Решение по делу № 33а-5764/2021 от 24.08.2021

Ленинский районный суд г. Махачкалы № дела 2а-336/2021

судья Магомедова Х.М. УИД 05RS0031-01-2021-019528-48

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 сентября 2021 года, по делу № 33а-5764/2021 г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К.,

судей Гончарова И.А. и Омарова Д.М.,

при секретаре Щахбанове М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ИФНС России по <адрес> г. Махачкалы, ГУ-ОПФР в <адрес> г. Махачкалы о признании задолженности по страховым взносам и пени безнадежной к взысканию, по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО9 на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата>,

Заслушав доклад судьи Гончарова И.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по <адрес> г. Махачкалы о признании безнадежными к взысканию задолженности по страховым взносам в размере рублей и пени в размере рублей, а также рублей, в связи с истечением налоговым органом срока их принудительного взыскания.

В обоснование иска указано, что из полученной по адвокатскому запросу справки ИФНС России по <адрес> г. Махачкалы за о состоянии расчета задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.10.2020г, следует, что за ФИО1 имеется задолженность по страховым взносам - рубля, пеня - рубля, а штраф - рублей.

О том, что за ней числится указанная задолженность по страховым взносам, она не знала. Требования (уведомления) и решения налогового органа в ее адрес никогда не поступали и она их не получала. О наличии указанной задолженности узнала 09.10.2020г. после получения справки о расчете задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.10.2020г.

Приведенная в справке сумма задолженности по страховым взносам, включая пени и штрафы, являются безнадежными к взысканию и подлежат списанию, поскольку ответчик в установленные ст. 46, 70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер к взысканию этих сумм, требования об уплате налога, сбора, пени истцу не выставлял, следовательно, отраженная в лицевом счете налогоплательщика.

Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено: «Административный иск ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать безнадёжной к взысканию задолженность ФИО1 (ИНН ) по страховым взносам индивидуального предпринимателя, истекшие до <дата> в размере 17.317,74 рублей, пени, начисленной по указанной задолженности в размере рублей, а также по постановлениям ГУ-ОПФР по РД в <адрес> от <дата> в размере рублей и S01160054849 от <дата> в размере рублей.

В удовлетворении остальной части административного иска – отказать».

С этим решением в части отказа в удовлетворении административного иска не согласился представитель административного истца – адвокат ФИО9, подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в отказанной части и принять новое решение об удовлетворении иска в этой части.

На заседании судебной коллегии представитель административного истца – адвокат ФИО9 поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель административного истца ИФНС России по <адрес> г. Махачкалы ФИО5 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Административный истец ФИО1 и представитель ГУ-ОПФР по г. Махачкале и <адрес> г. Махачкалы на заседании судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствии.

Судебная коллегия, изучив материалы дело, апелляционные жалобы, выслушав представителей сторон, пришла к выводу, что решение является законным и обоснованным и оснований для его отмены, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.

В силу части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 в различные периоды с 2005 года регистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, в силу подпункта «б» пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 14 действующего на момент возникновения спорных отношений Федерального закона от <дата> № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статьи 28 Федерального закона от <дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» он обязан был своевременно исчислять и уплачивать страховые взносы. Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса предпринимателя.

Административным истцом ФИО1 заявлены требования о признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам (в том числе пени) индивидуального предпринимателя.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи); по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.

Статьей 6 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 29.12.2017 года статья 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» дополнена частью 3.1 следующего содержания: «В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до <дата>, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с <дата> до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».

Частью 1 ст. 11 Федерального закона от <дата> № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до <дата>, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от <дата> №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании, принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

На основании ч. 2 ст. 12 указанного Закона признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на <дата>, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как установлено судом за административной истицей ФИО1 на момент вынесения решения суда, числилась сформировавшаяся до <дата> задолженность по страховым взносам в размере рублей и пеня, начисленная на указанную сумму рублей.

В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае не выставления налогового требования в установленный НК РФ срок налоговый орган подлежит признанию утратившим право принудительного взыскания налога.

Из материалов административного дела а-1487/2020, истребованного у мирового судьи судебного участка №<адрес> г. Махачкалы, следует, что ИФНС России по <адрес> г. Махачкалы направило в адрес административного истца требование от <дата> об уплате пени по страховым взносам в размере руб. со сроком исполнения <дата>.

<дата> ИФНС России по <адрес> г. Махачкалы обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по взысканию с ФИО1 пени по страховым взносам, в связи с чем мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 пени по страховым взносам.

Определением мирового судьи от <дата> судебный приказ был отменен на основании поданных административным истцом возражений.

Из материалов административного дела а-2781/2020, истребованного у мирового судьи судебного участка №<адрес> г. Махачкалы, следует, что ИФНС России по <адрес> г. Махачкалы направило в адрес административного истца требование от <дата> об уплате пени по страховым взносам в размере руб. со сроком исполнения <дата>.

<дата> ИФНС России по <адрес> г. Махачкалы обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по взысканию с ФИО1 пени по страховым взносам, в связи с чем мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 пени по страховым взносам.

Определением мирового судьи от <дата> судебный приказ был отменен на основании поданных административным истцом возражений.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что налоговым органом своевременно предприняты меры к принудительному взысканию задолженности по страховым взносам, образовавшимся с <дата>, в связи с чем отказал в удовлетворении административного иска в указанной части.

Судом установлено, что в ОСП по <адрес> г. Махачкалы УФССП России на исполнении находилось исполнительное производство -ИП от <дата> по задолженности по уплате страховых взносов на сумму 27.990 рублей, которое окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.

В ОСП по <адрес> г. Махачкалы УФССП России на исполнении находились исполнительные производства: -ИП от <дата> по задолженности по уплате страховых взносов на сумму 20.193,26 рублей, по которому взыскание не производилось, и ИП окончено в связи с невозможностью установить местонахождение должника; -ИП от <дата> по задолженности по уплате страховых взносов на сумму 28.680.19 рублей, которое прекращено <дата> в связи отменой судебного акта; -ИП от<дата> по задолженности по уплате страховых взносов на сумму 23.779,6 рублей, по которому взыскание не производилось, и ИП окончено в связи с невозможностью установить местонахождение должника.

Взыскание вышеуказанных сумм по исполнительным производствам не было произведено до настоящего времени по постановлениям ГУ-ОПФР по РД в <адрес> от <дата> и S01160054849 от <дата>, указанные задолженности образовались до <дата>, они не были признаны безнадежной к взысканию, в связи с вышеприведенными нормами закона, в части не взысканной суммы по постановлениям от <дата> и S01160054849 от <дата>.

При этом взыскателям по исполнительному производству является ГУ ОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы, которое с <дата> не является распорядителем данных средств, так как все полномочия перешли ИФНС России по РД.

Суд пришел к выводу, что взыскание средств в настоящее время в пользу Управления пенсионного фонда невозможно, так как распорядиться средствами пенсионный орган не сможет.

В части удовлетворения административного иска в части задолженности, решение суда сторонами не обжаловано, в связи с чем судебная коллегия в этой части не может ревизировать это решение.

Отказывая в удовлетворении административного иска в части, судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение.

В соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. 1 и 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).

Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст.44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пп. 2 и 3 ст. 44 НК РФ).

Статьей 59 НК РФ определены в подп. 1 - 4.3 п. 1 конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подп. 5).

По смыслу п. 1 названной статьи, решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию налоговым органом принимается при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

Таким образом, для целей ст. 12 Закона N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженностью граждан, образовавшейся по состоянию на <дата>, следует понимать недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежащие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 гг.

В этой связи положения ст. 12 Закона N 436-ФЗ, вступившего в силу <дата>, подлежат применению в том случае, когда речь идет о налоговой задолженности, задекларированной налогоплательщиком либо установленной налоговым органом на <дата>, не погашенной в течение трех лет.

Для целей ст. 12 Федерального закона от <дата> N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" под подлежащей списанию задолженностью граждан, образовавшейся по состоянию на <дата>, следует понимать недоимки по налогам, а также пени и штрафы, информация о которых имелась у налогового органа и которые подлежали взысканию на указанный период времени, но не были погашены полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 гг.

Поскольку в установленный срок задолженность по страховым взносам за период, по которым в удовлетворении административного иска отказано, ФИО1 страховые взносы в фонды обязательного страхования не уплачивались, налоговым органом было подано заявления о вынесении судебных приказов, мировым судьей были вынесены судебный приказы о взыскании с нее задолженности по обязательным платежам и санкциям. Впоследствии данный судебные приказы были отменены в связи с поступившими от должника возражениями.

Тот факт, что налоговый орган не обратился после отмены судебных приказов в районный суд о взыскании недоимки по страховым взносам и пени к ним, не могут являться основанием для признания указанных задолженностей безнадежными к взысканию, так как сам факт вынесения судебных приказов мировым судом означает, что мировой судья признал сроки обращения с такими заявлениями не пропущенными.

Этот факт также означает, что налоговая инспекция не утратила право на предъявление административного иска о взыскании начисленных, но не выплаченных страховых взносов и пени к ним, даже если сроки обращения в районный суд, установленные НК РФ пропущены, так как у административного истца сохраняется право требовать восстановления пропущенных сроков или обосновывать не пропуск этого срока.

В связи с этим в этой части решение суда является законным и обоснованным и не может быть отменено, доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает необоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО9 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Махачкалы РД.

Председательствующий А-Н.К. Джарулаев

Судьи И.А. Гончаров

Д.М. Омаров

Апелляционное определение в окончательной форме вынесено 5 октября 2021 года.

33а-5764/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Магомедова Хадижат Фрунзеевна
Ответчики
ИФНС России по Советскому району г.Махачкалы
ИФНС России по Лениснкого района г.Махачкалы
ГУ-ОПФР г.Махачкалы
ОПФР по Ленинскому району
Другие
Исаева Умукусум Магомедовна
УФССП по РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
25.08.2021Передача дела судье
30.09.2021Судебное заседание
30.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее