№ 16- 1915/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 15 июля 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Оленникова В.В. в защиту ФКУ «ОСК Восточного военного округа» на вступившее в законную силу решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 23 апреля 2020 года в отношении Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи судебного участка № 19 Кировского судебного района города Хабаровска от 26 февраля 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица – Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее - ФКУ «ОСК Восточного военного округа») прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 23 апреля 2020 года постановление мирового судьи судебного участка № 19 Кировского судебного района города Хабаровска от 26 февраля 2021 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Оленников В.В. в защиту ФКУ «ОСК Восточного военного округа» просит решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 23 апреля 2020 года отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 19.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, частью 1 статьи 19.7.5-3, частью 1 статьи 19.7.5-4, статьями 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.7.15, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В отношении ФКУ «ОСК Восточного военного округа» начальником лицензионно-разрешительного отдела управления экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля (надзора) в области организации дорожного движения, за обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края 20 января 2020 года составлен протокол по делу об административном правонарушении №А2021-04.2-01-0009, согласно которому учреждение не представило в срок до 5 декабря 2020 года в Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района обязательную отчетную информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов за ноябрь 2020 года. Согласно сведениям по состоянию на 1 января 2020 года списочная численность работников учреждения составила более 35 человек. Изложенное, по мнению должностного лица, свидетельствует о нарушении абзаца 3 части 3 статьи 25 Закона о занятости населения, пункта 6 Порядка предоставления работодателями информации, предусмотренной законодательством о занятости, в государственные учреждения службы занятости населения Хабаровского края, утвержденного приказом комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 29 сентября 2014 года №126.
Указанные обстоятельства послужили основанием к возбуждению в отношении ФКУ «ОСК ВВО» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ.
Прекращая в отношении ФКУ «ОСК Восточного военного округа» производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статье 19.7 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья пришел к выводу о том, что сведения по квотированию рабочих мест инвалидов относятся к сведениям, представляющим государственную тайну, в связи с чем, Министерство обороны Российской Федерации не уполномочено представлять информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.
Судья районного суда с таким выводом мирового судьи не согласился и указал, что при рассмотрении дела были нарушены положения статьи 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, что является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену вынесенного постановления.
Так, мировым судьей не было учтено, что в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203, пунктом 186 приказа Министерства обороны Российской Федерации № 080 от 13 ноября 2018 к сведениям, отнесенным к государственной тайне, относятся сведения о численности войск, раскрывающие штатную и списочную численность личного состава.
Вместе с тем квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов). Обязательная отчетная информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, не относится к сведениям, отнесенным к государственной тайне, поскольку касается должностей, замещаемых лицами гражданского персонала, и не раскрывает численность войск.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Пересмотр не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.10 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, предусмотренных статьей 30.7 КоАП РФ.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Рассмотрев жалобу должностного лица главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края на постановление мирового судьи от 26 февраля 2021 года, судья районного суда установил основания для отмены судебного акта, постановленного при неправильном применении норм материального права, существенном нарушении процессуальных норм, что свидетельствует о незаконности принятого по делу об административном правонарушении решении и влечет его отмену.
Поскольку срок давности по возбужденному в отношении ФКУ «ОСК Восточного военного округа» делу истек, судья районного суда прекратил производство по делу по пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы в защиту ФКУ «ОСК Восточного военного округа» правильности состоявшихся по делу выводов не опровергают.
Закон о социальной защите инвалидов определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу положений статьи 21 Закона о социальной защите инвалидов, работодателем, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Статьей 24 Закона о социальной защите инвалидов возложена обязанность на работодателей в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местаа, а также предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Положения пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к ежемесячно предоставляемой в обязательном порядке органам службы занятости относят информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В целях реализации указанных положений федерального законодательства Правительством Хабаровского края разработан Порядок предоставления работодателями информации, предусмотренной законодательством о занятости, в государственные учреждения службы занятости населения Хабаровского края, утвержденный приказом Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 29 сентября 2014 года № 126 (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 6 Порядка информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, работодатели, списочная численность работников в которых составляет не менее чем 35 человек, представляют по форме в соответствующий Центр занятости населения ежемесячно с 01 по 05 число месяца, следующего за отчетным.
В случае непредставления, либо несвоевременного представления указанной информации работодатели несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (пункт 8 Порядка).
Такая ответственность установлена статьей 19.7 КоАП РФ.
Исключений, позволяющих тем или иным работодателям, той или иной организационно-правовой формы, созданным для осуществления тех или иных задач не исполнять законодательство о защите инвалидов в Российской Федерации, не установлено.
Положениями части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений возложена обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с приказом Росстата от 27 ноября 2019 года № 711 «Об утверждении Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» в списочную численность военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы не включаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.
Имея обязанность представлять в Центр занятости населения данные только по должностям, замещаемым лицами гражданского персонала, свободных рабочих местах и вакантных должностях, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, ФКУ «ОСК Восточного военного округа» не рассекретит данные о численности войск, штатной и списочной численности личного состава, поскольку сведения о военнослужащих в государственный орган не сообщаются. Данные о гражданском персонале Вооруженных Сил Российской Федерации сами по себе численность войск не отражают.
Таким образом, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что мировым судьей в нарушение требований статьи 26.1 КоАП РФ не исследованы вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела, обстоятельства, подлежащие установлению, не выяснены, нормы материального права применены неверно в связи с чем постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Истечение срока давности само по себе не является препятствием для проверки законности вынесенного по делу об административном правонарушении постановления, решения.
Прекращение производства по делу по пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ не свидетельствует об установлении вины.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова», в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного.
Выводов о виновности ФКУ «ОСК Восточного военного округа» в совершении того или иного правонарушения оспариваемое решение судьи районного суда не содержит
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 23 апреля 2020 года в отношении Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Оленникова В.В. в защиту федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева