Дело № 2-1507/2022
УИД:23RS0002-01-2021-013522-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Адлерский район город Сочи 05 июля 2022 года
Адлерский районный суд города Сочи
Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Машевец С.Ю.,
при секретаре Чобанян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комаровой Людмилы Владимировны к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края об обязании провести проверку соответствия существующего проезда,
УСТАНОВИЛ:
Комарова Людмила Владимировна обратилась в Адлерский районный суд города Сочи с исковым заявлением к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края об обязании провести проверку соответствия существующего проезда.
В обоснование исковых требований истица указала, что 09 апреля 2019 года она купила земельный участок с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), для индивидуальной жилой застройки, площадью 603 кв.м. 22 сентября 2020 года Департаментом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> участку был присвоен адрес<адрес> В настоящее время к участку индивидуальной жилой застройки не проложено ни одной обустроенной дороги, и соответственно нет возможности проехать ни строительной технике, ни пожарным машинам, ни машинам скорой медицинской помощи, что в свою очередь делает невозможным строительство жилого дома и проживание на участке, а так же нарушает ее право на пользование имуществом. Подъезд личного транспорта к участку осуществляется по проезду с бетонным покрытием, который располагается вдоль границ участка и фактически является продолжением <адрес> в сторону коттеджного поселка «Горное озеро», данный проезд не стоит на кадастровом учете в качестве дороги, проезда, подъезда и т.п, он был сформирован в 1993 году при выделении земельных участков. В 2009 году земли вокруг участка были зарегистрированы как собственность Российской Федерации и переданы в аренду ОАО «Адлер Чай», в 2017 году ОАО «Адлер чай» передало права и обязанности по договору аренды ФИО3 в виде участка с кадастровым номером №. Однако при формировании данного участка ввиду грубого нарушения инструкции по межеванию в части информирования всех заинтересованных лиц, согласования границ с соседями, без выезда инженера для полевых замеров вышеуказанный существующий внутрихозяйственный проезд не был вынесен в границах на местности и не поставлен на кадастровый учет, в результате чего оказался в аренде у ФИО3 в составе участка с кадастровым номером 23:49:0401009:230. В 2019 году в администрацию <адрес> было направлено коллективное обращение об собственников земельных участков, расположенных в границах участка с кадастровым номером №, находящегося в аренде у ФИО3, об устройстве проезда к участкам, на это обращение был получен ответ, что запросы направлены в соответствующие органы. Так же были направлены коллективные обращения в прокуратуру города Сочи и МТУ Росимущества по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. В соответствии с частью 4 статьи 11.9 Земельного кодекса не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Генеральным планом, который утверждался, в том числе и главой администрации, дороги и проезды к участкам предусмотрены, так же как и мероприятия по строительству объектов инфраструктуры.
Просит суд обязать администрацию провести проверку соответствия существующего проезда требованиям законодательства, а также осуществить постановку на кадастровый учет существующего проезда к участку с кадастровым номером №.
Представитель истца по доверенности в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований Комаровой Людмилы Владимировны к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края об обязании провести проверку соответствия существующего проезда.
Представитель ответчика администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края по доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Комаровой Людмилы Владимировны к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края об обязании провести проверку соответствия существующего проезда.
Третье лицо ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Комаровой Людмилы Владимировны к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края об обязании провести проверку соответствия существующего проезда.
Третье лицо МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея в судебное заседание не явился, о дне слушания дела надлежаще извещен.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны по делу, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Комаровой Людмилы Владимировны к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края об обязании провести проверку соответствия существующего проезда следует отказать по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований Комарова Л.В. указывает, что 09 апреля 2019 года она купила земельный участок с кадастровым номером № категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), для индивидуальной жилой застройки, площадью 603 кв.м. 22 сентября 2020 года Департаментом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> участку был присвоен адрес: <адрес>. В настоящее время к участку индивидуальной жилой застройки не проложено ни одной обустроенной дороги, и соответственно нет возможности проехать ни строительной технике, ни пожарным машинам, ни машинам скорой медицинской помощи, что в свою очередь делает невозможным строительство жилого дома и проживание на участке, а так же нарушает ее право на пользование имуществом. Подъезд личного транспорта к участку осуществляется по проезду с бетонным покрытием, который располагается вдоль границ участка и фактически является продолжением <адрес> в сторону коттеджного поселка «Горное озеро», данный проезд не стоит на кадастровом учете в качестве дороги, проезда, подъезда и т.п, он был сформирован в 1993 году при выделении земельных участков. В 2009 году земли вокруг участка были зарегистрированы как собственность Российской Федерации и переданы в аренду ОАО «Адлер Чай», в 2017 году ОАО «Адлер чай» передало права и обязанности по договору аренды ФИО3 в виде участка с кадастровым номером №. Однако при формировании данного участка ввиду грубого нарушения инструкции по межеванию в части информирования всех заинтересованных лиц, согласования границ с соседями, без выезда инженера для полевых замеров вышеуказанный существующий внутрихозяйственный проезд не был вынесен в границах на местности и не поставлен на кадастровый учет, в результате чего оказался в аренде у ФИО3 в составе участка с кадастровым номером №. В 2019 году в администрацию города Сочи было направлено коллективное обращение об собственников земельных участков, расположенных в границах участка с кадастровым номером 23:49:0401009:230, находящегося в аренде у ФИО3, об устройстве проезда к участкам, на это обращение был получен ответ, что запросы направлены в соответствующие органы. Так же были направлены коллективные обращения в прокуратуру города Сочи и МТУ Росимущества по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Как указано в ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно требований ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
При этом доводы и требования истца не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания и опровергаются материалами дела, а так же установленными в судебном заседании обстоятельствами.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером № площадью 94585 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - «Для сельскохозяйственного использования» зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается записью о государственной регистрации права от 11.04.2009 №, а также ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде аренды по договору от 26.06.2009 № в пользу ФИО3.
Согласно статьям 7, 13 Земельного кодекса Российском Федерации, земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в том числе, проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и землепользователи лица, в числе прочего обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять, на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительном деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы:
Таким образом, использование части земельного участка сельскохозяйственного назначения, в том числе под обустройство дороги требует обязательной разработки проекта рекультивации земель подготовленного в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
Однако, материалы дела не содержат информации о разработке такого плана рекультивации, что в настоящий момент создает невозможность обустройства дороги (проезда) через земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401009:230.
В рамках проведения внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, проведенной ЮТУ Россельхознадзора установлено, что земельный участок с кадастровым номером зарос по всей площади сорной растительностью различного видового состава высотой 0,70 м. Высота дикорастущей древесно-кустарниковой растительности достигает 4 метра (кустарники, молодые и взрослые деревья, лес).
В границах участка расположена дорога, бетонированное основание. Площадь дороги (перекрытого плодородного слоя составила - 882 кв.м.
Из пояснения, представленного ФИО3 следует, что «проект рекультивации нарушенных земель; акт о рекультивации земель, консервации земель; акт о завершении этапа рекультивации земель; сведения о снятии и использовании плодородного слоя почвы, не оформлялись.
Таким образом, ЮТУ Россельхознадзором выявлены нарушения: ст. 7, 13, абз. 2,4,7,8, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; п.5, 6, 24, 26 «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018, абз. 2 ч 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2022 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
ФИО3 выдано предписание № от 16.12.2021 о проведении комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических и фитосанитарных мероприятий, направленных на восстановление плодородного слоя почвы (рекультивацию), с учетом требований постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № в целях устранения выявленных в ходе проведения проверки нарушений.
Кроме того, ответчик администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края не является органом, уполномоченным на проведение проверок соответствия внутрихозяйственных дорог, расположенных на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации и предназначенном для сельскохозяйственного использования, требованиям законодательства.
Более того, администрация города Сочи не является уполномоченным органом, осуществляющим постановку на кадастровый учет объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке, находящемся в собственности, отличной от муниципальной.
Согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации, сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V настоящего Кодекса.
Публичный сервитут, в числе прочего, может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Однако, МТУ Росимущества сервитут для прохода или проезда через земельный участок с кадастровым номером № не устанавливался, какие либо разрешения (согласия) истцу или иным лицам не выдавались. Указанное свидетельствует об отсутствии правовых оснований для использования истцом части земельного участка с кадастровым номером №
Как указано в ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Учитывая указанные противоречия, суд приходит к выводу, что не имеется законных оснований для удовлетворения требований истца об обязании провести проверку соответствия существующего проезда.
При таком положении в удовлетворении исковых требований Комаровой Людмилы Владимировны к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края об обязании провести проверку соответствия существующего проезда следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Комаровой Людмилы Владимировны к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края об обязании провести проверку соответствия существующего проезда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение месяца, начиная с 11 июля 2022 года.
Председательствующий: подпись. С.Ю. Машевец
Копия верна: Судья- Секретарь-