Дело №12-533/17
РЕШЕНИЕ
Республика Коми, город Ухта |
12 декабря 2017 года |
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Аберкон И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе юридического лица – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ухтинская физиотерапевтическая поликлиника» на постановление заместителя начальника отдела -Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Юрьевой М.Н. от 31.10.2017г. № .... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ),
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела - Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Юрьевой М.Н. от 31.10.2017г. №.... юридическое лицо - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Ухтинская физиотерапевтическая поликлиника» (далее по тексту - ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП», Учреждение) привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 51000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, главный врач ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» Середа А.А. обратился в Ухтинский городской суд РК с жалобой, в которой факт совершения выявленных правонарушений не оспаривает, указывает, что вредных последствий допущенные нарушения не повлекли, за такие нарушения Учреждение привлекается к административной ответственности впервые, в связи с чем просит заменить назначенный Учреждению штраф на предупреждение.
В настоящем судебном заседании главный врач ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» Середа А.А., действующий на основании приказа, на жалобе настаивал, доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представители Государственной инспекции труда в РК по доверенности Матюшева Н.С., Юрьева М.Н. в судебном заседании пояснили, что выявленные в ходе проведенной административным органом проверки нарушения создавали реальную угрозу охраняемым общественным отношениям, жизни и здоровью людей; данные нарушения являются существенными; вина Учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, доказана, административное наказание назначено юридическому лицу в соответствии с санкцией указанной статьи, исходя из характера допущенных нарушений.
Выслушав представителя Учреждения, представителей административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
Материалами дела установлено, что Ухтинским отделом Государственной инспекции труда в Республике Коми проведена плановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в деятельности ГБУЗ РК «ФТП», в период с 15.09.2017г. по 12.10.2017г., в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства, а именно:
1) В нарушение требований ч. 1 ст. 230.1 Трудового кодекса РФ, п. 33 Приложения 2, Приложения 1 к постановлению Минтрудсоцразвития РФ от 24.10.2002г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», форма журнала регистрации несчастных случаев на производстве ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» не соответствует утвержденной форме, а именно в представленном журнале отсутствует столбец под № 5.1 «Индивидуальный номер рабочего места»
2) В нарушение требований ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, п. 3.6. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29, в протоколах заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда не указываются номера выданных удостоверений, что подтверждается протоколом заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» № 2/16 от 04.12.2016.
3) В нарушение ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ п. 2.1, п. 2.2. «Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений», утв. Постановлением Госстроя СССР № 279 от 29.12.1973г., в Учреждении не назначена приказом руководителя группа лиц, осуществляющая систематическое наблюдение за сохранностью зданий и сооружений.
4) В нарушение ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, п. 2.4 «Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений», утв. Постановлением Госстроя СССР № 279 от 29.12.1973г., в ГБУЗ ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» не обеспечено проведение (2 раза в год) осмотра зданий и сооружений, с обязательным составлением соответствующих актов.
5) В нарушение ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, п. 2.22 «Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений», утв. Постановлением Госстроя СССР № 279 от 29.12.1973г., в ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» не ведется журнал, в который вносятся записи обо всех выполненных работах по обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений с указанием вида работ и места выполнения работ.
6) В нарушение требований ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 221 Трудового Кодекса РФ, п.п. 1, 2, 10 Приложения N 1 «Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (пли) обезвреживающих средств» (далее- Типовые нормы) к Приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010г. N 1122н, п.13 Приложения N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н - Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», работодателем утверждены нормы бесплатной выдачи работникам ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» смывающих и (или) обезвреживающих средств, ухудшающие защиту работников по сравнению с Типовыми нормами 1122н, а именно, в Перечне рабочих мест (должностей) для которых предусмотрена выдача смывающих и обезвреживающих (дерматологических) средств по условиям труда, Приложение к коллективному договору ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» на 2015 - 2018 гг., утв. в 2015 году главным врачом А.А. Середа, (далее - Перечень), не предусмотрена выдача средств гидрофобного действия (отталкивающих влагу, сушащих кожу), средств для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующих) электромонтеру по обслуживанию электрооборудования, слесарю - ремонтнику по ремонту электрооборудования, слесарю КИПиА, слесарю-ремонтнику, столяру, рабочему по комплексному обслуживанию здания, работающих в закрытой спецобуви, не предусмотрена выдача средств гидрофобного действия (отталкивающих влагу, сушащих кожу), средств гидрофильного действия (впитывающих влагу, увлажняющих кожу) уборщикам производственных и служебных помещений.
7) В нарушение требований ч. 2 ст. 22 Трудового Кодекса РФ, п. 13 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», работодатель не организовал надлежащий учет и контроль за выдачей работникам ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» средств индивидуальной защиты (далее-СИЗ). В личных карточках учета выдачи СИЗ электромантера ФИО5, слесаря - ремонтника ФИО6, столяра ФИО7, уборщика производственных и служебных помещений ФИО8, ФИО9 отсутствуют сведения о сертификатах соответствия выдаваемых СИЗ. Аналогичные нарушения допускаются в отношении других работников ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП».
8) В нарушение требований ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 221 Трудового Кодекса РФ, п. 14 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», п.162, п. 135 Приказа Минтруда России от 09.12.2014 N 997н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" (далее — Типовые нормы - 997н), работодателем составлен и утвержден Перечень профессий и должностей, при работе в которых необходима выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты от вредных производственных факторов (Приложение №9 к Коллективному договору ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» на 2015 - 2018 гг., утв. главным врачом А.А. Середа), который ухудшает защиту работников по сравнению с Типовыми нормами 997н, так рабочему по комплексному обслуживанию зданий не предусмотрена выдача сапог резиновых с защитным подноском, согласно утвержденному работодателем Перечню, выдача сапог резиновых с защитным подноском предусмотрена рабочему по комплексному обслуживанию зданий только при работе на открытой территории, столяру не предусмотрена выдача сапог резиновых с защитным подноском. Данный факт подтверждается представленным Списком профессий и должностей, на которых необходима выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты от вредных производственных факторов, Приложение №9 к Коллективному договору ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» на 2015 — 2018 гг., утв. главным врачом А.А. Середа в 2015 году.
9) В нарушение требований ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 221 Трудового Кодекса РФ, п. 14, 34 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», п. 148, п. 189, и. 170, п. 171 Ф, п.162 Приказа Минтруда России от 09.12.2014 N 997н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" (далее - Типовые нормы - 997н), работодатель не обеспечил выдачу работникам ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП», в том числе столяру ФИО7 и др., средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с Типовыми нормами. Данный факт подтверждается представленными личными карточками учета выдачи средств индивидуальной защиты столяру ФИО7
10) В нарушение требований ч. 4 ст. 213 Трудового Кодекса РФ, Приложения № 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н - «Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», работодателем не обеспечена выдача под роспись и учет направлений на обязательные периодические медицинские осмотры работникам ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП».
11) В нарушение требований ст. 76 Трудового кодекса РФ, работодатель не выполнил обязанность по отстранению от работы работников ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» как не прошедших обязательный периодический медицинский осмотр.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 11.10.2017г. №..... По факту данных нарушений заместителем начальника отдела - Главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в РК Юрьевой М.Н. в отношении юридического лица - ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» составлен протокол об административном правонарушении от 25.10.2017г. №...., предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности, установленной ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 10 ст. 229.2 Трудового кодекса РФ Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев, утверждаются в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение указанной нормы принято Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 (ред. от 14.11.2016) «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2002 N 3999).
Согласно п. 3.6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29) (ред. от 30.11.2016), результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N 1 к данному порядку.
В силу п. 2.2, 2.4, 2.22 Постановления Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" (вместе с "МДС 13-14.2000... "), в зависимости от размеров и структуры предприятия или организации обязанности по наблюдению за эксплуатацией зданий и сооружений должны возлагаться или на специальную службу - отдел эксплуатации и ремонта зданий и сооружений предприятия, или на ОКС, строительный отдел, строительную группу, а также соответствующие эксплуатационные службы: отдел главного энергетика, транспортный отдел и др.; кроме систематического наблюдения за эксплуатацией зданий и сооружений специально на то уполномоченными лицами, все производственные здания и сооружения подвергаются периодическим техническим осмотрам. Осмотры могут быть общими и частными. При общем осмотре обследуется все здание или сооружение в целом, включая все конструкции здания или сооружения, в том числе инженерное оборудование, различные виды отделки и все элементы внешнего благоустройства, или всего комплекса зданий и сооружений (например, железнодорожные пути с искусственными сооружениями). При частном осмотре обследованию подвергаются отдельные здания, или сооружения комплекса, или отдельные конструкции, или виды оборудования (например, фермы и балки здания, мосты и трубы на автомобильной дороге, колодцы на канализационной или водопроводной сети). Как правило, очередные общие технические осмотры зданий проводятся два раза в год - весной и осенью.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ), все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно части 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу абзаца 7 части 2 указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации).
Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1122н (далее - Типовые нормы (приложение N 1 к приказу), Стандарт (приложение N 2 к приказу)).
Согласно пунктам 3 - 5 Стандарта приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется за счет средств работодателя. Смывающие и (или) обезвреживающие средства подразделяются на защитные средства, очищающие средства и средства восстанавливающего, регенерирующего действия. Смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению N 1 к приказу.
Указанными Типовыми нормами установлено, что перечисленные в них смывающие и (или) обезвреживающие средства соответствующего вида для конкретного типа работ и производственных факторов выдаются в установленной данным актом норме выдачи на одного работника в месяц.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения Учреждением административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и его виновность в данном правонарушении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают: актом проверки от 11.10.2017г. №....; предписанием от 11.10.2017г. №...., протоколом об административном правонарушении от 25.10.2017г. №....; пояснениями по нарушениям, выявленным в ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» по акту проверки от 11.10.2017г. №.... и другими материалами дела.
Доказательств того, что Учреждением принимались все возможные меры в целях обеспечения соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, в материалах дела не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В своих объяснениях представитель заявителя факт допущенных нарушений не оспаривает, указывает на то, в настоящее время проводятся работы по устранению допущенных нарушений, кроме того, указанные нарушения являются незначительными, опасных последствий для охраняемых правоотношений не повлекли, по вменяемой статье заявитель привлекается к административной ответственности впервые, в связи с чем просит изменить обжалуемое постановление в части назначения административного наказания на предупреждение.
Санкция ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что Учреждение впервые привлекается к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, о чем указано в оспариваемом постановлении.
Допущенные Учреждением нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, не повлекли за собой вредных последствий, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Таким образом, обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, препятствующих применению административного наказания в виде предупреждения, в данном случае не имеется.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
В ходе рассмотрения дела установлено, что в настоящее время ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» проводятся работы по устранению выявленных нарушений. При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что ранее Учреждение не привлекалось к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, с учетом характера допущенных Учреждением нарушений, отсутствия вредных последствий от них, а также принимая во внимание раскаяние лица, привлекаемого к административной ответственности, прихожу к выводу о наличии оснований для изменения назначенного ГБУЗ РК «Ухтинская ФТП» административного наказания путем замены наложенного на него административного штрафа в размере 51 000 руб. на предупреждение.
Данное наказание по своему виду согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу юридического лица – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ухтинская физиотерапевтическая поликлиника» удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела - Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Юрьевой М.Н. от 31.10.2017г. № .... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ухтинская физиотерапевтическая поликлиника» изменить, заменив назначенное юридическому лицу – ГБУЗ РК «Ухтинская физиотерапевтическая поликлиника» административное наказание в виде административного штрафа в размере 51000 руб. на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ухтинского городского суда |
И.В. Аберкон |