УИД – 11RS0017-01-2024-000100-12
Дело № 2-97/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Устюжаниновой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Стрепетовой Е.Н., с участием
старшего помощника прокурора Сысольского района Овчинникова А.А.,
представителя третьего лица Управления образования администрации муниципального района «Сысольский» начальника Управления образования Колегова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района Республики Коми 12 марта 2024 года дело по иску и.о. прокурора Сысольского района, поданного в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад» с. Чухлэм об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) образования,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Сысольского района Республики Коми обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад» с. Чухлэм об обязании в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования путем оснащения объектов, расположенных по адресам: Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, м. Керос, д. 1; Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, м. Чоййыв, д. 85, системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; оборудования объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, м. Чоййыв, д. 85, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. В иске указал, что прокуратурой Сысольского района на основании решения о проведении проверки № 1 от 10.01.2024, поручения Прокуратуры Республики Коми, с привлечением специалистов ОВО по Сысольскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми» проведена проверка исполнения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад» с. Чухлэм требований Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования), по результатам которой установлено, что в отношении двух объектов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад» с. Чухлэм (школы и детского сада) уполномоченной комиссией проведены процедуры обследования и категорирования, по результатам которых указанным объектам присвоена четвертая категория опасности, которая отражена в паспортах безопасности объектов, утвержденных 13.05.2022 директором МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад» с. Чухлэм. Согласно паспортам указанных объектов, непосредственное руководство деятельностью работников осуществляет П.М.Н. В отношении объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, м. Керос, д. 1, допущены следующие нарушения: в нарушение подп. «г» п. 24 Требований оснащение объекта (территории) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» не осуществлено. В отношении объекта по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, м. Чоййыв, д. 85, допущены следующие нарушения: в нарушение подп. «г» п. 24 Требований оснащение объекта (территории) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» не осуществлено; в нарушение подп. «д» п. 24 Требований объект (территория) не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Прокуратурой района 11.01.2024 в адрес начальника Управления образования администрации муниципального района «Сысольский» внесено представление об устранении выявленных нарушений требований федерального законодательства. Кроме того, 29.01.2024 в отношении директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад» с. Чухлэм возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения мировому судье Сысольского судебного участка Республик Коми.
В судебном заседании старший помощник прокурора Сысольского района Овчинников А.А. на удовлетворении исковых требований настаивал.
Ответчик МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад» с. Чухлэм своего представителя в судебное заседание не направил, надлежаще уведомлен. Представил письменный отзыв, согласно которому ответчик с заявленными исковыми требованиями согласен, оснащение объектов системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» планируется осуществить летом 2024 года. Оборудование объекта по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, м. Чоййыв, д. 85, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации также планируется осуществить летом 2024 года.
Представитель третьего лица Управления образования администрации муниципального района «Сысольский» начальник Управления образования Колегов А.А., действующий на основании распоряжения Администрации муниципального района «Сысольский» № 30-к от 31.10.2018, поддержал заявленные исковые требования. Пояснил, что допущенные нарушения будут устранены летом 2024 года, достаточные денежные средства для указанной цели имеются.
Представитель третьего лица Администрации муниципального района «Сысольский», надлежаще уведомленного о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, мнения по заявленным требованиям не выразил.
Заслушав старшего помощника прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, обозрев оригиналы паспортов безопасности от 13.05.2022 и актов обследования объектов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад» с. Чухлэм, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 10.01.2024 прокурором Сысольского района принято решение о проведении проверки Управления образования, подведомственных образовательных организаций района, правообладателями которых является администрация муниципального района «Сысольский», с целью проверки исполнения требований законодательства в сфере противодействия терроризму, экстремистской деятельности, законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, законодательства о профилактике безнадзорности, правонарушений, преступлений несовершеннолетних на основании поручения прокуратуры Республики Коми от 13.12.2023 № 21-45-2023. Предметом проверки явилось, в том числе, соблюдение требований Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
11.01.2024 заместителем прокурора Сысольского района в адрес Руководителя Управления образования АМР «Сысольский» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму, экстремистской деятельности, законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, трудового законодательства.
В том числе, согласно пунктам 2, 3 Представления от 11.01.2024 № 13-02-2024, образовательной организацией МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад» с. Чухлэм, объект (территория) которой расположен по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, м. Керос, д. 1, допущены следующие нарушения: в нарушение подп. «г» п. 24 Требований оснащение объекта (территории) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» не осуществлено. Образовательной организацией МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад» с. Чухлэм, объект (территория) которой расположен по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, м. Керос, д. 1 (так в документе) допущены следующие нарушения: в нарушение подп. «г» п. 24 Требований оснащение объекта (территории) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» не осуществлено; в нарушение подп. «д» п. 24 Требований объект (территория) не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. В связи с выявленными нарушениями требований законодательства о противодействии терроризму, заместитель прокурора Сысольского района потребовал безотлагательно рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений требований федерального законодательства, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, ответственных за допущенные нарушения законодательства, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в течение месяца со дня внесения представления.
Как следует из письма Отделения вневедомственной охраны по Сысольскому району – филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми» от 19.01.2024 № 35714/1-41, проведена проверка исполнения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад» с. Чухлэм требований п. 1-50 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», по результатам которой установлено, что в отношении объектов МБОУ «СОШ» с. Чухлэм, расположенных по адресам: Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, м. Керос, д. 1, и Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, м. Чоййыв, д. 85, уполномоченной комиссией проведена процедура обследования и категорирования, по результатам которой данным объектам присвоена четвертая категория опасности, которая отражена в паспортах безопасности объектов. В нарушение подп. «г» п. 24 Требований объекты не оснащены системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». В нарушение подп. «д» п. 24 Требований объект (территория) образовательной организации по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, м. Чоййыв, д. 85, не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Непосредственное руководство деятельностью работников и ответственным за соблюдение требований антитеррористической защищенности объектов образовательной организации осуществляет директор МБОУ «СОШ» с. Чухлэм П.М.Н., которой не создан режим соблюдения норм и правил, обеспечивающих охрану жизни и здоровья учащихся, не исполнены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006.
Согласно материалам дела, П.М.Н. назначена на должность директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад» с. Чухлэм с 12.09.2022 приказом Управления образования АМР «Сысольский» № 180-к от 12.09.2022.
Приказом директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад» с. Чухлэм от 01.09.2023 № 112/2 «О назначении должностного лица, ответственного за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности» директор П.М.Н. назначена ответственной за организацию работы по обеспечению антитеррористической защищенности объектов по адресу: Сысольский район, с. Чухлэм, м. Керос, д. 1; Чоййыв, д. 85 (л.д. 51).
Постановлением Прокурора Сысольского района от 29.01.2024 в отношении должностного лица – директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад» с. Чухлэм П.М.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ, за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад» с. Чухлэм.
Согласно объяснениям директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад» с. Чухлэм П.М.Н., данным старшему помощнику прокурора Сысольского района 29.01.2024, указанные нарушения подп. «г» и подп. «д» п. 24 Требований в отношении объектов образовательного учреждения указанным должностным лицом признаны и будут устранены в течение 2024 года.
Как следует из письма Управления образования АМР «Сысольский» от 09.02.2024 № 171 и протокола от 26.01.2024, представление № 13-02-2024 от 11.01.2024 рассмотрено. В 2024 году за счет средств республиканского и местного бюджетов на мероприятия по обеспечению комплексной безопасности, в том числе на мероприятия по антитеррористической защищенности, предусмотрено 2029,5 тысяч руб. Руководителями образовательных организаций направлены в Управление образования АМР «Сысольский» ходатайства о выделении денежных средств для устранения указанных в представлении нарушений. Определен перечень образовательных организаций, на которых в рамках подготовки к новому 2024 – 2025 учебному году будут выполнены мероприятия по антитеррористической защищенности. Вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителя «Школы-сад» с. Чухлэм решено не рассматривать в связи с возбуждением в отношении него дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ.
В связи с выявленными нарушениями требований законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму, законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) образования, которые влекут за собой возникновение угрозы безопасности неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, посещающих учреждение в образовательных целях, а также непринятием мер по своевременному устранению выявленных нарушений и.о. прокурора Сысольского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, которые заключаются в возможности получения образования в условиях, соответствующих установленным стандартам в сфере образования, обеспечивающих безопасное пребывание в образовательной организации воспитанников и работников учреждения, охрану жизни и здоровья несовершеннолетних.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, являются предметом регулирования Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
В силу ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
Согласно ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации, в том числе, относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) следует понимать состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (пункты 4, 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования) утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, согласно п. 2 которых под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 5 Требований).
В силу подпунктов «г» и «д» п. 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, в том числе, следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Как следует из Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад» с. Чухлэм, утвержденного Главой муниципального района «Сысольский» - руководителем АМР «Сысольский» (постановление № 4/568 от 20.04.2023), Учреждение является самостоятельным юридическим лицом с момента его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством (п. 1.12); учредителем Учреждения и собственником его имущества является администрация муниципального района «Сысольский» (п. 1.6); Учреждение подведомственно Управлению образования АМР «Сысольский», осуществляющему функции и полномочия Учредителя (п. 1.7); Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом учреждения (п. 1.20); к компетенции Учреждения относятся материально-техническое обеспечение Учреждения, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиям, в том числе с федеральными государственными образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников Учреждения (п. 2.6); учреждение и его должностные лица несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение видов деятельности, предусмотренных в настоящем Уставе и в локальных нормативных актах (п. 2.7); единоличным исполнительным органом Учреждения является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения (п. 3.2); директор осуществляет руководство деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом, несет ответственность за деятельность Учреждения (п. 3.6).
Согласно паспортам безопасности от 13.05.2022 объектов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад» с. Чухлэм, расположенным по адресам: Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, м. Керос, д. 1, и Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, м. Чоййыв, д. 85, данным объектам присвоена четвертая категория опасности. В соответствии с разделом VIII указанных паспортов безопасности, объекты не соответствуют требованиям к антитеррористической защищенности.
Учитывая вышеизложенное, поскольку указанные выше нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад» с. Чухлэм (подпункты «г» и «д» п. 24 Требований) влекут за собой возникновение угрозы безопасности неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обучающихся в данном образовательном учреждении, а также могут привести к негативным последствиям в сфере охраны жизни и здоровья обучающихся и работников Учреждения, связанным с нарушением их прав и законных интересов; отсутствие систем передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", а также систем оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не позволяет обеспечить состояние защищенности объектов ответчика, препятствующее совершению террористического акта, а также защиту прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; ответчик МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад» с. Чухлэм является самостоятельным юридическим лицом с момента его государственной регистрации, в компетенцию ответчика входит материально-техническое обеспечение Учреждения, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиям, в том числе с федеральными государственными образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников Учреждения (п. 2.6 Устава); ответчик МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – детский сад» с. Чухлэм согласен с заявленным иском; третье лицо Управление образования АМР «Сысольский», осуществляющее функции и полномочия учредителя в отношении образовательного учреждения, поддерживает требования и.о. прокурора; суд приходит к выводу о том, что исковые требования и.о. прокурора Сысольского района в интересах неопределенного круга лиц являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 103 ГПК РФ).
Поскольку в соответствии с п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственная пошлина в размере 300 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ) подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск и.о. прокурора Сысольского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад» с. Чухлэм, ИНН 1110002348, ОГРН 1021100987577, об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) образования, удовлетворить.
Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад» с. Чухлэм в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить оснащение объектов, расположенных по адресам: Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, м. Керос, д. 1; Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, м. Чоййыв, д. 85, системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также осуществить оборудование объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм, м. Чоййыв, д. 85, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Взыскать с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад» с. Чухлэм в бюджет государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Устюжанинова Е.А.
Решение в окончательной форме составлено 15 марта 2024 года.