Дело №2-426/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 июня 2019 года г.Сарапул
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Заварзина П.А.,
при секретаре Коробейниковой Т.А.,
с участием:
помощника прокурора Сарапульского района УР Красноперовой Д.А.
представителя ответчика МБОУ «Кигбаевская СОШ» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кигбаевская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования Администрации муниципального образования «<адрес>» о понуждении к выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения,
установил:
<адрес> УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кигбаевская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту – МБОУ «Кигбаевская СОШ»), Управлению образования Администрации муниципального образования «<адрес>» о понуждении к выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений в МБОУ «Кигбаевская СОШ» выявлены нарушения закона. МБОУ «Кигбаевская СОШ» - образовательное учреждение, учредителем которого является муниципальное образование «<адрес>». Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет управление образования Администрации муниципального образования «<адрес>». Финансирование деятельности образовательного учреждения является обязанностью управления образования Администрации муниципального образования «<адрес>». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведено категорирование образовательного учреждения, в 2017 году утвержден паспорт безопасности. Согласно акту категорирования и паспорту безопасности образовательному учреждению присвоена вторая категория опасности. Вместе с тем, образовательное учреждение не отвечает предъявляемым к объектам указанной категории требованиям антитеррористической защищенности. В нарушение п.23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в образовательном учреждении не обеспечена необходимая охрана сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Охрана здания как в дневное, так и в ночное время осуществляется сторожами и вахтерами, являющимися сотрудниками учреждения. Указанные лица не обладают необходимыми навыками специализированной охраны объектов, специальными средствами не обеспечены. Учреждение не оборудовано охранной сигнализацией, системой контроля и управления доступом. В нарушение п.27 вышеуказанных требований образовательным учреждением не обеспечено непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта. Согласно разделу III паспорта безопасности критическим элементом является трансформаторная подстанция ТП РУ 10 кВ, однако видеокамера, обеспечивающая отображение указанного участка не установлена. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района неоднократно вносились представления в адрес директора образовательного учреждения и начальника управления образования Администрации муниципального образования «<адрес>» с указанием на необходимость устранения выявленных нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности, однако необходимые меры не приняты. В соответствии с п.15 вышеуказанных требований срок завершения необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта. Категорирование образовательного учреждения проведено в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Несмотря на истечение предоставленного законом срока реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений требования исполнены не в полном объеме. Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение. Обязанность по исполнению требований федерального законодательства, в том числе в области обеспечения безопасных условий обучения возлагается на образовательное учреждение, в сфере финансирования деятельности образовательного учреждения на управление образования Администрации муниципального образования «<адрес>».
Прокурор просит обязать управление образования Администрации муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование расходов МБОУ «Кигбаевская СОШ» по обеспечению охраны МБОУ «Кигбаевская СОШ» сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти; по установке и функционированию системы контроля и управления доступом; по установке и функционированию охранной сигнализации; по установке и функционированию системы видеонаблюдения, отображающей трансформаторную подстанцию ТП РУ 10 кВ, а МБОУ «Кигбаевская СОШ» обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить охрану МБОУ «Кигбаевская СОШ» сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти; функционирование системы контроля и управления доступом; функционирование охранной сигнализации; функционирование системы видеонаблюдения, отображающей трансформаторную подстанцию ТП РУ 10 кВ.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБОУ «Кигбаевская СОШ» - ФИО3 исковые требования не признала, указав, что для реализации решения недостаточно финансирования.
Представитель ответчика Управления образования Администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО4 до объявления перерыва в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ дала пояснения аналогичные ходатайству об исключении из числа ответчиков. Исковые требования не признала.
После перерыва в судебное заседание представитель ответчика Управления образования Администрации МО «<адрес>» не явилась.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 2, 20, 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ №-I, государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктами 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно частям 6, 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение обязано, помимо прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Утвержденная Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Согласно п. «д» ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно п. 4 и п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Во исполнение вышеуказанных положений закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07.10.2017 г. №1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которое действует с 21.10.2017 г. и которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с п. 17 вышеуказанного постановления, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Согласно п. 18 вышеуказанного постановления, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: а) разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; 6) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектного режимов, контроля их функционирования; в) своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; г) обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и т.д.
Согласно пункту 23 указанного Постановления в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 года №430-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации «Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний. ГОСТ Р 51241-2008».
Согласно разделу 1 настоящий стандарт распространяется на средства и системы контроля и управления доступом, предназначенные для предотвращения несанкционированного доступа людей, транспорта и других объектов в зону (из зоны) доступа (здания, помещения, территории, транспортные средства) в целях обеспечения противокриминальной защиты.
В соответствии с п. 3.13 контроль и управление доступом (КУД) - это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа.
Согласно п. 4.1.1 раздела классификация средства КУД подразделяются по: 1) функциональному назначению устройств; 2) функциональным характеристикам; 3) устойчивости к несанкционированным действиям.
В свою очередь средства КУД по функциональному назначению устройства подразделяются: устройства, преграждающие управляемые, устройства исполнительные, устройства считывающие, идентификаторы (ИД), средства управления в составе аппаратных устройств и программных средств (4.1.2).
Средства КУД по функциональным характеристикам подразделяются, в частности, на следующие группы: по виду перекрытия проема прохода с частичным перекрытием (турникеты, шлагбаумы); с полным перекрытием (полноростовые турникеты, специализированные ворота); со сплошным перекрытием проема (сплошные двери, ворота); с блокированием объекта в проеме (шлюзы, кабины, проходные).
Согласно уставу МБОУ «Кигбаевская СОШ», утвержденному приказом Управления образования Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, учреждение создано в целях осуществления образовательной деятельности.
Учредителем МБОУ «Кигбаевская СОШ» является муниципальное образование «<адрес>», функции и полномочия учредителя образовательного учреждения от имени муниципального образования «<адрес>» возложены на Управление образования администрации муниципального образования «<адрес>».
В соответствии с паспортом безопасности МБОУ «Кигбаевская СОШ» образовательное учреждение отнесено ко 2 категории опасности.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> УР проведена проверка исполнения МБОУ «Кигбаевская СОШ» законодательства о противодействии терроризму.
В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства в сфере противодействия терроризму в образовательном учреждении не обеспечена необходимая охрана учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Охрана здания, как в дневное, так и в ночное время осуществляется сторожами и вахтерами являющимися сотрудниками учреждения. Указанные лица не обладают необходимыми навыками специализированной охраны объектов, не проходили специальную подготовку, переподготовку, спецсредствами не обеспечены. Количество имеющихся в учреждении камер не обеспечивает видеонаблюдение всех имеющихся потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), отраженных комиссией в акте обследования и категорирования объектов. Учреждение не оборудовано необходимой охранной сигнализацией, планы взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму не разработаны. Планы эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта, не разработаны.
По факту выявленных нарушений прокурором <адрес> УР ДД.ММ.ГГГГ были внесены представления об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних директору МБОУ «Кигбаевская СОШ» и начальнику Управления образования администрации муниципального образования «<адрес>».
По результатам рассмотрения представления директором МБОУ «Кигбаевская СОШ» прокурору <адрес> УР ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, из которого следует, что выявленные нарушения требований законодательства в сфере противодействия терроризму устранены частично, а именно: приняты меры по исполнению требований по антитеррористической защищенности школы, разработан план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, сроки их реализации определены, разработаны планы эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
По результатам рассмотрения представления начальником Управления образования администрации муниципального образования «<адрес>» прокурору <адрес> УР ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, из которого следует, что в муниципальной программе <адрес> «Развитие образования на 2015 – 2020 годы» запланированы мероприятия на обеспечение безопасности условий обучения и воспитания детей в муниципальных образовательных организациях, но финансирование недостаточное. Управлением проводится работа о внесении изменений в указанную программу. Ведется работа по финансированию мероприятий, направленных на обеспечение безопасности детей, пребывающих в общеобразовательных организациях. Ориентировочная сумма расходов на выполнение мероприятий составляет 4200 тыс. руб.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки соблюдения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья, антитеррористической защищенности учащихся образовательных учреждений муниципального образования «<адрес>» прокурором <адрес> внесено представление начальнику Управления образования администрации муниципального образования «<адрес>».
Из представления следует, что в ходе проверки образовательных учреждений выявлены следующие нарушения требований законодательства в сфере противодействия терроризму: все образовательные учреждения первой и второй категории не обеспечены осуществлением охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны; не оборудованы необходимой охранной сигнализацией; планы взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму не разработаны; не оборудованы системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. Аналогичные нарушения, выявленные в феврале, не устранены, необходимое количество денежных средств не выделено.
По результатам рассмотрения представления начальником Управления образования администрации муниципального образования «<адрес>» прокурору <адрес> УР ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, из которого следует, что планируется установка видеонаблюдения в образовательных учреждениях согласно плану на 2018 – 2022 г.г.
Из материалов дела следует, что МБОУ «Кигбаевская СОШ» неоднократно обращалась в Управление образования Администрации муниципального образования «<адрес>» с просьбой о выделении денежных средств на проведение мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности, в том числе: на установку охраной сигнализации, на дополнительную камеру видеонаблюдения с выходом на трансформаторную подстанцию ТП РУ 10 кВт, на дополнительные камеры на каждом этаже здания, на систему контроля и управления доступом (турникет). (письма от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ
В ответах Управления образования Администрации муниципального образования «<адрес>» на указанные письма содержится информация о проведении работы по финансированию мероприятий, направленных на обеспечение безопасности детей, пребывающих в общеобразовательных организациях. (письма от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ)
Управление образования Администрации муниципального образования «<адрес>» обращалось в Управление финансов Администрации муниципального образования «<адрес>» с просьбой увеличить бюджетные ассигнования на 2018 год и 2019 год на очередных сессиях Совета депутатов <адрес>, в том числе на цели обеспечения антитеррористической защищенности образовательных учреждений (письма от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ)
По сообщению директора МБОУ «Кигбаевская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ, направленному прокурору района, охрана образовательного учреждения осуществляется филиалом ФГКУ УВО ВНГ России по Удмуртской <адрес> МОВО УР по вызову. Непосредственная охрана и контроль пропускного режима в дневное время осуществляются вахтером, в ночное – сторожем. Имеется тревожная кнопка в виде сотовой связи. Разработан план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД России и территориальными органами Росгвардии по защите объекта (территории) от террористических угроз. Планы эвакуации в случае возникновения террористического акта размещены в фойе 1 и 2 этажей. Технические системы контроля отсутствуют. Действует пропускной режим. Ответственный за пропускной режим – вахтер. Дополнительные камеры на трансформаторную будку и на каждом этаже не установлены. Действуют 2 камеры на главный вход и фойе 1 этажа, запись ведется круглосуточно, длительность сохранности видеозаписи 30 суток. Для приобретения камер направлены письма учредителю.
Из представленных стороной ответчика свидетельств, выданных АУДПО УР «Республиканский центр дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» следует, что штатные сотрудники образовательного учреждения (вахтеры, сторожа) прошли курс профессиональной подготовки по программе для частных охранников.
Таким образом, выявленные в ходе проведения прокурорской проверки нарушения требований законодательства в сфере противодействия терроризму (обеспечение охраны образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти; функционирование системы контроля и управления доступом; функционирование охранной сигнализации; функционирование системы видеонаблюдения, отображающей трансформаторную подстанцию ТП РУ 10 кВ) в образовательном учреждении устранены не были.
Указанное обстоятельство послужило поводом для обращения прокурора в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
В ходе рассмотрения дела наличие выявленных нарушений ответчиками не оспорено, доказательств их устранения суду не представлено.
К позиции ответчиков о выполнении требований законодательства в сфере противодействия терроризму, в части обеспечения охраны образовательного учреждения посредством переобучения штатных сотрудников образовательного учреждения (вахтеров, сторожей), суд относится критически, поскольку в соответствии с требованиями законодательства охрана объектов (территорий) должна обеспечиваться лишь сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Доказательств, подтверждающих, что в МБОУ «Кигбаевская СОШ» организована охрана сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, не представлено.
Доводы ответчиков о том, что в настоящее время возможность устранить выявленные нарушения требований законодательства в сфере противодействия терроризму по причине отсутствия финансирования, не могут быть судом приняты во внимание, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей. Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение требований по обеспечению антитеррористической безопасности от финансовых возможностей.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в ходе рассмотрения дела нашло подтверждение неисполнение МБОУ «Кигбаевская СОШ» требований действующего законодательства в сфере противодействия терроризму. Выявленные нарушения безусловно, отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяют обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, принятых образовательным учреждением мер явно недостаточно для создания единой системы обеспечения безопасности данного учреждения. Поэтому суд приходит к выводу о том, что имеются основания для возложения на МБОУ «Кигбаевская СОШ» обязанностей по: обеспечению охраны образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти; функционированию системы контроля и управления доступом; функционированию охранной сигнализации; функционированию системы видеонаблюдения, отображающей трансформаторную подстанцию ТП РУ 10 кВ.
Определяя надлежащего ответчика, обязанностью которого является финансирований профилактических мероприятий в области противодействия терроризму, суд учитывает следующее.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии с подп. 6 п. 5.3 Устава МБОУ «Кигбаевская СОШ» учредитель школы (муниципальное образование «<адрес>») осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
В соответствии с п. 3.5 Положения об Управлении образования Администрации муниципального образования «<адрес>», утвержденного постановлением Главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, управление образования, осуществляющее функции и полномочия учредителя МБОУ «Кигбаевская СОШ» от имени муниципального образования «<адрес>», формирует муниципальные задания на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных организаций, требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания одной (или нескольких) муниципальных услуг, устанавливает нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных организаций за счет средств местных бюджетов (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами). Кроме этого, управление образования осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) и администратора бюджетных средств, распределяет в установленном порядке средства бюджета на финансирование деятельности муниципальных образовательных и иных организаций (п.3.16); утверждает бюджетные сметы, планы финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций (п.3.17)
В силу ч. 2 ст. 123.22 ГК РФ порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Согласно абз.1 ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. В соответствии с абз.6 указанной нормы предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Таким образом, поскольку функции и полномочия учредителя МБОУ «Кигбаевская СОШ» осуществляет Управление образования Администрации муниципального образования «<адрес>», то требование истца о возложении на Управление образования Администрации муниципального образования «<адрес>» обязанности обеспечить финансирование расходов МБОУ «Кигбаевская СОШ» по обеспечению охраны образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти; установке и функционированию системы контроля и управления доступом; установке и функционированию охранной сигнализации; установке и функционированию системы видеонаблюдения, отображающей трансформаторную подстанцию ТП РУ 10 кВ., также является обоснованным и подлежит удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требования прокурора.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае если указанные в решении действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом положений ст.206 исходя из характера возложенных на ответчиков обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, суд считает возможным установить Управлению образования Администрации муниципального образования «<адрес>» срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, МБОУ «Кигбаевская СОШ» - до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кигбаевская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования Администрации муниципального образования «<адрес>» о понуждении к выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения удовлетворить полностью.
Обязать Управление образования Администрации муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование расходов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кигбаевская средняя общеобразовательная школа» по:
- обеспечению охраны образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти;
- установке и функционированию системы контроля и управления доступом;
- установке и функционированию охранной сигнализации;
- установке и функционированию системы видеонаблюдения, отображающей трансформаторную подстанцию ТП РУ 10 кВ.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кигбаевская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить:
- охрану образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти;
- функционирование системы контроля и управления доступом;
- функционирование охранной сигнализации;
- функционирование системы видеонаблюдения, отображающей трансформаторную подстанцию ТП РУ 10 кВ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики, в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Сарапульский районный суд.
В окончательной форме решение принято 07 июня 2019 года.
Судья П.А. Заварзин