Решение по делу № 12-463/2020 от 05.10.2020

№ 12-463/2020

Р Е Ш Е Н И Е

22 октября 2020 года                                                                 г. Новосибирск

Судья Октябрьского районного суда г. Новосибирска                          Заботина Н.М.,

с участием представителей:

лица, привлекаемого к административной ответственности,                      Шевякова А.Б.,

органа, составившего протокол об административном правонарушении Сапрыкина А.С.,

при секретаре                                                                                                    Геер Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Горохова Вячеслава Михайловича на постановление мирового судьи 7-го судебного участка Октябрьского судебного района г. Новосибирска от /дата/ о привлечении должностного лица генерального директора ОАО «Корпорация Новосибирский завод Электросигнал» Горохова Вячеслава Михайловича к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи 7-го судебного участка Октябрьского судебного района г. Новосибирска от /дата/ Горохов В.М., как должностное лицо - директор ОАО «Корпорация Новосибирский завод Электросигнал», привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

С данным постановлением Горохов В.М. не согласен, просит его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что вывод о виновности Горохова В.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является недоказанным. Так, протокол об административном правонарушении в отношении Горохова В.М. не является доказательством совершения им вменяемого административного правонарушения, так как не содержит доказательственной базы и отсутствуют документы, подтверждающие факт совершения административного правонарушения. Кроме того, суд необоснованно ограничил понятие «должностное лицо» только руководителем организации. Приказом по предприятию от /дата/ начальником штаба ГО назначен лицо 1; приказом от /дата/ начальник штаба назначен уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, следовательно является лицом, осуществляющим организационно-распорядительные функции по вопросам, отнесенным к ГО на предприятии, а потому он в силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях относится к числу должностных лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности за вменяемые должностному лицу организации административные правонарушения. При этом, закон не допускает произвольный выбор лиц, привлекаемых к административной ответственности, по усмотрению надзорного органа либо суда при наличии конкретного виновного лица. В связи с чем, выводы о виновности Горохова В.М. не являются правомерными.

Генеральный директор ОАО «Корпорация Новосибирский завод Электросигнал» Горохов В.М. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, направил в суд представителя.

В судебном заседании представитель Шевяков А.Б. доводы жалобы поддержал в полном объеме, указав, что в действиях Горохова В.М. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, он не является виновным лицом, ответственным за решение задач в области гражданской обороны, поскольку в организации приказом назначен начальник штаба, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.

Представитель органа, составившего протокол об административном правонарушении, Главного управления МЧС России по Новосибирской области Сапрыкин А.С., в судебном заседании поддержал доводы отзыва на жалобу о том, что постановление мирового судьи от 26.08.2020 является законным и обоснованным и отмене не подлежит по следующим основаниям. Вина Горохова В.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается материалами административного дела. Кроме того, руководство гражданской обороны в организациях в силу закона осуществляют их руководители и несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Данные нормы также закреплены в Положении об организации и ведении гражданской обороны в ОАО «Завод Электросигнал», которое было представлено в ходе проведения проверки. Учитывая, что Горохов В.М. является руководителем и следовательно несет персональную ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Суд, выслушав Шевякова А.Б., Сапрыкина А.С., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера охватывается понятием гражданской обороны (ст. 1 ФЗ «О гражданской обороне»).

Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 вышеназванного закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны.

Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 утверждено «Положение о подготовке населения в области гражданской обороны», которое определяет порядок подготовки населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы подготовки.

Согласно п. 3 данного Положения к лицам, подлежащим подготовке в области гражданской обороны отнесены, в том числе, работники организаций, включенные в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, эвакуационных и эвакоприемных комиссий, а также комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики, физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем.

В силу п. 7 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» к основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, относятся, в том числе, планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны.

Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 утверждено «Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», в соответствии с которым подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.

Выполнение мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для решения вопроса обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны проводится подготовка сил гражданской обороны к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне.

Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют основные мероприятия по подготовке населения в области гражданской обороны, осуществляют подготовку личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны.

В связи с утвержденной Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» подготовка органов управления и сил по достижению слаженности и оперативности в управлении действиями нижестоящих органов управления и сил при проведении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на командно-штабных учениях или тактико-специальных учениях.

Таким образом, ОАО «Корпорация Новосибирский завод Электросигнал» обязано соблюдать мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий образует объективную сторону правонарушения, предусмотренную ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от /дата/ /ГО назначена плановая выездная проверка в рамках государственного надзора в области гражданской обороны в отношении ОАО «Корпорация Новосибирский завод Электросигнал» по адресу: <адрес>, с /дата/ по /дата/ (л.д. 6-8).

Как следует из акта проверки от /дата/ (л.д. 9-11) в отношении ОАО «Корпорация Новосибирский завод Электросигнал» выявлены факты невыполнения мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно: работники организации, должностные лица, включенные в состав эвакуационных комиссий, не прошли подготовку в области гражданской обороны; работники организации, должностные лица, включенные в состав комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования, не прошли подготовку в области гражданской обороны; в организации не проводятся командно-штабные учения с периодичностью один раз в год и продолжительностью до одних суток; в организации не проводятся комплексные учения, обеспечивающие подготовку органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций продолжительностью до восьми часов с периодичностью один раз в три года, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, главным специалистом экспертом отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Новосибирской области был составлен протокол об административном правонарушении от /дата/ (л.д. 3-5).

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом РФ об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Все письменные доказательства по делу оформлены с соблюдением требований действующего законодательства РФ.

В силу ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

В судебном заседании установлено, что Горохов В.М. является генеральным директором ОАО «Корпорация Новосибирский завод Электросигнал», что подтверждается Приказом о назначении от /дата/ (л.д. 12), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 34), то есть исполняет обязанности единоличного исполнительного органа коммерческой организации.

На основании п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

В силу п. 3 данной статьи лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

В соответствии со ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» к компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Как следует из Приложения к приказу от /дата/ О структуре гражданской обороны ОАО «Корпорация –Новосибирский завод Электросигнал», начальником ГОЧТ ОАО «Завод Электросигнал» является генеральный директор Горохов В.М. (л.д. 15-16).

Положением Об организации и ведении гражданской обороны в ОАО «Завод Электросигнал» (л.д. 56-58) предусмотрено, что руководство гражданской обороны на территории предприятия осуществляет руководитель данного учреждения.

В силу ст. 11 ФЗ «О гражданской обороне» руководство гражданской обороны в организациях осуществляют их руководители и несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Исходя из обстоятельств дела и вышеуказанных положений законодательства следует, что Горохов В.М. как должностное лицо (генеральный директор ОАО «Корпорация Новосибирский завод Электросигнал») имел необходимые полномочия и был обязан осуществлять текущее управление деятельностью общества, включая мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, обязан был контролировать соблюдение всеми работниками общества норм действующего законодательства в области гражданской обороны.

Указанные обстоятельства послужили основанием к выводу мирового судьи о виновности Горохова В.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

А потому доводы жалобы о том, что в действиях Горохова В.М. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и он не является виновным лицом, ответственным за решение задач в области гражданской обороны, несостоятельны.

В связи с чем, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что наличие приказа от /дата/ о назначении лицо 1 начальником штаба гражданской обороны, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, не освобождает Горохова В.М. от административной ответственности за вменяемое административное правонарушение, как руководителя организации.

Иные доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления мирового судьи, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы мировым судьей при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд считает их достоверными, допустимыми и достаточными для обоснования выводов о наличии события административного правонарушения и виновности в его совершении генерального директора ОАО «Корпорация Новосибирский завод Электросигнал» Горохова В.М., как должностного лица.

По своему содержанию обжалуемое постановление мирового судьи в полной мере отвечает требованиям ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Действия Горохова В.М. правильно квалифицированы мировым судьей по ч. 2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как невыполнение должностным лицом мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. назначено Горохову В.М. с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, личности виновного, наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствия отягчающих обстоятельств, а также других значимых обстоятельств, а его размер определен в пределах санкции ч. 2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и оснований для снижения размера наказания судом не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении жалобы судом не установлено.

С учетом всех установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление мирового судьи от /дата/ является законным и обоснованным, а потому не подлежит отмене или изменению.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление по делу об административном правонарушении от /дата/, вынесенное мировым судьей 7-го судебного участка Октябрьского судебного района г. Новосибирска в отношении генерального директора ОАО «Корпорация Новосибирский завод Электросигнал» Горохова Вячеслава Михайловича по ч. 2 ст. 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Горохова Вячеслава Михайловича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в порядке, установленном ст. 30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья                                                                                                        Заботина Н.М.

12-463/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Горохов Вячеслав Михайлович
Суд
Октябрьский районный суд г. Новосибирск
Судья
Заботина Наталья Михайловна
Статьи

20.7

Дело на сайте суда
oktiabrsky.nsk.sudrf.ru
05.10.2020Материалы переданы в производство судье
22.10.2020Судебное заседание
22.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее