Дело № 2-4251/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.,
при секретаре Поташевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мошковой Л. И. к Мошкову Л. А. о признании утратившим право пользования жилым помещением,
у с т а н о в и л :
Мошкова Л.И. обратилась в Петрозаводский городской суд с иском к Мошкову Л.А., указывая, что она, <данные изъяты> ААА, и МММ, являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Ответчик был зарегистрирован в этом доме как член семьи с ДД.ММ.ГГГГ. Решением мирового судьи брак между истцом и ответчиком был расторгнут, произведен также раздел совместно нажитого имущества в виде названного жилого дома, в результате чего Мошковой Л.И. была передана в собственность <данные изъяты> доля в праве собственности на дом, Мошкову Л.А. также <данные изъяты> доля в праве. ДД.ММ.ГГГГ ответчик свою долю подарил своему сыну ААА До настоящего времени ответчик проживает в доме, брачных отношений стороны не поддерживают, совместное хозяйство не ведут, ответчик не участвует в расходах по содержанию дома, покинуть добровольно жилое помещение отказывается, при этом ответчик злоупотребляет спиртными напитками, находясь в состоянии алкогольного опьянения, провоцирует конфликтные ситуации с членами семьи истца, в связи с чем ответчик неоднократно доставлялся сотрудниками полиции в органы полиции. Поведение ответчика несет реальную угрозу жизни, здоровью членов семьи истца и их имуществу. С учетом изложенного, ссылаясь на положения Жилищного кодекса РФ, Мошкова Л.И. просит признать Мошкова Л.А. утратившим право пользования жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Мошков А.Л., МММ в лице их законного представителя Мошковой Л.И., на основании ст. 47 ГПК РФ - Управление по вопросам семьи и детства комитета социального развития Администрации Петрозаводского городского округа.
При рассмотрении дела истец Мошкова Л.И. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, указав, что после расторжения брака с ответчиком не ведут совместное хозяйство, проживают в одном доме, но в разных половинах, у ответчика оборудован отдельный вход в часть дома, которую он занимает. При этом его поведение, связанное со злоупотреблением спиртными напитками, препятствует нормальному проживанию, так как в состоянии опьянения ответчик шумел, стучал в двери истца; поскольку в доме печное отопление, опасается, что при отоплении дома по невнимательности ответчика может произойти пожар. С ответчиком членами одной семьи не являются, совместные с ответчиком несовершеннолетние дети проживают с ней (истцом), место жительства детей с матерью было определено по устному соглашению с ответчиком. Своей долей в праве собственности на дом ответчик распорядился по своему усмотрению, подарил долю среднему сыну. Просит учесть, что создала новую семью, проживает с другим мужчиной в незарегистрированном браке, при этом опасается возможных конфликтных ситуаций в доме, полагает, что ответчик должен проживать отдельно. Ранее предлагала ему приобрести комнату, так как на приобретение отдельной квартиры не имеет средств, ответчик отказался.
Ответчик Мошков Л.А. исковые требования не признал, указав, что спорный дом приобрели на средства от продажи жилого помещения его родителей. Свою долю в доме подарил среднему сыну, так как были проблемы с банками, опасался, что на долю могут обратить взыскание, при этом устно истец указывала, что он продолжит проживать в доме. В настоящее время прошел лечение от алкоголизма, не употребляет спиртные напитки, никакой опасности для истца не создает. Иного жилья для проживания не имеет. Не оспаривает, что живут с истцом в одном доме, но в разных его частях, у него имеется отдельные вход, санузел, кухня, дети проживают с матерью, однако он с ними общается. Оспаривает, что не принимает участия в содержании дома, так как недавно со старшими детьми выполнял ремонт забора, чистил канализацию.
Третье лицо Мошков А.Л. указал, что как собственник доли в праве на спорный жилой дом поддерживает исковые требования истца, ответчик, действительно, ранее злоупотреблял спиртными напитками, оскорблял истца, допускал асоциальное поведение, шумел, ломал двери в той части дома, где они проживают с матерью, считает, что отец должен жить самостоятельно и отдельно. В настоящее время ответчик ведет себя спокойнее, однако около недели назад вновь видел его в состоянии алкогольного опьянения. Со своей стороны совместное хозяйство ведет с матерью, с отцом видятся редко, хотя и проживают в одном доме.
Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в представленном суду заключении Управление по вопросам семьи и детства комитета социального развития Администрации Петрозаводского городского округа указывает, что в случае доказанности факта асоциального поведения ответчика, удовлетворение иска будет отвечать интересам несовершеннолетних детей.
Суд, заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам:
В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В статье 2 указанного Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением (пункт 1 статьи 288 ГК РФ).
В статьях 301, 304 ГК РФ установлено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 30 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В судебном заседании установлено, что ответчик Мошков Л.А. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <адрес>. В доме также зарегистрированы истец, трое детей сторон, <данные изъяты>, а именно старший сын ТТТ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ААА, МММ, а также с ДД.ММ.ГГГГ гражданский супруг истца ХХХ
Данное обстоятельство подтверждается справой МКП «Петрозаводская паспортная служба».
Также судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ стороны состояли в зарегистрированном браке, по данным свидетельства о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ.
В период брака по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на имя Мошкова Л.А. был приобретен собственность жилой дом, указанный в иске.
Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведен раздел совместно нажитого сторонами имущества, в результате которого суд определил долю истца и ответчика по <данные изъяты> доле у каждого в <адрес>.
С учетом изложенного, доводы ответчика о том, что спорный жилой дом приобретался на средства от продажи имущества его родителей, не могут быть учтены, так как ранее судом уже дана оценка тому, что спорный дом является совместно нажитым имуществом, произведен раздел такого имущества.
Из материалов дела также следует, что по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ Мошков Л.А подарил свою <данные изъяты> долю в праве собственности на жилой дом сыну ААА В договоре не предусмотрено право бессрочного пользования этим имуществом со стороны ответчика, в дальнейшем соглашение о проживании ответчика с собственниками дома также не оформлялось.
В дальнейшем Мошкова Л.И. по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ подарила своим детям ААА и МММ по <данные изъяты> доли каждому в праве собственности на жилой дом.
В результате, на дату рассмотрения настоящего спора собственниками спорного жилого дома являются Мошков А.Л. в размере <данные изъяты> доли, Мошкова Д.Л и Мошкова Л.И. - по <данные изъяты> доли у каждой.
Члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством (пункт 1 статьи 292 ГК РФ).
В силу частей 1, 3 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
При этом в части 4 статьи 31 ЖК РФ закреплено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
По сообщению истца, ответчик не является членом ее семьи, брак между ними прекращен, такое же членство отсутствует по отношению к сыну ААА, так как все дети сторон проживают с матерью, ведут с ней, а не с отцом совместное хозяйство. Несмотря на факт регистрации сторон и их детей в одном доме, истец с детьми и ответчик проживают в разных частях дома, независимо друг от друга.
Предъявление иска истцом вызвано неправомерным поведением ответчика, связанным со злоупотреблением спиртными напитками. Данные обстоятельства подтвердили при рассмотрении дела и свидетели ССС, ККК, являющиеся знакомыми истца, последние знают со слов истца, что она после развода не могла нормально жить, так как ответчик остался жить в этом же доме, где и она, злоупотреблял спиртными напитками, в состоянии алкогольного опьянения шумел, ломал двери. Также свидетели и лично наблюдали факт недостойного поведения ответчика. Свидетель ТТТ, являющийся старшим сыном сторон, подтвердил объяснения истца, указав, что поддерживает с отцом нормальные отношения, но полагает, что он должен жить отдельно, своей жизнью, с учетом возраста и состояния здоровья он сможет решить свой жилищный вопрос.
Между тем суд отмечает, что правового значения для рассмотрения настоящего спора поведение ответчика с учетом заявленных оснований иска, не имеет, значение имеет волеизъявление собственников спорного жилого дома на сохранение у ответчика права пользоваться домом.
Подлежит учету тот факт, что после расторжения брака все дети сторон проживали с матерью, в ее части дома, ответчик это нигде не оспаривал, то есть фактически между сторонами состоялось устное соглашение по определению места жительства детей с истцом.
Исходя из вышеперечисленных обстоятельств, учитывая мнение собственников жилого дома Мошковой Л.И. и ААА, полагать о наличии права у ответчика Мошкова Л.А. на пользование спорным домом, у суда нет оснований. Собственник ВВВ в силу возраста не может выразить свое волеизъявление, однако ее воля реализуется через позицию истца, с которым проживает ребенок.
Таким образом, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает требование истца Мошковой Л.И. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению, и суд принимает решение по требованию истца о признании ответчика Мошкова Л.А. прекратившим (а не утратившим) право пользования спорным жилым помещением.
Принятие такого решения не ограничивает ответчика в его правах и обязанностях по отношению к детям, при этом право собственности на долю в жилом помещении у несовершеннолетних детей сторон не порождает с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела право пользования жилым помещением у ответчика, так как местом жительства детей является место жительства их матери.
В силу ст.98 ГПК РФ за счет ответчика истцу подлежат возмещению расходы по государственной пошлине в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Мошковой Л. И. удовлетворить.
Признать Мошкова Л. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Взыскать с Мошкова Л. А. в пользу Мошковой Л. И. в счет расходов по государственной пошлине 300 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Т.Н.Тимошкина
Решение принято в
окончательной форме 29.06.2018.