26RS0003-01-2024-002879-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2024 года город Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Пилипенко А.В.,
при секретаре судебного заседания Шихаминове Ш.Д.,
с участием представителя истца Демина Р.Г., представителя ответчика МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя Корневой Н.Г., представителя третьего лица Бражник Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя, Комитету образования администрации города Ставрополя (третьи лица: Министерство финансов Ставропольского края, Комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя) об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Ставрополя обратился в Октябрьский районный суд г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя, Комитету образования администрации города Ставрополя в котором просит: обязать МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя направить в комитет образования администрации города Ставрополя в течении 10 дней со дня вступлений решения суда в законную силу заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке индукционных петлей; обязать комитет образования администрации города Ставрополя направить поступившую от МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке индукционных петлей в администрацию города Ставрополя; обязать комитет образования администрации города Ставрополя в течение 10 дней со дня поступления средств дополнительного финансирования выделить МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя денежные средства на установку индукционных петлей; обязать МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя в течение 3 месяцев после выделения денежных средств установить индукционные петли.
В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства по обеспечению инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности в образовательных организациях, расположенных на территории Октябрьского района города Ставрополя.
Установлено, что в МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя указанные требования законодательства исполняются ненадлежащим образом.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя индукционными петлями не оборудовано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с вышеизложенными исковыми требованиями.
Представитель истца прокурора Октябрьского района г. Ставрополя помощник прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Демин Р.Г., в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя Корнева Н.Г., в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, просила отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Комитета финансов и бюджета администрации г. Ставрополя Бражник Е.Г., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылаясь на письменные возражения, просила отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Комитета образования администрации города Ставрополя, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки, которые могут быть признаны судом уважительными, не уведомил.
Представитель третьего лица Министерства финансов Ставропольского края, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил в суд пояснения на исковое заявление, в которых просил вынеси решение с учетом пояснений Министерства финансов Ставропольского края, а также рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя третьего лица.
Представитель третьего лица Администрации г. Ставрополя, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки, которые могут быть признаны судом уважительными, не уведомил.
Изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения данного гражданского дела в отсутствии неявившихся лиц в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по данному гражданскому делу, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В части 7 статьи 28 этого же Федерального закона указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статья 7 Конституции гласит, что Российская Федерации – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационного-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушения прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Положениями пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Во исполнение вышеуказанных требований законодательства Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Подпунктом «г» пункта 4 названного Порядка предписано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования обеспечивается создание инвалидам таких условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательством и иными нормативными правовыми актами как наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающий аппаратуры.
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства по обеспечению инвалидов на доступную среду для их жизнедеятельности в образовательных организациях, расположенных на территории Октябрьского района города Ставрополя.
Установлено, что в МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя указанные требования законодательства исполняются ненадлежащим образом.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя индукционными петлями не оборудовано.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора в части обязания МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя оборудовать соответствующее помещение для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) подлежат удовлетворению, поскольку не оборудование соответствующего помещения для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) препятствует возможности ознакомления инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с оказываемыми образовательным учреждением услугами, а также получению услуг наравне с другими лицами, создает дискриминационные условия.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, с учетом позиции представителя ответчика и третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований принимая во внимание, что бюджет на 2024 год сформирован, при этом денежные средства на цели, указанные в предмете иска, не учтены, и может повлечь неисполнение действующих расходных обязательств муниципального образования, считает возможным не устанавливать срок для выполнения работ по оборудованию.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований об установлении срока для исполнения требований по установке индукционных петлей.
Разрешая исковые требования прокурора об обязании администрации города Ставрополя обеспечить финансированием МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя для устранения нарушений, суд исходит из следующего.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального округа.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация города Ставрополя, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Октябрьского района города Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя, Комитету образования администрации города Ставрополя (третьи лица: Министерство финансов Ставропольского края, Комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя) об обязании совершить определенные действия- удовлетворить частично.
Обязать МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя направить в комитет образования администрации города Ставрополя заявку на дополнительной финансирование мероприятий по установке индукционных петлей.
Обязать комитет образования администрации города Ставрополя направить поступившую от МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя заявку на дополнительной финансирование мероприятий по установке индукционных петлей в администрацию города Ставрополя.
Обязать комитет образования администрации города Ставрополя при поступлении средств дополнительного финансирования выделить МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя денежные средства на установку индукционных петлей.
Обязать МБОУ СОШ № 11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя после выделения денежных средств установить индукционные петли.
В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 28 июня 2024 года.
Судья А.В. Пилипенко