Судья Паншин Д.А. Дело № 33-103/2018г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 14 января 2019 года дело по апелляционной жалобе Латышкиной Н.С. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 октября 2018 года, которым
отказано в удовлетворении исковых требований Латышкиной Н.С. к администрации МОГО "Сыктывкар" о признании незаконным постановление администрации МОГО "Сыктывкар" от 02.12.2015г. <Номер обезличен> в части отказа в постановке Латышкиной Н.С. на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жиль для улучшения жилищных условий, в рамках Закона РК от 05.04.2005г. № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья"; обязании принять Латышкиной Н.С. на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в рамках Закона РК от 05.04.2005г. № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., объяснения Латышкиной Н.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Латышкина Н.С. обратилась в суд с иском к Комитету жилищной политики администрации МОГО "Сыктывкар" о пересмотре решения администрации МОГО "Сыктывкар" от 02.12.2015г. <Номер обезличен>, постановке ее на учет на улучшение жилищных условий.
В ходе рассмотрения дела судом была произведена замена ненадлежащего ответчика - Комитета жилищной политики администрации МОГО "Сыктывкар" - на надлежащего - администрацию МОГО "Сыктывкар".
Впоследствии Латышкина Н.С. изменила исковые требования и просила признать незаконным постановление администрации МОГО "Сыктывкар" от 02.12.2015г. <Номер обезличен> в части отказа в постановке ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в рамках Закона РК от 05.04.2005г. № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" и обязать администрацию МОГО "Сыктывкар" принять ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в рамках Закона РК от 05.04.2005г. № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья".
В судебном заседании Латышкина Н.С. на иске настаивала.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе истица ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В суде апелляционной инстанции истица поддержала доводы жалобы.
Представитель ответчика участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Латышкина Н.С. с 19.11.2007г. работала в ... (впоследствии - ...).
На основании договоров найма от 01.01.2009г., от 06.11.2011г., от 28.09.2012г. для временного проживания на период работы в ... истице было предоставлено жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>
В указанном жилом помещении истица сохраняла регистрацию по месту пребывания на срок по 28.09.2017г., регистрации по месту жительства не имела.
11.11.2015г. Латышкина Н.С. обратилась в администрацию МОГО "Сыктывкар" с запросом о принятии ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона РК от 05.04.2005г. № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" по категории "работник бюджетной сферы".
Постановлением администрации МОГО "Сыктывкар" от 02.12.2015г. <Номер обезличен> Латышкиной Н.С. было отказано в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона РК от 05.04.2005г. № 30-РЗ по категории "работник учреждений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета РК" в соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 2 Закона (представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья).
Основанием для отказа в принятии Латышкиной Н.С. на учет послужило то обстоятельство, что на нее приходится ... кв.м. общей площади жилья, что более учетной нормы на территории МОГО "Сыктывкар".
Письмом Комитета жилищной политики администрации МОГО "Сыктывкар" от 03.12.2015г. Латышкина Н.С. была уведомлена о принятом решении.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истицы в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что уровень обеспеченности Латышкиной Н.С. общей площадью жилого помещения превысил учетную норму, в связи с чем, администрацией МОГО "Сыктывкар" правомерно было принято 02.12.2015г. решение об отказе в постановке истицы на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ.
С данными выводами судебная коллегия соглашается.
Статьей 1 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" предусмотрено, что право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют, в том числе, граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми: состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья, являющиеся работниками учреждений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. № 30-РЗ на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным указанным Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств.
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. № 30-РЗ имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2).
Таким образом, из буквального толкования приведенных положений следует, что правом состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по нормам Закона № 30-РЗ обладают граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 3(1) ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. № 30-РЗ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в отношении граждан, указанных в пунктах 2 и 4 части 3 настоящей статьи, осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствием с решением Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.11.2005г. <Номер обезличен> учетная норма в <Адрес обезличен> составляет ... кв.м.
В период с 07.10.2008г. до 21.04.2017г. Латышкиной Н.С. на основании договора купли-продажи от <Дата обезличена> принадлежали на праве собственности земельный участок (площадью ... кв.м, кадастровый номер <Номер обезличен>) и жилой дом (площадью ... кв.м, кадастровый номер <Номер обезличен>), расположенные по адресу: <Адрес обезличен>
Данный жилой дом в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, либо непригодным для проживания не признавался.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что на момент обращения с заявлением о принятии на учет на получение социальной выплаты истица была обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, установленной на территории МОГО "Сыктывкар", являются верными.
Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований Латышкиной Н.С. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным постановления от 02.12.2015г. <Номер обезличен> в части отказа в постановке ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ у суда не имелось.
Исходя из положений п. 4 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. № 30-РЗ реализация права по получение социальной выплаты в рамках указанного Закона носит заявительный характер.
После 11.11.2015г., в том числе после произведенного в 2017г. отчуждения земельного участка и жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> истица в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о принятии ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005г. № 30-РЗ не обращалась.
В настоящее время Латышкина Н.С. проживает в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен> предоставленном ей для временного проживания на период работы в ... в соответствии с договором найма <Номер обезличен> от 03.06.2016г.
При этом, в настоящее время Латышкина Н.С. не относится к категории "работники учреждений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми", поскольку <Дата обезличена> трудовой договор с ней расторгнут в связи с сокращением численности работников организации.
Кроме того, в силу п. 4 ч. 13 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. №30-РЗ ухудшение заявителем жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья является основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в принятии гражданина на соответствующий учет.
Согласно ч. 14 указанной статьи при ухудшении жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья граждане, в отношении которых уполномоченным органом было принято решение об отказе в принятии на учет, вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с запросом о принятии на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения исковые требования Латышкиной Н.С. к администрации МО ГО "Сыктывкар" об обязании принять ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ.
Доводы апелляционной жалобы истицы о том, что проданный ею жилой дом был непригодным для проживания, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.
Указание истицы на то, что на вырученные от продажи дома деньги она не может приобрести себе иное жилье, а отношения с бывшим работодателем, который предоставлял ей жилье на период работы, прекращены, по сути, повторяют позицию истицы в ходе разрешения спора судом первой инстанции, однако выводов суда не опровергают и не содержат ссылок на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, поэтому не могут служить основанием к отмене решения.
Ссылка истицы на то, что принадлежащий ранее ей на праве собственности дом по адресу: <Адрес обезличен> представлял собой дачный домик и не являлся жилым, также является несостоятельной, поскольку опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил правильное по существу решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми 18 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Латышкиной Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи