Дело №а-422/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Южа Ивановская область 08 июня 2021 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Беляевой О.Н.,
с участием заместителя прокурора прокуратуры Южского района Волковой Н.А.,
представителя административного истца - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области по доверенности Новикова В.В.,
административного ответчика Куликова А.Р.,
при секретаре Бурдановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Палехского районного суда Ивановской области в г. Южа Южского района Ивановской области с использованием системы видео-конференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Куликова А. Р., освобождаемого из мест лишения свободы,
У С Т А Н О В И Л:
Куликов А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, осужден приговором мирового судьи судебного участка №1 Вичугского судебного района в Ивановской области от 13 декабря 2017 года по 264.1 УК РФ к 120 часам обязательных работ с лишением права управления транспортными средствами на срок 2 года.
Он же осужден приговором Вичугского городского суда Ивановской области от 20 июня 2018 года, с учетом апелляционного определения Ивановского областного суда от 31 августа 2018 года, по ч.1 ст.162 УК РФ к лишению свободы на срок 3 года 6 месяцев, со штрафом в размере 30 000 рублей. В соответствии с ч.1 ст.70 УК РФ к назначенному наказанию полностью присоединено наказание, неотбытое по приговору мирового судьи судебного участка №1 Вичугского судебного района в Ивановской области от 13 декабря 2017 года, в виде лишения права управления транспортными средствами сроком 1 год 6 месяцев 6 дней и по совокупности приговоров Куликову А.Р. назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима, со штрафом в размере 30 000 рублей, с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев 6 дней.
Начало срока наказания: 20 июня 2018 года.
Окончание срока наказания: 25 июня 2021 года (зачет 176 дня).
Администрация ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осуждённого Куликова А.Р. административного надзора сроком на 3 года, мотивируя это тем, что осужденный отбывает уголовное наказание за совершение тяжкого преступления. За время содержания под стражей с 20.06.2018 года в СИЗО-1 г.Иваново допустил одно нарушение установленного режима содержания, за что был объявлен устный выговор. В ФКУ ИК-6 прибыл 20.09.2018 года, трудоустроен с 01.02.2019 года на швейном производстве, допустил ряд нарушений установленного порядка отбывания наказания, за что неоднократно водворялся в ШИЗО, дважды объявлялись устные выговора. 01.06.2021 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имеет, с 10.06.2020 года состоит на профилактическом учёте как организующий или активно участвующий в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды. Отношения поддерживает с различной категорией осужденных, мероприятия воспитательного характера и занятия по социально-правовым вопросам посещает не всегда, выводов для себя не делает, исковой задолженности не имеет, в целом администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно. Просят установить Куликову А.Р. административные ограничения в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в установленные указанным органом дни не менее 3 раза в месяц; запрета на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося избранным местом жительства поднадзорного лица, в ночное время суток, т.е. с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрета на посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В судебном заседании представитель административного истца Новиков В.В., настаивая на требованиях, изложенных в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить. Просит обратить решение суда к немедленному исполнению, так как 25.06.2021 года осужденный освобождается из мест лишения свободы.
Административный ответчик Куликов А.Р. с установлением административного надзора согласен, но не согласен со сроком, на который ему просят установить административный надзор, с запрашиваемым количеством явок на регистрацию и с ограничением виде запрета на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося избранным местом жительства поднадзорного лица, в ночное время суток, т.е. с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут. Считает, что в данном случае будут нарушены его права на труд, поскольку с таким сроком надзора и с этими ограничениями ни один работодатель не примет на работу. Кроме этого, он уже отбыл назначенный ему срок наказания в виде трех с половиной лет лишения свободы и снова назначать ему наказание на 3 года является не справедливыми не правильным. С установлением административного ограничения в виде запрета на посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков согласен. Наложенные на него взыскания, в том числе о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, он не обжаловал.
Прокурор Волкова Н.А. заявление об установлении административного надзора считает обоснованным и подлежащим удовлетворению, с установлением ограничений, указанных в иске.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи,- в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.3 указанного Федерального закона, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ №64-ФЗ).
Из приговора Вичугского городского суда Ивановской области от 20 июня 2018 года следует, что Куликов А.Р. отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ч.1 ст.162 УК РФ.
Согласно материалам личного дела, Куликов А.Р., в соответствии с требованиями ч.1 ст.116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, постановлением начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области от 01.06.2021 года был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем, суд усматривает основания для установления в отношении Куликова А.Р. административного надзора.
В силу ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор в отношении лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и (или) преступления при рецидиве, и признававшегося злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, устанавливается на срок от одного года до трёх лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (ч.3 ст. 5).
При установлении административного надзора, согласно ст. 4 ФЗ от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определённых местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Из представленной в суд характеристики на Куликова А.Р. от 02.06.2021 года следует, что осужденный, находясь в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области с 20.06.2018 года допустил 1 нарушение режима содержания, за что на него было наложено дисциплинарное взыскание в виде устного выговора, поощрений не имел. В ФКУ ИК-6 с.Талицы отбывает наказание с 20 сентября 2018 года. С 01.02.2019 года привлечен на должность швеи швейного участка. Допустил 8 нарушений установленного порядка отбывания наказания, за что подвергался к различным мерам дисциплинарного взыскания, из них, 1 в виде выговора, 2 в виде устного выговора, 5 в виде водворения в ШИЗО, имел 1 поощрение. 01 июня 2021 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. 10 июня 2020 года поставлен на профилактический учет как организующий или участвующий в азартных играх с целью материальной выгоды. Мероприятия воспитательного характера и занятия в системе социально-правовых знаний не посещает, не реагирует на них, не делает для себя положительные выводы, к работам без оплаты труда по ст.106 УИК РФ относится удовлетворительно, прошел обучение в ФКП УФСИН России по Ивановской области ОУ №50 по специальности швея 2 разряда, отношения поддерживает с осужденными различной направленности, в общении с представителями администрации не всегда вежлив, форму одежды не соблюдает, санитарное состояние спального места содержит в удовлетворительном состоянии, с заявлением о вступлении в какой-либо кружок, действующий в учреждении, не обращался, информация о действующих кружках размещена на стендах наглядной агитации в отряде, в общих собраниях осужденных участие не принимает, связь с близкими родственниками поддерживает путем свиданий, взаимоотношения хорошие, место жительство определено: <адрес>, имеются исполнительные листы на сумму 30 431 рубль 86 копеек, администрацией исправительного учреждения в целом характеризуется отрицательно.
Куликов А.Р., согласно его заявлению выразил намерение проживать после освобождения из мест лишения свободы по адресу: <адрес>. Согласно ответу заместителя начальника МО МВД РФ «Вичугский» от 02.12.2020 года, возможность проживания по указанному адресу у осужденного имеется.
При определении срока административного надзора, и административных ограничений судом учитывается характер и степень общественной опасности преступлений по приговору мирового судьи судебного участка №1 Вичугского судебного района в Ивановской области от 13 декабря 2017 года, Вичугского городского суда Ивановской области от 20 июня 2018 года, отнесенного к категории тяжких, совершенного с применением насилия к потерпевшему; данные о личности Куликова А.Р., являющегося гражданином РФ, его семейное положение, а также данные, характеризующие его поведение за период отбывания наказания, которое являлось крайне нестабильным и носит преимущественно отрицательную направленность, характер и период допущенных нарушений, срок, истекший с момента признания злостным нарушителем, последующее поведение осужденного, характеристику исправительного учреждения. Для достижения целей административного надзора, указанных в ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, суд считает необходимым установить Куликову А.Р. административный надзор на максимальный срок, предусмотренный п.1 ч.1 ст. 5 Закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», т.е. на срок 3 года, с административными ограничениями в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, что является соразмерным и будет отвечать целям административного надзора.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для установления административного надзора на меньший срок и для снижения количества ежемесячных явок осужденного на регистрацию.
При этом, суд считает необходимым отметить, что срок административного надзора, законодателем не связан со сроком назначенного осужденному наказания в виде лишения
Оценивая доводы административного истца об установлении осужденному административного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося избранным местом жительства поднадзорного лица, в ночное время суток, т.е. с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрета на посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, суд учитывает, что установление подобных запретов должно соответствовать цели самого административного надзора, выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер. Перечень административных ограничений установлен Федеральным ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ и является исчерпывающим. Их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.
Учитывая, что Куликов А.Р. по приговору Вичугского городского суда Ивановской области от 20 июня 2018 года совершил преступление в ночное время суток, суд считает необходимым применение административного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося избранным местом жительства поднадзорного лица, в ночное время суток, т.е. с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут. Поскольку такое административное ограничение, как запрет покидать место жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время, может негативно повлиять на трудовую деятельность осужденного после освобождения из мест лишения свободы, суд считает возможным установить данное ограничение за исключением случаев, если это связано с его трудовой деятельностью.
Разрешая требования административного истца об установлении административного ограничения, в виде запрета на посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, суд приходит к следующему:
согласно разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 года № 15 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказания воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Суд с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Из материалов личного дела осужденного, из приговора мирового судьи судебного участка №1 Вичугского судебного района в Ивановской области от 13 декабря 2017 года, Вичугского городского суда Ивановской области от 20 июня 2018 года следует, что Куликов А.Р. все преступления совершил в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя. Согласно характеризующим данным оперуполномоченного ОУР по приговору от 20.06.2018 года Куликов А.Р. злоупотребляет спиртным, ранее неоднократно привлекался к административной ответственности, РФРсвязи с чем, суд усматривает основания для установления ему такого административного ограничения, как запрет на посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Административный надзор и административные ограничения представляют собой меру, направленную на предотвращение совершения правонарушений поднадзорным лицом, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов посредством осуществления административного надзора (статьи 1 и 2 Федерального закона).
Установление административного надзора согласуется со статьей 55 (часть 3) Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (определения Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 2876-О, от 19 июля 2016 г. N 1675-О и др.).
Оценивая доводы административного ответчика о том, что административные ограничения в объеме, подлежащем применению, будут препятствовать реализации его права на труд, суд расценивает как неубедительные и надуманные.
Административные ограничения устанавливаются судом исходя из обстоятельств и степени опасности совершенных Куликовым А.Р. преступлений, характеристики личности, направлены на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. Доказательств о несоразмерном ограничении, его прав административным ответчиком суду не представлено.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу части 3 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений суд может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений.
Оснований для установления других ограничений, предусмотренных ст.4 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, судом не установлено.
Кроме этого, суд считает возможным удовлетворить просьбу представителя административного истца об обращении решения к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения даст возможность Куликову А.Р. безнаказанно не исполнять обязанности поднадзорного лица, что прямо противоречит задачам административного надзора, установленным статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», в соответствии с которыми административный надзор устанавливается для предупреждения совершения определенными категориями лиц преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Суд считает, что замедление исполнения решения в данном случае может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 272, 179-180,188 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое требование ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Куликова А. Р. удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Куликова А. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор сроком на 3 (три) года.
Установить Куликову А.Р. административные ограничения:
- обязательная явка 3 (три) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрет на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося избранным местом жительства поднадзорного лица, в ночное время суток, т.е. с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, за исключением случаев, связанных с его трудовой деятельностью;
- запрет на посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Начало срока административного надзора Куликову А.Р. исчислять со дня его постановки на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить Куликову А.Р. обязанность явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства (или пребывания) после освобождения из мест лишения свободы.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий О.Н. Беляева
Решение в окончательной форме вынесено 08 июня 2021 года