Дело № 2-4611/2020
32RS0027-01-2020-011311-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2020 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе председательствующего судьи Любимовой Е.И., при секретаре Тычина Е.В., с участием представителя истца Мирмова О.Г.- Марковой Т.К., представителя ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» Мильчаковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мирмова Олега Григорьевича к ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» о признании незаконным действий по расчету задолженности, понуждении произвести перерасчет, взыскании расходов на оплату услуг представителя,
установил:
Мирмов О.Г. обратился с указанным с иском к ответчику, ссылаясь на то, что является собственником жилого дома <адрес>. Между истцом и ответчиком заключен договор №2018719 поставки природного газа для обеспечения коммунально- бытовых нужд граждан от 10.09.2012г. Расчет потребленного природного газа производится в соответствии с показаниями приборов учета ранее №0145465, в настоящее время №00939181. В марте истцу поступило счет извещение №38823 за февраль 2020 года, в котором указано, что дата истечения поверки счетчика 01.03.2020г. Заказать поверку прибора учета возможность отсутствовала, в связи с нахождением за пределами РФ и нахождением после возвращения на карантине.
Образовалась задолженность за потребление газа в сумме 40553, 88 руб. за период с 01.03.2020г. по 30.06.2020г., рассчитанная исходя из норматива потребления.
Истец с данным расчетом задолженности не согласен, полагает, что расчет должен быть произведен по среднемесячным показаниям, ссылаясь на необходимость применения Правил предоставления коммунальных услуг № 354, поскольку Правилами поставки газа № 549 вопрос о расчете платы за газ при истечении срока поверки не урегулирован. Кроме того, истец ссылается на Постановление Правительства РФ от 02.04.2020г. №424, которым приостановлено действие п. 81 (12) Правил № 354 с 6 апреля 2020г до 1 января 2021г., то есть при пропуске срока поверки счетчика его показания будут применяться к расчету для оплаты услуги.
Претензия, направленная Мирмовым О.Г. в адрес АО «Газпром межрегионгаз Брянск» без удовлетворения.
Истец просит суд признать незаконными действия АО «Газпром межрегионгаз Брянск» по расчету задолженности за потребленный природный газ исходя из нормативов потребления газа, возложить обязанность на АО «Газпром межрегионгаз Брянск» произвести перерасчет оплаты за газ по среднемесячным показаниям в соответствии с Правилами № 354 от 06.05.2011г., взыскать с ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей.
Дополнив исковые требования в части, истец, указывая на то, что Правилами 549 не урегулирован вариант расчета платы за газ при истечении срока поверки, и полагает, что должны применяться в данной ситуации Правила №354, в связи с чем просит произвести перерасчет объема потребленного газа согласно Правила № 354 согласно которым начисления в течение 3-х месяцев должны производиться по среднемесячным показаниям, а уже потом по нормативу за период начисления объема газа по нормативам согласно извещений №39305, № 38831 № 39927 с 01.03.2020 г. по 31.05.2020 г., пересчитать период с 01.03.2020 г по 31.05.2020 г.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя Маркову Т.К., которая иск поддержала в полном объеме, указав на то, что у истцы отсутствовала возможность своевременно осуществить поверку прибора учета по уважительным причинам, при этом начисление платы по нормативу фактически влечет применение к истцу, как потребителю услуг, оказываемых ответчиком штрафных санкций, что повлечет неосновательное обогащение ответчика. В соответствии с постановлением Правительства №424 от 02.04.2020г., которым приостановлено действие Правил № 354 с 06.04.2020г по 01.01.2021, исходя из чего при пропуске срока поверки показания прибора учета будут применяться к расчету для оплаты.
Представитель ответчика АО «Газпром межрегионгаз Брянск» исковые требования не признала, суду пояснила при поставке природного газа населению ООО «Газпром Межрегионгаз Брянск» руководствуется Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549), с истцом заключен договор на поставку газа, палат за который ранее и в настоящее время осуществляется в соответствии с показаниями прибора учета, однако в период с 01.03.2020 г. по 31.05.2020 г. расчет произведен по нормативу, в связи с истечением срока поверки прибора учета. Полагала, что истцом не предприняты меры к своевременной организации поверки прибора учета, уважительных причин по которым у него отсутствовала такая возможность не представлено, при этом в период введения режима самоизоляции ООО «Газпром Межрегионгаз Брянск» и ООО «Газпром газораспределение Брянск» свою деятельность не приостанавливали, принимались заявки на проведение поверки приборов учета, их установку, замену. Срок поверки прибора учета газа в жилом доме истца истек на 01 марта 2020года, до введения режима повышенной готовности, истец мог лично обратиться, мог направить своего представителя, мог направить заявку иным способом, что им сделано не было. Полагала не применимым постановление Правительства РФ №424 от 02.04.2020г., которым приостановлено действие Правил № 354 с 06.04.2020г по 01.01.2021, поскольку в данном случае применяются правила № 549, постановление Правительства РФ №424 вступило в силу 06.04.2020г. и не подлежит применению к правоотношениям, возникшим до введение его в действие. Просила отказать в иске.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными в том числе в электронной форме с использованием системы с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
На основании статьи 18 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение указанного Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (п. 1 ст. 540 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 утверждены правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливающие особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (пункт 1 Правил поставки газа).
Пунктами 24 и 32 Правил поставки газа предусмотрено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении технических требований к данному прибору; при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Пунктом 31 Правил поставки газа установлено, что в случае если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития РФ от 28.05.2012 № 12793-АП/14 «О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354», в случае если в момент демонтажа прибора учета объем потребления газа в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан определяется по нормативам потребления газа (например, истечение срока поверки), то факт демонтажа прибора учета не влечет изменения порядка определения объема потребления газа, то есть объемы потребления газа определяются по нормативам потребления газа.
Таким образом, при поставке природного газа населению ООО «Газпром Межрегионгаз Брянск» руководствуется Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549).
Судом установлено, что Мирмов О.Г. является собственником жилого дома <адрес>. Между истцом и ответчиком заключен договор №2018719 поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 10.09.2012г. Расчет потребленного природного газа производится в соответствии с показаниями приборов учета ранее №0145465, в настоящее время №00939181.
Поставка природного газа в домовладение <адрес>, осуществляется на основании договора поставки газа от 10 сентября 2012 года № 2018719, заключенного между ООО «Газпром Межрегионгаз Брянск» (Поставщик) и Мирмовым Олегом Григорьевичем (Абонент).
По данному адресу был установлен прибор учета газа марки CTMH-1-G6 (заводской №...), срок проведения очередной поверки которого истек 01.03.2020 года.
Исходя из представленных в деле сведений истцу неоднократно ООО «Газпром Межрегионгаз Брянск» сообщалось о необходимости провести поверку прибора учета газа путем размещения соответствующей информации в платежных документах и направлением соответствующих уведомлений, в которых также сообщалось о том, что с 01.03.2020г расчет платы за газ будет производится в соответствии с нормативами потребления, установленными постановлением администрации Брянской области №1278 от 28.12.2012г. (с учетом последующих изменений).
Согласно копиям платежных документов, по состоянию на июнь 2020г у истца образовалась задолженность по оплате за газ в сумме 40553, 88руб., расчет с 01.03.2020г произведен по нормативу потребления, что истец считает незаконным.
Суд полагает доводы истца необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 24 и 25 Правил, пунктом 3.2. договора поставки природного газа № 2018719, при наличии у абонента прибора учета газа, определение объема потребленного газа производится по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:
а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;
б) пломба (пломбы), установлена на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;
в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории РФ, не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Согласно п.1 статьи 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ, средства измерений до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической.
Пункт 21 указанных выше Правил, пункт 2.3.11. Договора поставки природного газа устанавливает обязанность абонента как стороны договора обеспечивать представление прибора учета газа для проведения поверки.
Таким образом, для оплаты услуги газоснабжения, исходя из фактического потребления объема газа, возможно лишь при условии соблюдения указанных условий в совокупности. Несоблюдение хотя бы одного из условий не позволяет осуществлять расчет стоимости услуги, исходя из показаний прибора учета газа. По истечении срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета газа.
Из пункта 32 Правил следует, что при отсутствии у абонентов приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оснований для расчета платы исходя из п.3.9. Договора, согласно которому в случае если Абонент в установленный п.2.3.2, договора № 2018719 срок не предоставил Поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, в данном случае у ООО «Газпром Межрегионгаз Брянск» не имелось, поскольку указанный пункт Договора применятся в случае наличия прибора учета, срок поверки которого не истек, однако по каким либо причинам потребитель не смог предоставить сведения о показаниях прибора учета.
В рассматриваемом случае прибор учета не являлся пригодным к применению для цели получения показаний объема потребленного газа, в связи с истечением срока поверки.
Пригодность счетчика к применению подтверждается оттиском клейма, подписью поверителя и датой его поверки в паспорте прибора или свидетельстве установленного образца. Срок поверки прибора учета газа, установленного в доме истца истек 01.03.2020г.
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 02.07.2015 N 1815 "Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке" п.14 (а) определено, что для знака поверки с указанием месяца поверки, - поверка действует до конца месяца, предшествующего месяцу проведения поверки, с учетом межповерочного интервала.
Таким образом, расчет платы за газ ответчиком правомерно произведен по нормативу потребления.
Истец, не смотря на направленные в его адрес уведомления, своевременно не произвел поверку прибора учета газа, при этом доказательств наличия исключительных обстоятельств, по причине которых не имел возможности организовать проведение поверки прибора учета или его замены до 01.03.2020г, не представил.
Режим повышенной готовности на территории Брянской области в связи угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, введен с 19.03.2020г. Постановлением Правительства Брянской области от 17.03.2020 N 106-п "О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области". Указанным постановлением на граждан с 30 марта 2020года возложена обязанность не покидать место своего жительства без острой необходимости и за исключением случаев, указанных в Постановлении. На граждан прибывших на территорию Брянской области из Китайской Народной Республики, Республики Корея, Итальянской Республики, Исламской Республики Иран, Французской Республики, Федеративной Республики Германия, Королевства Испания, иных государств - членов Европейского союза, Республики Сербия, Республики Албания, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Республики Северная Македония, Черногории, Княжества Андорра, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации, Исландии, Княжества Монако, Княжества Лихтенштейн, Республики Молдова, Республики Беларусь, Украины, Боснии и Герцеговины, Ватикана, Республики Сан-Марино, Республики Хорватия, Соединенных Штатов Америки, а также других иностранных государств с неблагополучной ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), помимо мер, предусмотренных подпунктом 3.1 настоящего постановления, возложена обязанность обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерации (не посещать работу, учебу, минимизировать посещение общественных мест).
Истец указывает, что в марте 2020года не мог покидать место своего жительства в связи с возвращением в РФ из-за границы. Вместе с тем, о необходимости поверки прибора учета Мирмов О.Г. был осведомлен ранее, однако каких либо мер для того не предпринял.
Доводы истца о том, что он пытался связаться с ООО «Газпром Межрегионгаз Брянск», однако телефоны не отвечали, не подтверждены какими либо достоверными доказательствами.
Все предприятия, деятельность которых не была приостановлена, в том числе ООО «Газпром Межрегионгаз Брянск» и ООО «Газпром газораспределение Брянск» осуществляли работу, в том числе дистанционным способом принимали обращения, заявки и осуществляли выполнение необходимых работ.
Как следует из ответа АО «Газпром газораспределение Брянск» на судебный запрос от 03.12.2020 г., АО «Газпром газораспределение Брянск» свою деятельность не приостанавливало, так как в соответствии с п.4 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции является непрерывно действующей организацией. Все структурные подразделения Общества осуществляли деятельность в штатном режиме. Заявки на установку, замену (поверку) счетчиков принимал Клиентский центр Общества. Замена, поверка приборов учета газа производилась соответствующими службами Общества по предварительной договоренности с Заказчиком, посредством телефонного звонка, смс-сообщения.
В адрес ответчика истцом направлялась корреспонденция –претензия 06.05.2020г., заявление на перерасчет 19.06.2020г., которая была получена адресатом. Доказательств направления заявок на проведение поверки прибора учета с период до 01.03.2020г, в марте- апреле 2020г. не представлено.
При этом суд считает, что не имеется оснований для применения Постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года №424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которое вступило в законную силу с момента опубликования - 06 апреля 2020 года и подлежит применению к правоотношениям возникшим после указанной даты, с учетом ст. 4 ГК РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после ведения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 27 Правил № 549 определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновляется со дня установления поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, после проведения поверки или замены нового прибора учета газа.
С 15 июня 2020 года в принадлежащем истцу доме <адрес> установлен и опломбирован новый газовый счетчик CFMH-1-2-1-G6 (заводской №...) и начисление размера оплаты за потребленный газ производится по показания прибора учет газа.
Проанализировав все представленные доказательства, суд не усматривает оснований для признания действий ответчика по расчету за потребленный природный газ исходя из нормативов потребления незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 за период с 01.03.2020г по 15.06.2020г.
При изложенных обстоятельствах, заявленные Мирмовым О.Г. требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Мирмова Олега Григорьевича к ООО «Газпроммежрегионгаз» о признании незаконным действий по расчету задолженности, понуждении произвести перерасчет, взыскании расходов на оплату услуг представителя оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Любимова Е.И.
Мотивированное решение изготовлено 10.12.2020г.