Решение по делу № 33-6054/2022 от 09.06.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    Дело № 2-1162/2022;             33-6054/2022     Председательствующий суда первой инстанции:    судья-докладчик суда апелляционной инстанции: Кулишов А.С.Подобедова М.И

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи судей     при секретаре             Подобедовой М.И.            Басараба Д.В.,            Кузнецова Е.А.                        Кочмареве Н.В.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» к Серокуровой Раисе Васильевне, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: ООО «Институт «Шельф», Министерство имущественных и земельных отношений Республика Крым, о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд,

по апелляционной жалобе Серокуровой Раисы Васильевны на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 12 апреля 2022 года,

У С Т А Н О В И Л А:

15 февраля 2022 года ГКУРК «Служба автомобильных дорог» обратилось в Симферопольский районный суд Республики Крым с иском к Серокуровой Р.В, в котором просило принять решение о принудительном изъятии для государственных нужд и прекращении права собственности на земельный участок площадью 623 +/-9 кв. м. с кадастровым номером и земельный участок площадью 185 +/-5 кв. м. с кадастровым номером .

Требования мотивированы тем, что распоряжением Совета министров Республики Крым от 16 августа 2021 года №1060-р «Об изъятии земельных участков для государственных нужд» в целях строительства автомобильной дороги «Строительство объездной дороги г. Симферополя на участке Дубки-Левадки» принято решение об изъятии земельных участков, в том числе и вышеуказанных, принадлежащих ответчику. Ответчиком в установленный законодательством срок не было подписано соглашение об изъятии, что стало основанием для обращения в суд с указанным иском.

Определением суда от 12 апреля 2022 года по ходатайству истца требования Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» об определении размера возмещения, подлежащего выплате в случае принудительного изъятия земельных участков, выделены в отдельное производство.

Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 12 апреля 2022 года исковое заявление удовлетворено.

У Серокуровой Раисы Васильевны изъято для государственных нужд и прекращено ее право собственности на земельный участок площадью 623 +/-9 кв. м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, Чистенский, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – автомобильный транспорт, и земельный участок площадью 185 +/-5 кв. м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, Чистенский сельский совет, за границами населенного пункта, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – автомобильный транспорт. Признано право собственности Республики Крым на земельный участок площадью 623 +/-9 кв. м с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, Чистенский, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – автомобильный транспорт, и на земельный участок площадью 185 +/-5 кв. м с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, Чистенский сельский совет, за границами населенного пункта, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – автомобильный транспорт.

Решение суда обращено к немедленному исполнению.

Не согласившись с указанным судебным постановлением,                  Серокурова Р.В. принесла апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Указывала на нарушение процедуры при изъятии земельных участков.

От Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указывают на то, что ответчик не лишен своего законного права на равноценное возмещение на изымаемый земельный участок, поскольку требования в данной части выделены в отдельное производство, кроме того, исковое заявление подано в сроки, установленные ч. 2 ст. 9.4 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК.

В судебном заседании Серокурова Р.В., ее представитель                   Нестеренко М.Ю., действующая на основании ордера, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Представитель истца Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» - Николаенко В.С., действующая на основании доверенности, доводы жалобы посчитала необоснованными, просила в удовлетворении жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Иные лица, принимающие участие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще, причины неявки суду не сообщили.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав докладчика, пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Рассмотрением дела установлено, что распоряжением Совета министров Республики Крым № 1060-р от 16 августа 2021 года «Об изъятии земельных участков для государственных нужд» в целях строительства автомобильной дороги «Строительство объездной дороги г. Симферополя на участке Дубки-Левадки», с учетом внесенных изменений распоряжением Совета Министров Республики Крым от 08.09.2021 года № 1158-р принято решение об изъятии участков площадью 623 +/-9 кв. м с кадастровым номером и площадью 185 +/-5 кв. м с кадастровым номером .

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 623 +/-9 кв.м, расположенный по адресу: Республика Крым, р-н Симферопольский, Чистенький, зарегистрировано за Серокуровой Р.В. (том 1 л.д.12-21).

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 185 +/-5 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, р-н Симферопольский, Чистенький сельский совет за границами населенного пункта, зарегистрировано за Серокуровой Р.В. (том 1 л.д.22-28).

На основании заключенного с ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» государственного контракта № 02.1-07/2/5/2021 от 21.05.2021 ООО «Институт «Шельф» осуществляет комплекс мероприятий по проведению землеустроительных и кадастровых работ, корректировке документации по планировке территории и других необходимых работ в целях обеспечения строительства объекта «Строительство объездной дороги г. Симферополя на участке Дубки-Левадки».

В целях изъятия у ответчика земельных участков ООО «Институт «ШЕЛЬФ» проведены необходимые землеустроительные и кадастровые работы, размер возмещения ответчику за прекращение прав на изымаемые земельные участки, в том числе размер убытков, подлежащий возмещению в связи с изъятием объекта недвижимости в целях обеспечения реализации строительства, определен на основании отчетов об оценке рыночной стоимости.

Размер возмещения ответчику за прекращение прав на изымаемый земельный участок с кадастровым номером , в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием объектов недвижимости в целях обеспечения реализации строительства объекта, определен на основании ответа № Д02.1-07/2/5/20221-ОТрс+ОТу10 от 01.09.2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и об оценке размера убытков, связанных с изъятием объекта недвижимости и составляет 37 462 рубля 00 копеек.

Размер возмещения ответчику за прекращение прав на изымаемый земельный участок с кадастровым номером , в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием объектов недвижимости в целях обеспечения реализации строительства объекта, определен на основании ответа № Д02.1-07/2/5/20221-ОТрс+ОТу6 от 27.08.2021 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и об оценке размера убытков, связанных с изъятием объекта недвижимости и составляет 11 020 рубля 00 копеек.

Проект соглашений об изъятии земельных участков и отчеты об оценке были направлены ответчику 14 января 2022 года (получены 20 января 2022 года), однако до настоящего времени не подписаны. (том 1, л.д. 37-38).

05.02.2022 года ответчик в адрес истца направила сообщение об отказе в подписании соглашения об изъятии земельного участка, поскольку был предоставлен один экземпляр соглашения, кроме того, указала, что не согласна со стоимостью возмещения. (Том №, л.д. 106).

Определением суда первой инстанции от 12 апреля 2022 года требования Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» к Серокуровой Р.В. об определения размера возмещения, подлежащего выплате в случае принудительного изъятия земельных участков, выделены в отдельное производство.

Поскольку возражений относительно принятия дополнительных доказательств, приложенных к апелляционной жалобе, не поступило, суд апелляционной инстанции счел возможным приобщить их к делу в качестве допустимых доказательств.

Согласно ч. 2 ст. 9.4 Закона Республики Крым от 31.07.2014г.               № 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и         земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), принятого Государственным Советом Республики Крым в пределах полномочий, предоставленных ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", срок подписания проекта соглашения об изъятии недвижимости со      стороны правообладателя составляет 20 дней, между тем, до настоящего времени подписанный проект соглашения в адрес истца не поступал.

Разрешая заявленные в иске требования, суд первой инстанции, с выводами которого соглашается судебная коллегия, правильно и полно установив юридически значимые обстоятельства, характер спорных правоотношений и нормы права, которые их регулируют, обоснованно исходил из того, что принадлежащие на праве собственности                   Серокуровой Р.В. земельные участки подлежит изъятию для государственных нужд.

Постанавливая указанное решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу установленных Конституции Российской Федерации гарантий никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35).

В соответствии с п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка             для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в том числе со строительством, реконструкцией таких объектов как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 279 ГК РФ в результате изъятия земельного      участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (ч. 3 ст. 279 ГК РФ).

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом          (ч. 6 ст. 279 ГК РФ).

В соответствии со ст. 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (ч. 1); при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (ч. 2).

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определен главой 7.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 настоящего Кодекса (п. 4).

В силу ст. 56.4 ЗК РФ с ходатайством об изъятии вправе          обратиться орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального       значения или объекта регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных       средств бюджетной системы Российской Федерации, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

В данном случае с ходатайством об изъятии земельного участка обратилось ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым". Решение об изъятии земельных участков для государственных нужд, в том числе и в отношении спорного земельного участка, принято Советом министров Республики Крым 16.08.2021 г. в пределах предоставленных законом полномочий, в целях строительства автомобильной дороги «Строительство объездной дороги г. Симферополя на участке Дубки-Левадки».

Согласно положениям ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (п. 1).

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие (п. 4).

К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (п. 5).

Согласно п. 8 названной нормы закона отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, о координатах характерных точек границ таких земельных участков либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.

В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение в том числе: 1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) обеспечивают опубликование решения; 3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении (п. 10).

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом       от 17.07.1999г. № 176-ФЗ "О почтовой связи", предусмотренного пп. 3 п. 10 настоящей статьи заказного письма.

В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии.

В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 10 настоящей статьи. (п. 11).

В соответствии с положениями ст. 56.7 ЗК РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на       них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: 1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; 2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; 3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; 4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; 5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера      убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; 6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; 7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; 8) направляют проект соглашения            об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания          (п. 1). При этом, согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление указанных действий не требуется.

Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных ст. 56.8 ЗК РФ.

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством                       (ст. 56.8 ЗК РФ).

Согласно п. 1 ст. 56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного п. 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.

Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества (п. 3).

Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с п. 3 настоящей статьи, направляются: 1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости; 2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (ил) расположенных на них объектов недвижимого имущества (п. 4).

Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в    п. 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (п. 9).

Согласно п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении       девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Между тем, ч. 2 ст. 9.4 Закона Республики Крым от 31.07.2014г.          № 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлен сокращенный срок для предоставления правообладателем изымаемой вещи подписанного соглашения об изъятии недвижимости – двадцать дней со дня получения проекта такого соглашения.

Таким образов, выводы суда первой инстанции о соблюдении ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" положений п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ являются обоснованными, а доводы апелляционной жалобы в этой части несостоятельны.

Несостоятельными являются и доводы апеллянта о нарушении судом первой инстанции ее прав вследствие выделения требований ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" об определении размера возмещения за изымаемый земельный участок судом в отдельное производство, что, по ее мнению, свидетельствует о фактическом изъятии земельного участка без разрешения вопросов его предварительной оплаты.

Согласно положениям ст. 151 ГК РФ судья выделяет одно или несколько соединенных исковых требований в отдельное производство, если признает, что раздельное рассмотрение требований будет целесообразно.

При этом в понимании указанном правовой нормы вопрос выделения в отдельное производство части требований является правом суда, исходя из целесообразности такого рассмотрения дела.

Определение суда о выделении в отдельное производство требований об определении размера возмещение ответчик не обжаловала.

Применительно к настоящему спору, разрешая вопросы изъятия у Серокуровой Р.В. принадлежащих ей земельных участков для государственных нужд, ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" оценило изымаемые земельные участки с определением размера подлежащих в связи с их изъятием убытков, направив Серокуровой Р.В. соответствующее соглашение.

Серокурова Р.В., фактически спорит с размером возмещения, в том числе, заявляя в суде ходатайство о назначении по делу оценочной экспертизы, а потому выделение указанных требований в отдельное производство прав ответчика не нарушает, направлено на тщательное и полное выяснение всех юридически значимых обстоятельств и согласуется с закрепленными в ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению гражданских дел с учетом необходимости соблюдения баланса всех сторон спора.

Также несостоятельны доводы апелляционной жалобы в части нарушения процедуры, предусмотренной действующим законодательством в части не доведение информации о наличии распоряжения № 1060-р от 16.08.2021 года.

Согласно п.2.2. распоряжения Совета Министров Республики Крым № 1060-р от 16.08.2021 года Министерству имущественных и земельных отношений РК в течении 10 дней со дня принятия настоящего распоряжения, среди прочего, обеспечить, направление копий настоящего распоряжения правообладателям изымаемых земельных участков заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае отсутствие сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателей изымаемых земельных участков данные правообладатели считаются уведомленными со дня опубликования настоящего распоряжения в порядке, установленном подпунктом 2.1. пункта 2 настоящего распоряжения. Опубликование настоящего распоряжения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставами соответствующих муниципальных образований Симферопольского района РК по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд.

На официальном портале Правительства Республики Крым в соответствии с требованиями п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ 16.08.2021 года было опубликовано распоряжение Совета Министров Республики Крым № 1060-р (https://rk.gov.ru/document/show/30008) и 08.09.2021 года распоряжение Совета Министров Республики Крым № 1158-р(https://rk.gov.ru/document/show/30326) о внесении изменений в распоряжение Совета Министров Республики Крым № 1060-р.

Таким образом, истец считается надлежащим образом уведомленной о наличии распоряжения Совета Министров Республики Крым № 1060-р от 16.08.2021 года со дня его опубликования.

Доказательств того, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым на август 2021 года располагало достоверными сведениями о месте регистрации истца, материалы дела не содержат.

Не состоятельны и доводы жалобы в части того, что соглашение об изъятии и отчет об оценке был направлен собственнику земельного участка неуполномоченным на то лицом.

Сторонами в направляемых соглашениях об изъятии недвижимости для государственных нужд указаны Совет министров РК, Государственное казенное учреждение РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» с одной стороны и Серокурова Р.В. ООО «Институт «ШЕЛЬФ» является лишь плательщиком отправки указанной корреспонденции, как организация, которая осуществляет комплекс мероприятий по проведению землеустроительных кадастровых работ, корректировке документации по планировке территории в рамках договора безвозмездного выполнения работ и действующие на основании доверенности от 17.12.2021 года.

Указание в апелляционной жалобе на то, что вид разрешенного использования был изменен истцом и то, что на земельных участках истца уже располагается дорога, правового значения в рамках рассмотрения данного дела не имеет и не влечет отмену судебного акта.

Кроме того, ответчик в суд за восстановлением нарушенных прав по каким-либо основаниям, как собственник земельных участков, не обращалась, доказательств этому не представлено.

Отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок изымался у правообладателя дважды, поскольку, как пояснила представитель ответчика в судебном заседании изымался другой участок и у наследодателя ответчика - Островкого Е.Ф., кроме того, законодатель не содержит запрета на повторное изъятие иных земельных участков у одного и того же лица, либо его правопреемника или право предшественника.

Доводы апелляционной жалобы о том, что земельные участки ответчика фактически служат подъездными путями к автозаправочной станции, являющейся частной собственностью и поэтому земельные участки невозможно изъять под государственные нужды, материалами дела, проектами межевания территории и проектом планировки территории, изготовленными ООО «Институт «Шельф» в 2019 году (том № 1 и № 3) визуально не подтверждаются, землеустроительная экспертиза в рамках настоящего дела не проводилась.

Учитывая совокупность изложенного, судебная коллегия считает,      что суд первой инстанции, правильно и полно установив юридически значимые обстоятельства, характер спорных правоотношений и нормы    права, которые их регулируют, оценив доводы сторон и представленные     ими доказательства, пришел к обоснованным выводам, постановив       решение об изъятии у Серокуровой Р.В. для государственных нужд земельный участок площадью 623 +/-9 кв. м с кадастровым номером и земельный участок площадью 185 +/-5 кв. м с кадастровым номером .

Изложенные в решении суда выводы обоснованы и мотивированы, их состоятельность апеллянтом не опровергнута.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены исключительно на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено с соблюдением норм действующего законодательства, отвечает требованиям законности и обоснованности, правовых оснований для отмены которого по апелляционной жалобе не установлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием             для отмены решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Серокуровой Раисы Васильевны без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через Симферопольский районный суд Республики Крым.

Председательствующий судья:                 Подобедова М.И.

Судьи:                                Басараб Д.В.

Кузнецова Е.А.

Мотивированное апелляционное определение составлено 05.07.2022 года.

33-6054/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Государственное казеное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым"
Ответчики
Серокурова Раиса Васильевна
Другие
ООО"Институт "ШЕЛЬФ"
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Подобедова Мария Игоревна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
09.06.2022Передача дела судье
05.07.2022Судебное заседание
18.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2022Передано в экспедицию
05.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее