Решение по делу № 33-674/2024 (33-14466/2023;) от 11.12.2023

УИД 59RS0011-01-2023-003993-45

№ 33-674/2024 (33-14466/2023)

№ 2-3302/2023

Судья Жужгова А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 09 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Безматерных О.В., Журавлевой В.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайцевой К.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шестаковой Ярославы Олеговны к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда,

по апелляционной жалобе администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 19 октября 2023 года,

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Безматерных О.В., заключение прокурора Цилинской Ю.А., судебная коллегия

установила:

Шестакова Я.О. обратилась в суд с иском к администрации г.Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Место нахождения родителей истца не установлено, находятся в розыске. Истец зарегистрирована по адресу: ****1, но по указанному адресу не проживает и никогда не проживала. Кроме того, указанное жилое помещение находится в аварийном состоянии, не пригодно для проживания. 02 марта 2021 года несовершеннолетняя Шестакова Я.О. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обязательному обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору специализированного жилого помещения. По состоянию на дату подачи заявления состоит в очереди под № **. В ЕГРН отсутствует информация о правах на какие-либо объекты недвижимости. В 2023 года истец окончила ГБПОУ «Березнковский техникум профессиональных технологий». В апреле 2023 года истец обратилась в администрацию г. Березники с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. В настоящее время проживает в арендованном жилом помещении на территории г. Березники. В период с 2007 года по 2022 год временно зарегистрирована по месту проживания приемного родителя - М.: **** 13. Нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма истец не является.

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 19 октября 2023 года требования истца удовлетворены.

С принятым решением не согласилась администрация г. Березники, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что 02 марта 2021 года истец включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, датой наступления основания предоставления жилого помещения истцу является 17 июня 2022 года. Ответчиком осуществлялись действия по обеспечению истца жильем, установленные законодательством сроки не нарушены. Ответчик своевременно исполнил все действия, в результате которых истец включена в необходимые списки и будет обеспечена жильем. Списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ежеквартально направляются в Министерство социального развития Пермского края для составления сводного списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального и краевого бюджетов, на каждый финансовый год с распределением по муниципальным образованиям по дате наступления основания (права) и дате включения в список. В указанные списки истец включена и подлежит обеспечению жильем. В связи с чем апеллянт полагает, что ответчик не нарушил права истца на обеспечение жилым помещением. Само по себе то обстоятельство, что с момента постановки на учет до настоящего времени истцу не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав истца, подлежащих восстановлению посредством возложения обязанности на ответчика предоставить указанное жилое помещение, поскольку ответчиком исполнены обязанности, предусмотренные законом, по постановке на учет и обеспечению жильем Шестаковой Я.О. Истцу не отказано в предоставлении жилья, истец не утратила право на получение такого жилья в установленном законом порядке. Всего в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории МО «Город Березники» 297 лиц, из них у 201 человека право на получение жилья возникло, но не реализовано. Выделение Правительством Пермского края не исполнена обязанность по исчерпывающему финансированию на приобретение муниципальным образованием жилых помещений для детей-сирот. Удовлетворение требований истца приведет к нарушению иных лиц, включенных в список до Шестаковой Я.О.

Министерством социального развития Пермского края принесены возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых представитель третьего лица выражает несогласие с доводами относительно неисполнения Правительством Пермского края обязанностей по финансированию для приобретения жилых помещений, в остальном выражено согласие с доводами жалобы.

Прокурором г.Березники также принесены возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которой содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения.

Прокурор в своем заключении указала на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В суд апелляционной инстанции истец не явился, администрация города Березники, Министерство социального развития Пермского края, Министерство строительства Пермского края своих представителей не направили, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом.

При указанных обстоятельствах в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене либо изменению.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10 мая 2017 года № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19 июля 2017 года № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого (1.4.) жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения; жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 28 ноября 2008 года несовершеннолетняя Шестакова Я.О. передана в приемную семью М. (л.д. 38-42), где проживала с опекуном по адресу: **** 13.

Решением МТУ № 6 Минсоцразвития Пермского края от 02 марта 2021 года № ** несовершеннолетняя Шестакова Я.О. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обязательному обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору специализированного жилого помещения (л.д. 24).

Истец зарегистрирована по адресу: ****1 с 02 июля 2014 года по настоящее время (л.д. 55).

Заключением № ** от 13 мая 2020 года установлен факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: ****1 (л.д. 50).

Шестакова Я.О. не является нанимателем либо членом нанимателя по договору социального найма. Сведений о принадлежности Шестаковой Я.О. жилых помещений на праве собственности нет.

Таким образом, материалы дела с достаточной очевидностью свидетельствую о наличии оснований для предоставления Шестаковой Я.О. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Доказательств того, что с момента постановки на учет изменились обстоятельства, в связи, с чем Шестакова Я.О. перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья в собственность либо в постоянное пользование по договору социального найма, или по иным установленным законом основаниям, в судебном заседании суду первой и апелляционной инстанции не представлены.

На сегодняшний день Шестакова Я.О. не обеспечена жилым помещением, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования «Город Березники».

Действующим законодательством (статья 3 Закона Пермского края от 10 мая 2017 года № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, поэтому иск удовлетворен обоснованно.

Доводы ответчика о неисполнении Правительством Пермского края финансовых обязательств, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, является фактически попыткой переложить на иных лиц ответственность за ненадлежащее исполнение собственных полномочий.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа должно быть обеспечено немедленно по обращении за жилыми помещениями лиц указанной категории при наступлении предусмотренных в законе обстоятельств (достижение определенного возраста, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия и др.). Немедленное предоставление жилых помещений лицам указанной категории из специализированного жилищного фонда должно достигаться посредством формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

При этом формирование и ведение указанного выше списка направлено, в том числе на эффективное планирование бюджетных денежных средств для приобретения (строительства) жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа; заблаговременный учет таких детей; установление нуждаемости лиц указанной категории в жилых помещениях; контроль за своевременным обеспечением лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, но не устанавливает очередность предоставления жилья.

Сам по себе факт включения истца в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, вопреки позиции ответчика, не свидетельствует об исполнении уполномоченным органом обязательств по предоставлению жилого помещения.

Гарантированное законом право Шестаковой Я.О. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений, и включенных в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Ссылки администрации г. Березники на то, что денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), недостаточно, не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.

Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений. Реализация прав истца не может и не должна быть поставлена в зависимость от объемов денежных средств, выделяемых на эти цели.

Решение суда первой инстанции подлежит исполнению за счет субвенций бюджету муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Истец имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, однако в настоящее время реализовать данное право не имеет возможности ввиду надлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Березниковского городского суда Пермского края от 19 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Березники – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение составлено 09 января 2024 года.

УИД 59RS0011-01-2023-003993-45

№ 33-674/2024 (33-14466/2023)

№ 2-3302/2023

Судья Жужгова А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 09 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Безматерных О.В., Журавлевой В.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайцевой К.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шестаковой Ярославы Олеговны к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда,

по апелляционной жалобе администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 19 октября 2023 года,

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Безматерных О.В., заключение прокурора Цилинской Ю.А., судебная коллегия

установила:

Шестакова Я.О. обратилась в суд с иском к администрации г.Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Место нахождения родителей истца не установлено, находятся в розыске. Истец зарегистрирована по адресу: ****1, но по указанному адресу не проживает и никогда не проживала. Кроме того, указанное жилое помещение находится в аварийном состоянии, не пригодно для проживания. 02 марта 2021 года несовершеннолетняя Шестакова Я.О. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обязательному обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору специализированного жилого помещения. По состоянию на дату подачи заявления состоит в очереди под № **. В ЕГРН отсутствует информация о правах на какие-либо объекты недвижимости. В 2023 года истец окончила ГБПОУ «Березнковский техникум профессиональных технологий». В апреле 2023 года истец обратилась в администрацию г. Березники с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. В настоящее время проживает в арендованном жилом помещении на территории г. Березники. В период с 2007 года по 2022 год временно зарегистрирована по месту проживания приемного родителя - М.: **** 13. Нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма истец не является.

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 19 октября 2023 года требования истца удовлетворены.

С принятым решением не согласилась администрация г. Березники, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что 02 марта 2021 года истец включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, датой наступления основания предоставления жилого помещения истцу является 17 июня 2022 года. Ответчиком осуществлялись действия по обеспечению истца жильем, установленные законодательством сроки не нарушены. Ответчик своевременно исполнил все действия, в результате которых истец включена в необходимые списки и будет обеспечена жильем. Списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ежеквартально направляются в Министерство социального развития Пермского края для составления сводного списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального и краевого бюджетов, на каждый финансовый год с распределением по муниципальным образованиям по дате наступления основания (права) и дате включения в список. В указанные списки истец включена и подлежит обеспечению жильем. В связи с чем апеллянт полагает, что ответчик не нарушил права истца на обеспечение жилым помещением. Само по себе то обстоятельство, что с момента постановки на учет до настоящего времени истцу не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав истца, подлежащих восстановлению посредством возложения обязанности на ответчика предоставить указанное жилое помещение, поскольку ответчиком исполнены обязанности, предусмотренные законом, по постановке на учет и обеспечению жильем Шестаковой Я.О. Истцу не отказано в предоставлении жилья, истец не утратила право на получение такого жилья в установленном законом порядке. Всего в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории МО «Город Березники» 297 лиц, из них у 201 человека право на получение жилья возникло, но не реализовано. Выделение Правительством Пермского края не исполнена обязанность по исчерпывающему финансированию на приобретение муниципальным образованием жилых помещений для детей-сирот. Удовлетворение требований истца приведет к нарушению иных лиц, включенных в список до Шестаковой Я.О.

Министерством социального развития Пермского края принесены возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых представитель третьего лица выражает несогласие с доводами относительно неисполнения Правительством Пермского края обязанностей по финансированию для приобретения жилых помещений, в остальном выражено согласие с доводами жалобы.

Прокурором г.Березники также принесены возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которой содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения.

Прокурор в своем заключении указала на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В суд апелляционной инстанции истец не явился, администрация города Березники, Министерство социального развития Пермского края, Министерство строительства Пермского края своих представителей не направили, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом.

При указанных обстоятельствах в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене либо изменению.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10 мая 2017 года № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19 июля 2017 года № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого (1.4.) жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения; жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 28 ноября 2008 года несовершеннолетняя Шестакова Я.О. передана в приемную семью М. (л.д. 38-42), где проживала с опекуном по адресу: **** 13.

Решением МТУ № 6 Минсоцразвития Пермского края от 02 марта 2021 года № ** несовершеннолетняя Шестакова Я.О. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обязательному обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору специализированного жилого помещения (л.д. 24).

Истец зарегистрирована по адресу: ****1 с 02 июля 2014 года по настоящее время (л.д. 55).

Заключением № ** от 13 мая 2020 года установлен факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: ****1 (л.д. 50).

Шестакова Я.О. не является нанимателем либо членом нанимателя по договору социального найма. Сведений о принадлежности Шестаковой Я.О. жилых помещений на праве собственности нет.

Таким образом, материалы дела с достаточной очевидностью свидетельствую о наличии оснований для предоставления Шестаковой Я.О. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Доказательств того, что с момента постановки на учет изменились обстоятельства, в связи, с чем Шестакова Я.О. перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья в собственность либо в постоянное пользование по договору социального найма, или по иным установленным законом основаниям, в судебном заседании суду первой и апелляционной инстанции не представлены.

На сегодняшний день Шестакова Я.О. не обеспечена жилым помещением, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования «Город Березники».

Действующим законодательством (статья 3 Закона Пермского края от 10 мая 2017 года № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, поэтому иск удовлетворен обоснованно.

Доводы ответчика о неисполнении Правительством Пермского края финансовых обязательств, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, является фактически попыткой переложить на иных лиц ответственность за ненадлежащее исполнение собственных полномочий.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа должно быть обеспечено немедленно по обращении за жилыми помещениями лиц указанной категории при наступлении предусмотренных в законе обстоятельств (достижение определенного возраста, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия и др.). Немедленное предоставление жилых помещений лицам указанной категории из специализированного жилищного фонда должно достигаться посредством формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

При этом формирование и ведение указанного выше списка направлено, в том числе на эффективное планирование бюджетных денежных средств для приобретения (строительства) жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа; заблаговременный учет таких детей; установление нуждаемости лиц указанной категории в жилых помещениях; контроль за своевременным обеспечением лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, но не устанавливает очередность предоставления жилья.

Сам по себе факт включения истца в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, вопреки позиции ответчика, не свидетельствует об исполнении уполномоченным органом обязательств по предоставлению жилого помещения.

Гарантированное законом право Шестаковой Я.О. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений, и включенных в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Ссылки администрации г. Березники на то, что денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), недостаточно, не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.

Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений. Реализация прав истца не может и не должна быть поставлена в зависимость от объемов денежных средств, выделяемых на эти цели.

Решение суда первой инстанции подлежит исполнению за счет субвенций бюджету муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Истец имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, однако в настоящее время реализовать данное право не имеет возможности ввиду надлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Березниковского городского суда Пермского края от 19 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Березники – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение составлено 09 января 2024 года.

33-674/2024 (33-14466/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
11.12.2023Передача дела судье
09.01.2024Судебное заседание
10.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2024Передано в экспедицию
09.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее