д.Б., являющийся инвалидом 3 группы и нуждающийся в техническом средстве реабилитации (сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией, слуховой аппарат цифровой заушный мощный, вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в соответствии с ИПРА, указанным средством реабилитации не обеспечен, суд первой инстанции в силу приведенных выше нормативных положений правомерно возложил на Учреждение обязанность по обеспечению истца необходимым ему техническим средством реабилитации, установив для этого разумный и достаточный (обратное стороной ответчика не доказано) срок – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы ответчиков о несоблюдении истцом заявительного порядка обеспечения техническим средством реабилитации со ссылкой на положения постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» не могут быть признаны состоятельными, поскольку спорные правоотношения с учетом субъектного состава (истец относится к категории инвалидов, осужденных за совершение преступления и отбывающих наказание в исправительном учреждении) регулируются специальным нормативным правовым актом – Порядком, который не предусматривает необходимости подачи осужденным, являющимся инвалидом, письменного заявления об обеспечении его техническим средством реабилитации в соответствии с ИПРА.

При этом судебная коллегия учитывает, что Учреждение было осведомлено о необходимости обеспечения Зарипова Д.Б. техническим средством реабилитации, располагая ИПРА в отношении истца (что следует из представленной самим ответчиком справки в ответ на требование прокуратуры), однако необходимых мер для исполнения возложенной на него п.п. 2, 5 Порядка обязанности не предпринимало, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Отклоняет судебная коллегия и доводы апеллянтов о нарушении судом положений Бюджетного кодекса РФ при вынесении решения о возложении на ФСИН России и Управление как территориальный орган обязанности обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению Зарипова Д.Б. необходимым ему в соответствии с ИПРА техническим средством реабилитации.

Согласно п. 7 Положения о ФСИН, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе следственных изоляторов), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

В свою очередь Управление в соответствии с Положением о нем, утвержденным приказом ФСИН, является территориальным органом ФСИН и распорядителем (получателем) бюджетных средств, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности которого осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в полномочия Управления входит доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до Учреждения.

Поскольку законодатель прямо возлагает обязанность проведения осужденному, имеющему статус инвалида, реабилитационных мероприятий, установленных индивидуальной программой реабилитации инвалида, на администрацию исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере, судебная коллегия приходит к выводу, что возложение судом на ФСИН и Управление как территориальный орган обязанности по финансированию мероприятий, необходимых для исполнения Учреждением обязанности по обеспечению Зарипова Д.Б. техническим средством реабилитации, является правомерным. Ссылка в жалобе на определение Верховного Суда РФ от 06.06.2023 № 86-КГ23-3-К2 правильность указанного вывода не опровергает, поскольку данный судебный акт постановлен при иных фактических обстоятельствах.

Доводы жалобы о необоснованности установленного судом срока для исполнения обжалуемого решения, с учетом специфики деятельности Учреждения, необходимости выполнения закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг», не могут повлечь отмены решения суда, поскольку надлежащих доказательств невозможности исполнения решения в течение двух месяцев с момента вступления его в законную силу стороной ответчика не представлено.

В любом случае, ответчики не лишены возможности воспользоваться правом на обращение в суд первой инстанции с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции; фактически они выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, в связи с этим, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.

Других доводов, свидетельствующих о неправильности вынесенного судом первой инстанции решения, в апелляционной жалобе не содержится, соответствующих доказательств к жалобе не приложено, а суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. В связи с изложенным, решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам, указанным в апелляционном представлении.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Березовского городского суда Свердловской области от 21.08.2024, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.12.2024.

Председательствующий

Р.В. Кучерова

Судьи

Е.Г. Орлова

З.С. Фефелова

УИД: 66RS0012-01-2024-001903-89

Дело № 33-18994/2024 (№ 2-1201/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

10.12.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Кучеровой Р.В.,

судей

Орловой Е.Г.,

Фефеловой З.С.

при ведении протокола с использованием системы аудиозаписи помощником судьи Дружининой Е. А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах Зарипова Дамира Борисовича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 47 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о возложении обязанности,

поступившее по апелляционной жалобе ответчиков на решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 21.08.2024.

Заслушав доклад председательствующего по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Свердловской областной прокуратуры Чернова С.А., судебная коллегия

установила:

Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах Зарипова Д.Б., обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 47 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» (далее ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее ГУФСИН России по Свердловской области) о возложении обязанности.

В обоснование иска указал, что 10.06.2024 поступило обращение осужденного Зарипова Д.Б. о необеспечении его техническими средствами реабилитации инвалида. Согласно ИПРА № 1600.14.66/2023 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 1711.14.66/2023 от 18.10.2023 указаны технические средства реабилитации: сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией, слуховой аппарат цифровой заушный мощный, вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата), которыми осужденный на сегодняшний день не обеспечен. Просил суд с учетом уточнения обязать ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить осужденного Зарипова Д.Б. в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации техническими средствами реабилитации - сигнализатором звука цифровым с вибрационной и световой индикацией, слуховым аппаратом цифровым заушным мощным, вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата). При недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области просит суд обязать территориальный орган ФСИН России - ГУФСИН России по Свердловской области организовать в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений в части не обеспечения осужденного техническими средствами реабилитации исходя из индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Решением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 21.08.2024 исковые требования удовлетворены.

На ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области возложена обязанность обеспечить выдачу осужденному Зарипова Д.Б., 26.04.1967 года рождения, технические средства реабилитации – сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией, слуховой аппарат цифровой заушный мощный, вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата), в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида № 1600.14.66/2023 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 1711.14.66/2023 от 18.10.2023, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На территориальный орган ФСИН России – ГУФСИН России по Свердловской области в случае недостаточности у ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области собственных денежных средств в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возложена обязанность организовать финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства в части не обеспечения осужденного техническим средством реабилитации исходя из Индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида № 1600.14.66/2023 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 1711.14.66/2023 от 18.10.2023.

С таким решением суда не согласились ответчики. В апелляционной жалобе указывают на неправильное применение судом норм материального права, неверное определение юридически значимых обстоятельств, просят отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска прокурора, приводя в обоснование жалобы следующие доводы. В соответствии с действующим законодательством обеспечение осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере. Согласно постановлению Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» обеспечение техническими средствами реабилитации носит заявительный порядок, однако Зарипов Д.Б. с соответствующим заявлением к администрации Учреждения не обращался. Учреждение осуществляет закупки в рамках Федерального закона от 05.04.213 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг», выделенные денежные средства осваиваются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства путем проведения торгов. В этой связи апеллянты полагают, что обращение прокурора в суд с настоящим иском является преждевременным. Кроме того, обжалуемое решение противоречит положениям Бюджетного кодекса РФ, поскольку, возлагая на Управление и ФСИН обязанность обеспечить финансирование заявленных в иске прокурора мероприятий, суд не учел требования бюджетного законодательства, тем самым ограничив права ФСИН как главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, допустил тем самым нарушение установленного статьи 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей. В обоснование апеллянт ссылается на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, отраженную в определении от 06.06.2023 № 86-КГ23-3-К2.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, указывая на несостоятельность доводов жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Свердловской областной прокуратуры Чернов С.А. поддержал доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru).

Истец Зарипов Д.Б., находящийся в ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области, извещен о месте и времени судебного заседания, назначенного на 10.12.2024 в 14 час. 40 мин. в помещении Свердловского областного суда, судебным уведомлением, о чем свидетельствует поступившая из ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области в суд апелляционной инстанции расписка Зарипова Д.Б. от 02.11.2024. Истец Зарипов Д.Б. не ходатайствовал о судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи, обеспечивающих его участие судебном заседании суда апелляционной инстанции. Представитель ответчиков ходатайствовал о судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи, обеспечивающих его участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством на базе ФКУ-47 ГУФСИН России по Свердловской области. Вместе с тем, при автоматическом подключении к системе видеоконференц-связи на базе ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области в назначенное судебное заседание на 10.12.2024 в 14 час. 40 мин., представитель ответчика не обеспечил явку.

С учетом изложенного, и поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.

Заслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Зарипов Д.Б. осужден к лишению свободы, отбывает наказание в ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области.

10.10.2023 Зарипову Д.Б. установлена третья группа инвалидности бессрочно.

В перечне Индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида № 1600.14.66/2023 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 1711.14.66/2023 от 18.10.2023 среди технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, указаны: сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией, слуховой аппарат цифровой заушный мощный, вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата).

Как следует из материалов дела, объяснений явившихся участников судебного разбирательства, несмотря на поступление в адрес ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области Индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида № 1600.14.66/2023 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 1711.14.66/2023 от 18.10.2023 по настоящее время осужденный Зарипов Д.Б. техническими средствами реабилитации - сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией, слуховой аппарат цифровой заушный мощный, вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата), не обеспечен.

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 22.09.2015 № 222, установив, что Зарипов Д.Б. рекомендованным ему в соответствии с ИПРА техническим средством реабилитации не обеспечен, суд пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором требований в части возложения на Учреждение обязанности по обеспечению истца сигнализатором звука цифровой с вибрационной и световой индикацией, слуховым аппаратом цифровой заушный мощный, вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Устанавливая шестимесячный срок для исполнения возложенной на Учреждение обязанности, связанной с обеспечением Зарипова Д.Б. техническим средством реабилитации, суд указал на отсутствие со стороны ответчиков доказательств невозможности исполнения решения суда и устранения нарушения социальных прав инвалида в указанный срок.

Удовлетворяя требований прокурора об обязании Управления организовать финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства в части необеспечения осужденного ТСР, суд исходил из того, что лимиты бюджетных обязательств за 2024 год учреждением освоены, собственные денежные средства у колонии отсутствуют, в связи с чем ГУФСИН России по Свердловской области как территориальный орган ФСИН России в обязанности которого входит финансирование мероприятий, необходимых для исполнения учреждением обязанности по обеспечению Зарипова Д.Б. техническими средствами реабилитации, в случае недостаточности собственных денежных средств должен организовать финансирование мероприятий.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39 часть 1).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 181-ФЗ), инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В силу статьи 2 Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.

Согласно статье 10 Федерального закона № 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (части 1, 3 и 14 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.

Согласно пункту 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.

В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В соответствии с частью 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22.09.2015 № 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях (далее по тексту Порядок).

Пунктами 2, 5 Порядка установлено, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения.

Из содержания главы XXIX Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, следует, что обеспечение осужденным к лишению свободы, являющимся инвалидами, равных с другими осужденными к лишению свободы возможностей в реализации их прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.

Таким образом, обязанность по выполнению ИПРА в части предоставления средств реабилитации инвалидам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, возложена на исправительное учреждение. При этом ИПРА носит обязательный характер и не может быть поставлена в зависимость от наличия финансовой возможности у учреждения.

Установив, что Зарипов Д.Б., являющийся инвалидом 3 группы и нуждающийся в техническом средстве реабилитации (сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией, слуховой аппарат цифровой заушный мощный, вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в соответствии с ИПРА, указанным средством реабилитации не обеспечен, суд первой инстанции в силу приведенных выше нормативных положений правомерно возложил на Учреждение обязанность по обеспечению истца необходимым ему техническим средством реабилитации, установив для этого разумный и достаточный (обратное стороной ответчика не доказано) срок – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы ответчиков о несоблюдении истцом заявительного порядка обеспечения техническим средством реабилитации со ссылкой на положения постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» не могут быть признаны состоятельными, поскольку спорные правоотношения с учетом субъектного состава (истец относится к категории инвалидов, осужденных за совершение преступления и отбывающих наказание в исправительном учреждении) регулируются специальным нормативным правовым актом – Порядком, который не предусматривает необходимости подачи осужденным, являющимся инвалидом, письменного заявления об обеспечении его техническим средством реабилитации в соответствии с ИПРА.

При этом судебная коллегия учитывает, что Учреждение было осведомлено о необходимости обеспечения Зарипова Д.Б. техническим средством реабилитации, располагая ИПРА в отношении истца (что следует из представленной самим ответчиком справки в ответ на требование прокуратуры), однако необходимых мер для исполнения возложенной на него п.п. 2, 5 Порядка обязанности не предпринимало, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Отклоняет судебная коллегия и доводы апеллянтов о нарушении судом положений Бюджетного кодекса РФ при вынесении решения о возложении на ФСИН России и Управление как территориальный орган обязанности обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению Зарипова Д.Б. необходимым ему в соответствии с ИПРА техническим средством реабилитации.

Согласно п. 7 Положения о ФСИН, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе следственных изоляторов), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

В свою очередь Управление в соответствии с Положением о нем, утвержденным приказом ФСИН, является территориальным органом ФСИН и распорядителем (получателем) бюджетных средств, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности которого осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в полномочия Управления входит доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до Учреждения.

Поскольку законодатель прямо возлагает обязанность проведения осужденному, имеющему статус инвалида, реабилитационных мероприятий, установленных индивидуальной программой реабилитации инвалида, на администрацию исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере, судебная коллегия приходит к выводу, что возложение судом на ФСИН и Управление как территориальный орган обязанности по финансированию мероприятий, необходимых для исполнения Учреждением обязанности по обеспечению Зарипова Д.Б. техническим средством реабилитации, является правомерным. Ссылка в жалобе на определение Верховного Суда РФ от 06.06.2023 № 86-КГ23-3-К2 правильность указанного вывода не опровергает, поскольку данный судебный акт постановлен при иных фактических обстоятельствах.

Доводы жалобы о необоснованности установленного судом срока для исполнения обжалуемого решения, с учетом специфики деятельности Учреждения, необходимости выполнения закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг», не могут повлечь отмены решения суда, поскольку надлежащих доказательств невозможности исполнения решения в течение двух месяцев с момента вступления его в законную силу стороной ответчика не представлено.

В любом случае, ответчики не лишены возможности воспользоваться правом на обращение в суд первой инстанции с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции; фактически они выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, в связи с этим, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.

Других доводов, свидетельствующих о неправильности вынесенного судом первой инстанции решения, в апелляционной жалобе не содержится, соответствующих доказательств к жалобе не приложено, а суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. В связи с изложенным, решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам, указанным в апелляционном представлении.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Березовского городского суда Свердловской области от 21.08.2024, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.12.2024.

Председательствующий

Р.В. Кучерова

Судьи

Е.Г. Орлова

З.С. Фефелова

33-18994/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Зарипов Дамир Борисович
Ответчики
ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области
ГУФСИН России по Свердловской области
Суд
Свердловский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
22.10.2024Передача дела судье
10.12.2024Судебное заседание
24.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.12.2024Передано в экспедицию
10.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее