Дело № 92RS0004-01-2020-002144-46
Производство № 5-335/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства
по делу об административном правонарушении
12 августа 2020 года г. Севастополь
Судья Балаклавского районного суда города Севастополя Орлова Светлана Васильевна, с участием защитника должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директора СФ ООО «АВАЛ» Фридмана В.А. – Фокиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда по адресу: 299042, г. Севастополь, ул. Калича, д. 25, дело об административном правонарушении, поступившее из Департамента сельского хозяйства города Севастополя, в отношении должностного лица
Фридмана В. А., <данные изъяты>, занимающего должность директора Севастопольского филиала Общества с ограниченной ответственностью «АВАЛ», проживающего по адресу: г. Севастополь, <адрес>,
по ст. 10.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № 000729 от 20.07.2020, составленному старшим инспектором отдела карантинного фитосанитарного надзора Департамента сельского хозяйства города Севастополя Якименко Б.Г., директора Севастопольского филиала ООО «АВАЛ» вменяется нарушение правил обращения подкарантинной продукции, выразившихся в том, что 15.05.2020 в 10 часов 00 минут установлено, что СФ ООО «АВАЛ» осуществил хранение (накопление судовой партии) по адресу: г. Севастополь, <адрес>, подкарантинной продукции – пшеницы продовольственной, урожая 2019 года, в количестве 3046 т, засоренной карантинным объектом – Горчаком ползучим. Факт засорения подтверждается заключением <данные изъяты> в РК от 15.05.2020 №. Данная продукция пшеница продовольственная, урожая 2019 года, в количестве 3046 т вывезена с территории СФ ООО «АВАЛ» на т/х «<данные изъяты>» с портом назначения Кавказ. При этом, должностное лицо – директор СФ ООО «АВАЛ» Фридман В.А. не известил Департамент сельского хозяйства города Севастополя об обнаружении признаков засорения подкарантинной продукции карантинным объектом – Горчаком ползучим – Acroptilon repens DC, чем нарушены ч. 2 ст. 15, п.п. 1, 8 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений», Приказ Минсельхоза России от 09.01.2017 № 1 «Об утверждении порядка немедленного извещения, в том числе в электронной форме, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами».
Действия должностного лица – директора Севастопольского филиала ООО «АВАЛ» Фридмана В.А. квалифицированы административным органом по ст. 10.3 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник полагала, что вина должностного лица в совершении указанного административного правонарушения не доказана, в связи с чем просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях последнего состава административного правонарушения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – директор Севастопольского филиала ООО «АВАЛ» Фридман В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в предусмотренном законом порядке и заблаговременно, что подтвердила в судебном заседании его защитник, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, воспользовался своим правом ведения дела через защитника, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Фридмана В.А.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в связи считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.
Исследовав протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, заслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 10.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
Объективная сторона состава данного правонарушения включает в себя действие или бездействие, состоящее в нарушении правил обращения (производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации) подкарантинной продукции, грузов и материалов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 206-ФЗ, целями настоящего Федерального закона являются обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования в области карантина растений, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также основные права и обязанности физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц), российских юридических лиц, иностранных организаций (далее – граждане, юридические лица) в области карантина растений.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 206-ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, отнесены организация и осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 206-ФЗ граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны, в том числе, выполнять карантинные фитосанитарные требования.
Пунктом 2 ст. 15 Федерального закона № 206-ФЗ, выпуск в оборот подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, ее хранение, перевозка, реализация, использование в качестве семян (семенного материала) или посадочного материала не допускаются. Хранение, перевозка подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, допускаются только в целях проведения ее карантинного фитосанитарного обеззараживания, переработки способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности. Хранение, перевозка такой подкарантинной продукции должны осуществляться изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов.
Директору Севастопольского филиала ООО «АВАЛ» Фридману В.А. вменяется хранение (накопление судовой партии) подкарантинной продукции – пшеницы продовольственной, урожая 2019 года, в количестве 3046 т, засоренной карантинным объектом – Горчаком ползучим, что по мнению должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, подтверждается заключением <данные изъяты> в РК от 15.05.2020 №.
Вместе с тем, пункт 12 ст. 2 Федерального закона № 206-ФЗ определяет засорение как не являющееся заражением наличие в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах вредных организмов.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 206-ФЗ, под вредными организмами понимается жизнеспособное растение любых вида, сорта или биологического типа, животное либо болезнетворный организм любых вида, биологического типа, которые способны нанести вред растениям или продукции растительного происхождения (пункт 6); карантинный объект – вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов (пункт 14); подкарантинная продукция – растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер (пункт 29).
Из материалов дела следует, что согласно заключению о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции <данные изъяты> от 15.05.2020 №, в представленном образце партии подкарантинной продукции, выявлен карантинный для Российской Федерации объект – Горчак ползучий (Acroptilion repens DC) – 2 шт. на образец, 1 случай.
Между тем, как следует из анализа перечисленных выше правовых норм, условием наступления ответственности за нарушение карантинного законодательства, предусмотренной законодательством Российской Федерации, является факт выявления в подкарантинной продукции жизнеспособных вредных организмов, в данном случае, жизнеспособных семян Горчака ползучего. Аналогичная позиция содержится в письме Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Минсельхоза России от 11.12.2013 г. № ФС-АС-3/17404, где также обращено внимание на то, что нарушение требований карантинного фитосанитарного режима должно выражаться в совершении действий, в результате которых может произойти распространение семян карантинных сорных растений.
При таких обстоятельствах, Департамент сельского хозяйства города Севастополя должен был установить факт жизнеспособности семян выявленного сорняка и того, что подкарантинный объект (пшеница продовольственная) в связи с засорением Горчаком ползучим способна являться источником распространения на территории Российской Федерации названного карантинного объекта.
Однако материалами дела данные факты не подтверждены, специалистами <данные изъяты>, выдававшими заключение о карантинном фитосанитарном состоянии проверяемой подкарантинной продукции, жизнеспособность выявленных семян карантинного сорняка – Горчака ползучего, не определялась, административным органом способность засоренной пшеницы в данном конкретном случае являться источником распространения на территории Российской Федерации карантинных объектов не устанавливалась.
Напротив, в материалах дела содержатся товарно-транспортные накладные на перевозку (доставку) подкарантинной продукции (пшеницы продовольственной, урожая 2019 года) в адрес СФ ООО «АВАЛ», содержащие сведения о проверке указанной продукции лабораторией, и указание на то, что к указанным товарно-транспортным накладным прилагались декларации о соответствии вышеуказанной партии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, а также журнал наблюдения за хранящимся зерном СФ ООО «АВАЛ», согласно которому каждая партия зерна, поступившая в адрес СФ ООО «АВАЛ» была проверена на зараженность, при этом наличие в них вредных организмов не обнаружено.
Кроме того, директору Севастопольского филиала ООО «АВАЛ» Фридману В.А. вменяется нарушение п.п. 1, 8 Федерального закона № 206-ФЗ, а также Приказа Минсельхоза России от 09.01.2017 № 1, выразившееся в том, что он не известил Департамент сельского хозяйства города Севастополя об обнаружении признаков засорения подкарантинной продукции карантинным объектом – Горчаком ползучим – Acroptilon repens DC.
Вместе с тем, в соответствии с п.п. 1, 8 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 206-ФЗ граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны: выполнять карантинные фитосанитарные требования; извещать немедленно, в том числе в электронной форме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.
Порядок извещения, в том числе в электронной форме, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции (далее – заявитель), об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами (далее – признаки заражения и (или) засорения) установлены Приказом Минсельхоза России от 09.01.2017 № 1.
Так, в силу п. 2 указанного Порядка при обнаружении признаков заражения и (или) засорения заявитель либо его уполномоченный представитель обязан направить в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – управление Россельхознадзора), на территории деятельности которого обнаружены указанные признаки, извещение об обнаружении признаков заражения и (или) засорения (далее – извещение). Заявитель в срок не позднее чем один календарный день с момента обнаружения признаков заражения и (или) засорения направляет извещение в управление Россельхознадзора. Извещение направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, нарочно, посредством факсимильной связи либо электронной почты через официальный сайт управления Россельхознадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Вместе с тем, каких-либо доказательств тому, что директору Севастопольского филиала ООО «АВАЛ» Фридману В.А. было известно об обнаружении <данные изъяты> в Республике Крым в партии подкарантинной продукции, отправителем которой являлся ООО «<данные изъяты>» признаков засорения указанной продукции вредными организмами, а также тому, что заключение <данные изъяты> в Республике Крым № от 15.05.2020 было получено СФ ООО «АВАЛ», в материалах дела не содержится.
Кроме того, в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении не указано время совершения директором Севастопольского филиала ООО «АВАЛ» Фридманом В.А. административного правонарушения, выразившего в неизвещении Департамента сельского хозяйства города Севастополя об обнаружении признаков засорения подкарантинной продукции, притом, что в случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и указанное лицо не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности этого лица, толкуются в его пользу.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что какие-либо относимые, допустимые и достоверные доказательства тому, что подкарантинная продукция (пшеница продовольственная), содержит жизнеспособные семена сорняка и способна являться источником распространения на территории Российской Федерации карантинных объектов, а также тому, что директору Севастопольского филиала ООО «АВАЛ» Фридману В.А. было известно об обнаружении в партии подкарантинной продукции признаков засорения вредными организмами, материалы дела не содержат, следовательно, не доказана вина должностного лица в совершении вменяемого ему правонарушения, производство по данному делу об административном правонарушении в отношении последнего по ст. 10.3 КоАП РФ подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора Севастопольского филиала Общества с ограниченной ответственностью «АВАЛ» Фридмана В. А. по ст. 10.3 КоАП РФ – прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья –