к делу № 2а-5085/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 ноября 2021 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Зубкова Г.А.
при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.,
с участием представителя административного истца – Прокурора г.Майкопа –заместителя прокурора г.Майкопа Горобенко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прокурора г.Майкопа в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории РФ
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Майкопа в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории РФ.
В обоснование заявления указал, что Прокуратурой города осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью, а также физическому, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних.
При проведении данного мониторинга установлено, что на сайтах https://sа1е.diplomus-kupit.соm/kupit-еge содержится информация о продаже сертификатов о результатах единого государственного экзамена.
Таким образом, информация, размещенная на сайтах наносит вред нравственному развитию несовершеннолетних, так как по своему содержанию направлена на пропаганду противоправного поведения, и при этом, доступна неопределенному кругу лиц, в том числе детям.
Просит признать запрещенной к распространению в Российской Федерации информацию, размещенную на «Интернет-сайте» на страницах по URL-адресам: https://sа1е.diplomus-kupit.соm/kupit-еge.
В судебном заседании заместитель прокурора г.Майкопа поддержала исковые требования и просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора России по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя и полагался на усмотрение суда.
Выслушав заместителя прокурора г.Майкопа, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы представителя административного истца, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Прокуратурой города осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью, а также физическому, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних.
При проведении данного мониторинга установлено, что на сайтах Ьцр8://8а1е.Фр1оти5-кирк.сот/кирЦ^есодержится информация о продаже сертификатов о результатах единого государственного экзамена.
В силу п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно п. 5 статьи 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст.9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в единую информационную систему Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В Единый реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 9 Закона № 149-ФЗ закреплено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и безопасности государства.
В силу пункта 5 статьи 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно части 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещается
распространять информацию о пропаганде войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественною отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).
Согласно с п. 1 ст. 2 Закона об образовании, образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Согласно ч.ч. 1, 3, 4, 6, 7 ст. 60 Закона об образовании в Российской Федерации выдаются:
документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Продажа свидетельств (сертификатов) о результатах единого государственного экзамена является противоправным деянием.
Так, ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
Также уголовная ответственность установлена за использование заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ).
Таким образом, информация, размещенная на сайтах https://sа1е.diplomus-kupit.соm/kupit-еge наносит вред нравственному
развитию несовершеннолетних, так как по своему содержанию направлена на пропаганду противоправного поведения, и при этом, доступна неопределенному кругу лиц, в том числе детям.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
Поскольку информация, размещенная на указанных сайтах, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.
Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен. Вход на сайт и просмотр размещенной на нем информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение также отсутствует.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Прокурора г.Майкопа в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории РФ – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на «Интернет-сайте» на страницах поURL-адресам: https://sа1е.diplomus-kupit.соm/kupit-еge, запрещенной к распространению на территории РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий подпись Г.А. Зубков
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2021-009061-16
Подлинник находится в материалах дела № 2а-5085/2021 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.