Дело № 2-936/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Продун Е.А.
при секретаре Петуховой Е.Ю.
с участием прокурора Кожевина И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 09 октября 2017 года дело по иску администрации муниципального района «Печора» к Рзаевой Т.В., Р **.**.**, Рзаеву З о выселении с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета по месту жительства,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального района «Печора» обратилась в суд с иском к ответчикам о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: **********, с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по адресу: **********, снятии с регистрационного учета по месту жительства, указывая, что от переселения в предоставляемую квартиру и заключения договора социального найма в добровольном порядке ответчики отказываются.
Судом к участию в деле привлечен Отдел опеки и попечительства по г.Печоре Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
В судебном заседании представитель истца Вьялицына Ю.В., действующая на основании доверенности от **.**.**., на исковых требованиях настаивала.
Ответчики Рзаева Т.В. и Рзаев З.Х., действующие также от имени несовершеннолетней дочери Р, иск не признали.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя третьего лица Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г.Печоре, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №..., заслушав заключение представителя органа опеки и попечительства Поповой О.В., действующей на основании доверенности от **.**.** и заключение прокурора, полагавших в иске отказать, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению.
В статье 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Из обстоятельств дела следует, что ответчики Рзаева Т.В., Рзаев З.Х. и их несовершеннолетняя дочь Р зарегистрированы по месту жительства по адресу: **********.
Согласно акту городской межведомственной комиссии №... от **.**.**. жилой дом ********** является аварийным и подлежит сносу.
Из объяснений ответчиков следует, что фактически в **********, находящейся в муниципальной собственности, они не проживают, снимают жилье.
В соответствии с муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением администрации МР «Печора» от **.**.**. №... (с последующими изменениями), жилой ********** включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** по делу №... удовлетворен иск Печорского межрайонного прокурора.
На администрацию муниципального образования муниципального района «Печора» возложена обязанность предоставить вне очереди Рзаевой Т.В. по договору социального найма на состав семьи четыре человека, включая Рзаева З, Р, М благоустроенное жилое помещение в ********** Республики Коми, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, - общей площадью не менее 39,5 квадратных метров.
Решение суда вступило в законную силу **.**.**.
Учитывая условия муниципальной адресной программы переселения и во исполнение судебного решения от **.**.**, постановлением администрации МР «Печора» от **.**.**. №... Рзаевой Т.В. на состав семьи три человека предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат, расположенное по адресу: **********, общей площадью 40,7 кв.м, жилой площадью 27,1 кв.м.
**.**.** из заявления Рзаевой Т.В. истцу стало известно, что она отказывается от предоставляемого ей жилого помещения ввиду того, что указанная квартира состоит из одной комнаты, а она занимает двухкомнатную квартиру.
Письмом от **.**.**. администрацией МР «Печора» ответчику Рзаева Т.В. и членам ее семьи предложено в течение семи дней после получения уведомления в добровольном порядке сняться с регистрационного учета по адресу: **********, освободить данное жилое помещение и явиться в администрацию МР «Печора» для заключения договора социального найма на жилое помещение - **********. При этом в письме содержалось уведомление о том, что в противном случае администрация МР «Печора» будет вынуждена обратиться с иском в суд о принудительном выселении из занимаемого жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения. Данное письмо было получено Рзаевой Т.В. лично **.**.**, однако указанные в нем требования исполнены не были.
Не согласившись с отказом ответчиков от переселения, администрация МР «Печора» обратилась в суд с настоящим иском.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Частью 3 статьи 16 указанного Федерального закона определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В силу статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В судебном заседании установлено, что квартира **********, состоящая из трех жилых помещений (12,9 кв.м, 13,7 кв.м, 12,9 кв.м), имеет общую площадь 39,5 кв.м, что подтверждается экспликацией к поэтажному плану строения (л.д.62).
Таким образом, общая площадь квартиры ********** соответствует жилой площади.
Из объяснений ответчиков следует, что одну из занимаемых в квартире комнат, площадью 12,9 кв.м, они самостоятельно обустроили под кухню.
Как следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: **********, имеет общую площадь 40,7 кв.м, жилую – 27,1 кв.м, состоит из двух комнат, в одной из которых расположена кухня-ниша, площадью 3,0 кв.м (л.д.64).
Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.** N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Согласно пунктам 12 и 20 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция). Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.
Как следует из акта обследования помещения №... от **.**.**. межведомственной комиссии, квартира ********** соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, пригодна для проживания. Вместе с тем в данном акте содержится указание на то, что в квартире во вспомогательном помещении (прихожая) провис натяжной полоток вследствие протечки с чердачного помещения. Требуется проведение ремонтно-восстановительных работ в чердачном помещении, установка электроплиты (л.д.143).
Доказательств устранения выявленных межведомственной комиссией нарушений ответчиком суду не представлено.
Из объяснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что электрическая плита в квартире ********** отсутствует.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
На основании изложенного, учитывая все установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В иске администрации муниципального района «Печора» к Рзаевой Т.В., Р, **.**.** года рождения, Рзаеву З о выселении с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета по месту жительства отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А.Продун