Решение по делу № 2-935/2022 от 14.06.2022

Дело № 2-935/2022 УИД - 05RS0013-01-2022-003413-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

01 июля 2022 г.                   г. Дербент.

Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Курбанова К.А.,

при секретаре судебного заседания Сулеймановой К.С.,

рассмотрев в помещении Дербентского районного суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дадашева Шихахмеда Абитдиновича к Администрации МО сельского поселения «сельсовет Хазарский» и к Управлению земельных и имущественных отношений администрации муниципального района «Дербентский район» об установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Дадашев Ш.А. обратился в Дербентский районный суд с иском к Администрации МО сельского поселения «сельсовет Хазарский» и к Управлению земельных и имущественных отношений администрации муниципального района «Дербентский район», третье лицо Управление Росреестра по РД об установлении границ земельного участка с кадастровым номером ), площадью 510 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для садоводства», принадлежащий ему праве собственности регистрация от 28.02.2020г.

В обоснование иска указал, что в целях уточнения границ и проведении кадастровых работ в отношении указанного земельного участка он обратился в администрацию МР «Дербентский район» вх. № 552-з от 19.05.2022г..

Ответом УЗИО администрации МР «Дербентский район» исх. № 1294 от 03.06.2022г. в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером ему было отказано, в связи с наложением указанного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности Российской Федерации.

За уточнением границ земельного участка он обратился к кадастровому инженеру ФИО1.

Заключением кадастрового инженера ему было разъяснено, что земельный участок с кадастровым номером не пресекает границы земельного участка с кадастровым номером .

Земельный участок по периметру огорожен забором, открыто и непрерывно владеет земельным участком на протяжении всего времени, осуществлена посадка многолетних насаждений.

В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8); при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержавшихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности проектом межевания территории.

При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существовавшие на местности пятнадцать и более лет и закреплённых использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ.

Из приведенных положений закона следует, что уточнения границ земельного участка их местоположение должно определяться исходя из границ, указанных в правоустанавливающих документах и документах составленных при межевании земельного участка, при отсутствии таких документов должно учитываться границы, существовавшие на местности пятнадцать и более лет закрепленные и использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Требования истца подлежат удовлетворению в случае доказанности факта внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, не соответствующих уникальным характеристикам земельного участка истца, в частности, касающихся описания местоположения границ названного объекта недвижимости.

В судебное заседание истец Дадашев Ш. А. не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, исковые требования просит удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание представители ответчика муниципальное образование "сельсовет Хазарский" в суд не явились, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, вынесения решения по данному делу оставили на усмотрении суда.

В судебное заседание представители ответчика Управление земельных и имущественных отношений администрации муниципального района «Дербентский район» направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, вынесения решения по данному делу оставили на усмотрении суда.

Третье лицо – Управление Росреестра по РД извещено, своего представителя в суд не направило.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон по делу.

Исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Дадашев Ш. А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , регистрация от 28.02.2020г..

Указанный земельный участок был приобретён им по договору купли-продажи, регистрация от 28.02.2020 г. у ФИО2.

ФИО2 купил указанный земельный участок по договору купли – продажи от 23.10.2017г. у ФИО3 регистрация от 14.02.2019г.

ФИО3 также купила земельный участок по договору купли-продажи от 02.06.2010г. у ФИО4 регистрация от 15.06.2010г.

ФИО4 зарегистрировала право собственности на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от 06.05.2006г., удостоверенного нотариусом ФИО7, номер реестра 898, регистрация от 13.10.2007г.

В целях уточнения границ и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка он обратился в администрацию МР «Дербентский район», ответом УЗИО администрации МР «Дербентский район» ему было отказано, в связи с наложением земельного участка на земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности Российской Федерации.

Однако согласно заключению, кадастрового инженера ФИО1 земельный участок с кадастровым номером не пресекает границы земельного участка с кадастровым номером

Таким образом, ответ УЗИО администрации МР «Дербентский район» по мнению суда является необоснованным, иного в судебном заседании стороной по делу не представлено.

Согласно статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8); при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10).

В соответствии с положениями Федерального закона N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежало в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (статьи 39, 40 Закона о кадастре).

Аналогичное требование воспроизведено и в статье 22 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Приведенные положения законов направлены на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 Закона о кадастре, статья 64 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм права следует, что исковое требование об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ или исправления реестровой ошибки. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек. На основании межевого плана и приложенного к нему судебного акта сведения о вновь установленной границе вносятся в реестр объектов недвижимости.

В пункте 21 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412, было указано, что межевой план составляется на основе сведений ГКН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, которые расположены на таком земельном участке (кадастровой выписки об объекте недвижимости), и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории), например, в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.

При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Пунктом 21 действующих Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921, прямо предусмотрено, что для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

И в ранее действовавших Требованиях к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (п. 22), и в действующих Требованиях к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 (п. 22), указаны документы, которые могут использоваться для подготовки межевого плана в случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе утвержденные в установленном порядке проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п. 1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 №218 – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержавшихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности проектом межевания территории.

При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существовавшие на местности пятнадцать и более лет и закреплённых использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ.

Из приведенных положений закона следует, что уточнения границ земельного участка их местоположение должно определяться исходя из границ, указанных в правоустанавливающих документах и документах составленных при межевании земельного участка, при отсутствии таких документов должно учитываться границы, существовавшие на местности пятнадцать и более лет закрепленные и использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Требования истца подлежат удовлетворению в случае доказанности факта внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, не соответствующих уникальным характеристикам земельного участка истца, в частности, касающихся описания местоположения границ названного объекта недвижимости.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Исходя из разъяснений, данных в п. 45 Постановления Пленума ВС РФ №10/22, в силу ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежат удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчиками, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

Исковые требования, заявленные истцом как собственником имущества, направлены на устранение препятствий в надлежащей идентификации принадлежащего ей земельного участка, посредством внесения в ЕГРН сведений об одной из его уникальной (основной) характеристики – границе, в отсутствие которой, земельный участок не может в полном объеме отвечать признакам индивидуально- определенной вещи, что не только приводит к правовой неопределенности относительно прав самого истца в отношении имущества, также создает риски возникновения конфликтов с иными (смежными) землевладельцами.

В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 14 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основными для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

При таких обстоятельствах исковые требования Дадашева Ш. А. об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 05:00:000000:60368 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дадашева Шихахмеда Абитдиновича - удовлетворить.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером ), площадью 510 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для садоводства» регистрация в едином государственном реестре недвижимости от 28.02.2020г. принадлежащий на праве собственности Дадашеву Шихахмеду Абитдиновичу по следующим характерным точкам:

Обозначение характерных точек

Координат, м

X

Координат, м

Y

1

2

3

2

107507,41

420641,42

3

107516,26

420666,37

4

107499,28

420673,78

5

107489,33

420647,86

1

107495,30

420645,84

2

107507,41

420641,42

Решение суда является основанием для Управления Росреестра по Республики Дагестан внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о границах на земельный участок с кадастровым номером 05:00:000000:60368 (05:42:000075:0308).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Курбанов К. А.

Решение в окончательной форме принято 05 июля 2022 г.

2-935/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дадашев Шихахмед Абитдинович
Ответчики
Управление земельных и имущественных отношений администрации МР " Дербентский район"
Администрация МО сельского поселения "сельсовет Хазарский"
Другие
Управление Росреестра по РД
Суд
Дербентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Курбанов Курбан Агамагомедович
Дело на странице суда
derbent-rs.dag.sudrf.ru
14.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2022Передача материалов судье
15.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2022Судебное заседание
05.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее