Дело № 2а-2054/2021
УИД 61RS0007-01-2021-002061-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2021 г. г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Попова Д.А.,
при секретаре Агафоновой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к ФИО1, заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>, о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», распространение которой в Российской Федерации запрещено,-
У С Т А Н О В И Л:
Роспотребнадзор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц указав, что в ходе проверки сайта по обращению, было установлено, что выявлены факты распространения в сети «Интернет» сетевому адресу: <адрес> информации о незаконной продаже табачных изделий российского и импортного производства с доставкой в регионы России.
Установить регистратора доменного имени не представилось возможным.
В связи с изложенным, административный истец просит суд признать информацию, размещенную на сайте <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель Роспотребнадзор в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Управление Роскомнадзора по Ростовской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: <адрес> содержится информация, запрещенная законодательством Российской Федерации к размещению указанным способом.
Федеральный закон от 23.02.2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающею табачного дыма и последствий потребления табака», в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, основными принципами которого являются, в том числе, системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации и приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций пункты 4 и 5 статьи 4); одной из мер предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака является ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями (пункт 8 статьи 11).
В соответствии с пунктом 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных становлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 г. № 612, не допускается продажа станционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. Ограничения, введенные данным пунктом Правил, же распространяются в целом и на продажу табачной продукции, поскольку регулирование деятельности по их розничной продаже осуществляется Федеральным законом от 23.02.2013 № 5-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ запрещается розничная торговля табачной продукцией дистанционным способом продажи.
Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронной варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.
Таким образом, размещенные на страницах указанных сайтов материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности.
Согласно статьи 20 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, исходя из ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.08.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее № 124-ФЗ) органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-Ф3 (далее- № 436-Ф3) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Пункт 2 части 2 статьи 5 № 436-Ф3 предусматривает, что к информации причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей относится, в том числе информация способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляется ряд мер, в том числе: ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия; установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака; предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями; ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями; установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.
Таким образом, распространение указанной информации противоречит политике государства по профилактике потребления табака среди населения, нарушает установленные требования к реализации табачной продукции, а также идет в разрез с целями и задачами действующего законодательства в области защиты прав несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материал, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Статьей 14.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Следовательно, информация, содержащаяся на сайте с доменным именем <адрес> является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вход на данную страницу сайта является свободным, регистрация пользователей для получения информации на указанном сайте не требуется. Ознакомление и копирование указанной информации производится в свободной форме любым пользователем сети Интернет без применения специальных программных средств.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей согласно части 5 статьи 15 Закона от 27.06.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях, и о защите информации» осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Под информационно-телекоммуникационной сетью, согласно статьи 2 Закона 27.06.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях, и о защите информации», понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Сеть «Интернет» отвечает этим признакам.
Законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, свободное распространение информации на указанной Интернет-странице подлежит ограничению, так как размещенная на нем информация носит противоправный характер.
Кроме того, в силу положений статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На дату судебного заседания указатели сайта URL-адресом <адрес> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" не включены.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № №
Таким образом, прямой запрет закона на осуществление указанных действий и положения Закона № 149 - ФЗ являются основаниями для признания информации о реализации запрещенной продукции, размещенной на данном сайте, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Основанием для включения в Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов сайтов в Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, о продаже товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию способствует совершению правонарушений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Признание информации, размещенной на данной странице сайте, запрещенной к распространению на территории РФ позволит внести данный сайт в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149. Этой же статьей закона регламентировано, что ведение данного реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также определена процедура взаимодействия данного государственного органа и оператора реестра с провайдерами хостинга, у которых размещается сайт с информацией, признанной запрещенной.
Таким образом, суд полагает, что в целях восстановления нарушенных прав граждан во исполнение действующего законодательства, информацию, размещенную на странице сайте <адрес>", следует признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, направив данное решение в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Руководствуясь статьями 175, 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,-
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к ФИО1, заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области, о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на странице Интернет-сайта <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу судебного решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для включения Интернет-ресурсов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Мотивированное решение составлено в совещательной комнате.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Попов Д.А.