Решение по делу № 2-409/2024 от 11.07.2024

УИД 27RS0016-01-2024-000612-69

Дело № 2-409/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вяземский 31 октября 2024 г.

Вяземский районный суд Хабаровского края в составе

председательствующего судьи Логиновой И.А.,

при секретаре Шемякиной И.В.,

с участием прокурора Савельева А.В.,

представителя истца – администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края Конченко О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края к Мальцевой Елене Станиславовне о взыскании суммы неосновательного обогащения,

установил:

администрация городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края обратилась в суд к Мальцевой Е.С. с иском о возврате социальной выплаты в бюджет городского поселения «Город Вяземский», с учетом уточненных требований истец полагает перечисленные ответчику денежные средства в качестве социальной выплаты в общей сумме 1636236,00 рублей неосновательным обогащением, в обоснование указывая, что 09.10.2020 Мальцева Е.С. обратилась в администрацию с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городском поселении «Город Вяземский». В соответствии с постановлением администрации городского поселения «Город Вяземский» от 17.03.2006 № 24 установлена учетная норма площади жилого помещения при постановке на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в размере 10,0 кв.м и менее общей площади на одного человека. На основании постановления администрации от 22.10.2020 № 548 Мальцева Е.С., имея состав семьи 5 человек, была признана нуждающейся в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городском поселении «Город Вяземский», поскольку на момент постановки на учет у Мальцевой Е.С. в собственности была квартира, площадью 40,4 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, то есть на одного человека приходилось менее учетной нормы, при постановке на учет ответчик была ознакомлена с условиями отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, знала о том, что в случае улучшения жилищных условий, когда норма площади жилого помещения на одного человека станет равной норме предоставления жилых помещений по договору социального найма или превысит ее, или при возникновении других обстоятельств, при которых необходимость в предоставлении жилого помещения отпадает, ответчик обязалась самостоятельно проинформировать администрацию о таких обстоятельствах в течение 30 дней со дня возникновения таких изменений. Ответчик 17.01.2023 приобрела еще одно жилое помещение, площадью 40,5 кв.м, что в совокупности, на каждого члена молодой семьи Мальцевой Е.С. приходилось больше учетной нормы, по факту право на получение социальной выплаты у ответчика было утрачено. Однако 13.02.2023 в нарушение пп «б» п.6 и п.33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, Мальцева Е.С. на состав семьи из 5 человек получила свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в сумме 1636236,00 рублей. 21.07.2023 Мальцева на основании договора купли-продажи приобрела квартиру, площадью 67,3 кв.м по адресу: <адрес>, использовав указанные средства социальной выплаты. В ходе контрольного мероприятия, проведенного Министерством строительства Хабаровского края, выявлен факт нарушений администрацией бюджетного законодательства, в 2023г. предоставлена социальная выплата в размере 1636236,00 рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета – 1375583,61 рублей, в отсутствие документов, подтверждающих признание молодой семьи Мальцевой Е.С. нуждающейся в жилом помещении. 14.05.2024 ответчику направлена претензия о добровольном возврате неосновательно полученной социальной выплаты, которая ответчиком оставлена без удовлетворения. Истец считает, что ответчик неосновательно обогатился, приобретя квартиру за счет средств социальной выплаты, полученной без правовых на то оснований, в связи с чем, обязана вернуть в бюджет городского поселения денежные средства в размере 1636236,00 рублей.

В судебном заседании представитель истца – администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края Конченко О.И. настаивала на удовлетворении исковых требований, ссылаясь на доводы указанные в иске.

Представитель истца Антощенко Е.К. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что работает в администрации городского поселения «Город Вяземский» в должности главного специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, транспорта, связи и социальной жилищной политики с 27.01.2023, список лиц на получение выплат, утвержденный министерством строительства, уже был сформирован на тот момент, Мальцева Е.С. состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и была в этом списке. На момент постановки на учет Мальцева нуждалась в улучшении жилищных условий, у нее была квартира 40,4 кв.м., состав семьи 5 человек, им необходимо было жилье не менее 50 кв.м., так как норма по г. Вяземский 10 кв.м. на человека. В свидетельство на получение сертификаты была вписана Мальцева, ее дети, и сумма выплаты. Мальцева предоставила третий пакет документов, когда был утвержден список претендентов на получение выплат с министерства строительства, этим пакетом документов претенденты также должны подтвердить свою нуждаемость, они пишут заявление о выдаче сертификата на получение свидетельства, Мальцева в своем заявлении не указала о том, что приобрела еще одно жилье, улучшив свои жилищные условия. Администрация, тоже проводит проверку нуждаемости граждан перед выдачей им сертификатов, она не отрицает, что документы о приобретении Мальцевой Е.С. еще одного жилья были в администрации на момент выдачи свидетельства, признает, что выдала Мальцевой свидетельство о праве на социальную выплату, однако правовые основания для получения указанной социальной выплаты у Мальцевой Е.С. отсутствовали.

Третье лицо - представитель Министерства строительства Хабаровского края Сахаровская Т.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без участия представителя, представила письменный отзыв, полагая удовлетворение иска на усмотрение суда.

Ответчик Мальцева Е.С., ее представитель Леликов В.О. с исковыми требованиями не согласились, в обоснование указывая, что в действиях ответчика отсутствует недобросовестность, на момент выдачи ответчику сертификата на покупку жилья истец был уведомлен о том, что Мальцева Е.С. улучшила жилищные условия – приобрела жилье для детей в долях, о чем уведомила администрацию, предоставила документы о приобретении жилья, истец проводил проверку, указанный факт подтвердился, несмотря на это истец выдал сертификат, полагают, вины в этом Мальцевой Е.С. нет, сертификат был реализован по целевому назначению, умышленных действий ответчика не установлено, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав стороны, заключение прокурора об удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая социальную выплату Мальцевой Е.С. неосновательным обогащением, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (пункт 1).

Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2).

В силу подпункта 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

Обязательство из неосновательного обогащения возникает при наличии определенных условий, которые составляют фактический состав, порождающий указанные правоотношения.

Условиями возникновения неосновательного обогащения являются следующие обстоятельства: имело место приобретение (сбережение) имущества, приобретение произведено за счет другого лица (за чужой счет), приобретение (сбережение) имущества не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, то есть произошло неосновательно. При этом указанные обстоятельства должны иметь место в совокупности.

Подпунктом 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Таким образом, названная норма Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению только в том случае, если передача денежных средств или иного имущества произведена добровольно и намеренно при отсутствии какой-либо обязанности со стороны передающего (дарение), либо с благотворительной целью.

В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащение произошло за счет истца и правовые основания для такого обогащения отсутствуют. В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, наличие правовых оснований для такого обогащения либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 55 (часть 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Во исполнение предписаний части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 г. N 1050 утвердило особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", приложением N 1 являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила).

Из пункта 1 Правил следует, что данные Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.

В соответствии с пунктом 2 Правил социальные выплаты используются, в том числе для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья); для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа (далее - жилищный кредит) на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи или строительство жилого дома; для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

Социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований молодым семьям, в том числе имеющим детей, носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище.

Правительство Российской Федерации, реализуя в рамках государственных программ возложенные на него полномочия, вправе устанавливать круг получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, ее размер, а также условия предоставления и использования.

Право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее соответственно - государственная программа, мероприятие) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой (п.3 Правил).

Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению N 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в мероприятии (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п.4 Правил).

Участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям, в том числе:

-молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (пп.б п.6);

-наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пп.в п.6).

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (п.7 Правил)

В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (п.7 Правил).

Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, количества членов молодой семьи - участницы мероприятия и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.13 Правил).

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия (п.17 Правил).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются исполнительным органом субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (п.25 Правил).

Орган местного самоуправления производит оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, до 1 марта года предоставления субсидии (п.30 Правил).

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 31 настоящих Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 настоящих Правил.

Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей мероприятия, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и соответствующие документы (п.31 Правил).

В заявлении о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья дает письменное согласие на получение социальной выплаты в порядке и на условиях, которые установлены настоящими Правилами (п.32 Правил).

Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 31 настоящих Правил (п.33).

Действующее жилищное законодательство, закрепляя основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предусматривает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51 ЖК РФ), то есть при определении нуждаемости гражданина в жилом помещении принимается во внимание площадь жилого помещения, принадлежащего его члену семьи, при условии, если он проживает совместно с гражданином, нуждающимся в жилом помещении.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации городского поселения «Город Вяземский» от 22.10.2020 № 548 Мальцева Е.С. с семьей в составе 5 человек (Мальцева Е.С., ее дети: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11) была признана нуждающейся в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городском поселении «Город Вяземский» на 2016-2020 годы», на тот момент у Мальцевой Е.С. в собственности была квартира, площадью 40,4 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Заявление Мальцевой Е.С. было рассмотрено 23.11.2020 на заседании комиссии по вопросам предоставления безвозмездных социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, рассчитана расчетная (средняя) стоимость жилья с учетом размера социальной выплаты и денежных средств (сбережений молодой семьи); решением комиссии семья Мальцевой Е.С. включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в городском поселении «Город Вяземский» на 2016-2020 годы».

Постановлением администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края от 31.08.2020 № 449 утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей в городском поселении «Город Вяземский» на 2021-2025 годы), где в разделе 9 также указано, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности. Для участия в программе в целях использования социальной выплаты на приобретение жилья молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, в том числе документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении на день заключения договора приобретения жилья с использованием средств социальной выплаты. Основанием для отказа в признании молодой семьи участником программы является, в том числе несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным разделом 9 Программы.

В соответствии с действующим постановлением администрации городского поселения «Город Вяземский» от 17.03.2006 №24 установлена норма предоставления площади жилого помещения гражданам, состоящим на учете, нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде: одиноко проживающему гражданину - 18,0 кв.м общей площади; семье, состоящей из двух и более человек, - 14,0 кв.м общей площади на каждого человека. Установлена учетная норма площади жилого помещения при постановке на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в размере 10,0 кв.м и менее общей площади на одного человека.

Мальцева Е.С. при постановке на учет как молодая семья из 5 человек для участия в Программе была обоснованно признана нуждающейся в жилом помещении, в собственности у семьи находилось одно жилое помещение, площадью 40,4 кв.м.

Впоследствии Мальцева Е.С. была включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2023г., утверждённого Министерством строительства Хабаровского края.

На основании договора купли-продажи жилья от 16.01.2023 ответчик приобрела в общую долевую собственность ФИО11, ФИО10 квартиру, площадью 40,5 кв.м по адресу: ЕАО, <адрес>.

То есть, на момент получения социальной выплаты у Мальцевой Е.С. и членов ее семьи, признанных нуждающимся в улучшении жилищных условий, в собственности находились уже две квартиры (40,4 кв.м и 40,5 кв.м), уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, составлял 80,9 кв.м, то есть на каждого члена семьи приходилось более установленной учетной нормы площади жилья.

При этом, 02.02.2023 Мальцева Е.С. обратилась в администрацию с заявлением на выдачу свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, предусмотренных мероприятием по обеспечению жильем молодых семей.

13.02.2023 Мальцевой Е.С. на состав семьи 5 человек (ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11) выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения № ХК 134/23ф в размере 1636236,00 рублей.

Согласно платежному поручению № 838889 от 19.04.2023, администрацией городского поселения «Город Вяземский» было произведено перечисление единовременной социальной выплаты в размере 1636236,00 рублей для приобретения и строительства жилого помещения по программе «Молодая семья» на счет Мальцевой Е.С.

На основании договора купли-продажи от 21.07.2023 Мальцева Е.С. с использованием социальной выплаты в ипотеку приобрела жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес>, площадью 67,3 кв.м.

Контрольно-счетной палатой Хабаровского края проведена проверка на предмет законности и эффективности использования средств краевого бюджета в рамках реализации государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», выделенных бюджетам городских поселений, в том числе городскому поселению «Город Вяземский» в виде субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципального образования по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в 2023г.

Согласно отчету по результатам контрольного мероприятия от 05.07.2024 № 7, установлен факт ненадлежащей работы истца по проверке сведений, содержащихся в документах, представленных молодыми семьями для участия в реализации Мероприятия, администрацией городского поселения «Город Вяземский» допущено нецелевое использование бюджетных средств, установленных п.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно, в нарушение требований, предусмотренных пп «б» п.6 и п.33 Правил № 1050 в сумме 1636, 24 тыс. рублей (в том числе за счет средств краевого бюджета – 1375,58 тыс. рублей).

В соответствии с приказом Министерства финансов Хабаровского края от 25.07.2024 № 88П к администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края применена бюджетная мера принуждения в виде бесспорного взыскания суммы субсидии из краевого бюджета, использованной администрацией не по целевому назначению в объеме 1375583,61 рублей, которую истец на сегодняшний день исполнил в полном объеме, в связи с чем, обратился в суд с иском к Мальцевой Е.С. о взыскании суммы неосновательного обогащения, полученной ответчиком в виде социальной выплаты в размере 1636236,00 рублей (в том числе за счет средств краевого бюджета - 1375583,61 рублей) в отсутствие правовых оснований.

Таким образом, установлено, что Мальцева Е.С., несмотря на то, что предоставила сведения об улучшении своих жилищных условий, не снялась с учета нуждающейся в жилом помещении, получила свидетельство о праве на получение социальной выплаты, приобрела жилое помещение, используя, предоставленную ей социальную выплату, то есть ответчик без законных на то оснований приобрел имущество за счет истца, ответчику неосновательно была выплачена сумма социальной выплаты в размере 1636236,00 рублей.

В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае социальной выплаты на приобретение жилья без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и использовавшегося указанную выплату в отсутствие предусмотренных законом оснований, подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, как неосновательное обогащение.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд приходит к выводу, что у Мальцевой Е.С. отсутствовали правовые основания для использования спорных денежных средств, которые являются неосновательным обогащением, в связи с чем, подлежат взысканию в пользу истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края удовлетворить.

Взыскать с Мальцевой Елены Станиславовны в пользу администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края бюджетные средства в размере 1636236,00 рублей (один миллион шестьсот тридцать шесть тысяч двести тридцать шесть рублей 00 коп.).

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Вяземский районный суд.

Судья И.А. Логинова

Решение в окончательной форме изготовлено 14.11.2024

УИД 27RS0016-01-2024-000612-69

Дело № 2-409/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вяземский 31 октября 2024 г.

Вяземский районный суд Хабаровского края в составе

председательствующего судьи Логиновой И.А.,

при секретаре Шемякиной И.В.,

с участием прокурора Савельева А.В.,

представителя истца – администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края Конченко О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края к Мальцевой Елене Станиславовне о взыскании суммы неосновательного обогащения,

установил:

администрация городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края обратилась в суд к Мальцевой Е.С. с иском о возврате социальной выплаты в бюджет городского поселения «Город Вяземский», с учетом уточненных требований истец полагает перечисленные ответчику денежные средства в качестве социальной выплаты в общей сумме 1636236,00 рублей неосновательным обогащением, в обоснование указывая, что 09.10.2020 Мальцева Е.С. обратилась в администрацию с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городском поселении «Город Вяземский». В соответствии с постановлением администрации городского поселения «Город Вяземский» от 17.03.2006 № 24 установлена учетная норма площади жилого помещения при постановке на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в размере 10,0 кв.м и менее общей площади на одного человека. На основании постановления администрации от 22.10.2020 № 548 Мальцева Е.С., имея состав семьи 5 человек, была признана нуждающейся в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городском поселении «Город Вяземский», поскольку на момент постановки на учет у Мальцевой Е.С. в собственности была квартира, площадью 40,4 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, то есть на одного человека приходилось менее учетной нормы, при постановке на учет ответчик была ознакомлена с условиями отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, знала о том, что в случае улучшения жилищных условий, когда норма площади жилого помещения на одного человека станет равной норме предоставления жилых помещений по договору социального найма или превысит ее, или при возникновении других обстоятельств, при которых необходимость в предоставлении жилого помещения отпадает, ответчик обязалась самостоятельно проинформировать администрацию о таких обстоятельствах в течение 30 дней со дня возникновения таких изменений. Ответчик 17.01.2023 приобрела еще одно жилое помещение, площадью 40,5 кв.м, что в совокупности, на каждого члена молодой семьи Мальцевой Е.С. приходилось больше учетной нормы, по факту право на получение социальной выплаты у ответчика было утрачено. Однако 13.02.2023 в нарушение пп «б» п.6 и п.33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, Мальцева Е.С. на состав семьи из 5 человек получила свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в сумме 1636236,00 рублей. 21.07.2023 Мальцева на основании договора купли-продажи приобрела квартиру, площадью 67,3 кв.м по адресу: <адрес>, использовав указанные средства социальной выплаты. В ходе контрольного мероприятия, проведенного Министерством строительства Хабаровского края, выявлен факт нарушений администрацией бюджетного законодательства, в 2023г. предоставлена социальная выплата в размере 1636236,00 рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета – 1375583,61 рублей, в отсутствие документов, подтверждающих признание молодой семьи Мальцевой Е.С. нуждающейся в жилом помещении. 14.05.2024 ответчику направлена претензия о добровольном возврате неосновательно полученной социальной выплаты, которая ответчиком оставлена без удовлетворения. Истец считает, что ответчик неосновательно обогатился, приобретя квартиру за счет средств социальной выплаты, полученной без правовых на то оснований, в связи с чем, обязана вернуть в бюджет городского поселения денежные средства в размере 1636236,00 рублей.

В судебном заседании представитель истца – администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края Конченко О.И. настаивала на удовлетворении исковых требований, ссылаясь на доводы указанные в иске.

Представитель истца Антощенко Е.К. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что работает в администрации городского поселения «Город Вяземский» в должности главного специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, транспорта, связи и социальной жилищной политики с 27.01.2023, список лиц на получение выплат, утвержденный министерством строительства, уже был сформирован на тот момент, Мальцева Е.С. состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и была в этом списке. На момент постановки на учет Мальцева нуждалась в улучшении жилищных условий, у нее была квартира 40,4 кв.м., состав семьи 5 человек, им необходимо было жилье не менее 50 кв.м., так как норма по г. Вяземский 10 кв.м. на человека. В свидетельство на получение сертификаты была вписана Мальцева, ее дети, и сумма выплаты. Мальцева предоставила третий пакет документов, когда был утвержден список претендентов на получение выплат с министерства строительства, этим пакетом документов претенденты также должны подтвердить свою нуждаемость, они пишут заявление о выдаче сертификата на получение свидетельства, Мальцева в своем заявлении не указала о том, что приобрела еще одно жилье, улучшив свои жилищные условия. Администрация, тоже проводит проверку нуждаемости граждан перед выдачей им сертификатов, она не отрицает, что документы о приобретении Мальцевой Е.С. еще одного жилья были в администрации на момент выдачи свидетельства, признает, что выдала Мальцевой свидетельство о праве на социальную выплату, однако правовые основания для получения указанной социальной выплаты у Мальцевой Е.С. отсутствовали.

Третье лицо - представитель Министерства строительства Хабаровского края Сахаровская Т.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без участия представителя, представила письменный отзыв, полагая удовлетворение иска на усмотрение суда.

Ответчик Мальцева Е.С., ее представитель Леликов В.О. с исковыми требованиями не согласились, в обоснование указывая, что в действиях ответчика отсутствует недобросовестность, на момент выдачи ответчику сертификата на покупку жилья истец был уведомлен о том, что Мальцева Е.С. улучшила жилищные условия – приобрела жилье для детей в долях, о чем уведомила администрацию, предоставила документы о приобретении жилья, истец проводил проверку, указанный факт подтвердился, несмотря на это истец выдал сертификат, полагают, вины в этом Мальцевой Е.С. нет, сертификат был реализован по целевому назначению, умышленных действий ответчика не установлено, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав стороны, заключение прокурора об удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая социальную выплату Мальцевой Е.С. неосновательным обогащением, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (пункт 1).

Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2).

В силу подпункта 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

Обязательство из неосновательного обогащения возникает при наличии определенных условий, которые составляют фактический состав, порождающий указанные правоотношения.

Условиями возникновения неосновательного обогащения являются следующие обстоятельства: имело место приобретение (сбережение) имущества, приобретение произведено за счет другого лица (за чужой счет), приобретение (сбережение) имущества не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, то есть произошло неосновательно. При этом указанные обстоятельства должны иметь место в совокупности.

Подпунктом 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Таким образом, названная норма Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению только в том случае, если передача денежных средств или иного имущества произведена добровольно и намеренно при отсутствии какой-либо обязанности со стороны передающего (дарение), либо с благотворительной целью.

В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащение произошло за счет истца и правовые основания для такого обогащения отсутствуют. В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, наличие правовых оснований для такого обогащения либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 55 (часть 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Во исполнение предписаний части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 г. N 1050 утвердило особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", приложением N 1 являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила).

Из пункта 1 Правил следует, что данные Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.

В соответствии с пунктом 2 Правил социальные выплаты используются, в том числе для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья); для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа (далее - жилищный кредит) на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи или строительство жилого дома; для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

Социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований молодым семьям, в том числе имеющим детей, носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище.

Правительство Российской Федерации, реализуя в рамках государственных программ возложенные на него полномочия, вправе устанавливать круг получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, ее размер, а также условия предоставления и использования.

Право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее соответственно - государственная программа, мероприятие) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой (п.3 Правил).

Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению N 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в мероприятии (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п.4 Правил).

Участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям, в том числе:

-молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (пп.б п.6);

-наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пп.в п.6).

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (п.7 Правил)

В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (п.7 Правил).

Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, количества членов молодой семьи - участницы мероприятия и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.13 Правил).

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия (п.17 Правил).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются исполнительным органом субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (п.25 Правил).

Орган местного самоуправления производит оформление свидетельств о праве на получение социальной выплаты и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, до 1 марта года предоставления субсидии (п.30 Правил).

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 31 настоящих Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 настоящих Правил.

Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей мероприятия, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и соответствующие документы (п.31 Правил).

В заявлении о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья дает письменное согласие на получение социальной выплаты в порядке и на условиях, которые установлены настоящими Правилами (п.32 Правил).

Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 31 настоящих Правил (п.33).

Действующее жилищное законодательство, закрепляя основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предусматривает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51 ЖК РФ), то есть при определении нуждаемости гражданина в жилом помещении принимается во внимание площадь жилого помещения, принадлежащего его члену семьи, при условии, если он проживает совместно с гражданином, нуждающимся в жилом помещении.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации городского поселения «Город Вяземский» от 22.10.2020 № 548 Мальцева Е.С. с семьей в составе 5 человек (Мальцева Е.С., ее дети: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11) была признана нуждающейся в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городском поселении «Город Вяземский» на 2016-2020 годы», на тот момент у Мальцевой Е.С. в собственности была квартира, площадью 40,4 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Заявление Мальцевой Е.С. было рассмотрено 23.11.2020 на заседании комиссии по вопросам предоставления безвозмездных социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, рассчитана расчетная (средняя) стоимость жилья с учетом размера социальной выплаты и денежных средств (сбережений молодой семьи); решением комиссии семья Мальцевой Е.С. включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в городском поселении «Город Вяземский» на 2016-2020 годы».

Постановлением администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края от 31.08.2020 № 449 утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей в городском поселении «Город Вяземский» на 2021-2025 годы), где в разделе 9 также указано, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности. Для участия в программе в целях использования социальной выплаты на приобретение жилья молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, в том числе документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении на день заключения договора приобретения жилья с использованием средств социальной выплаты. Основанием для отказа в признании молодой семьи участником программы является, в том числе несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным разделом 9 Программы.

В соответствии с действующим постановлением администрации городского поселения «Город Вяземский» от 17.03.2006 №24 установлена норма предоставления площади жилого помещения гражданам, состоящим на учете, нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде: одиноко проживающему гражданину - 18,0 кв.м общей площади; семье, состоящей из двух и более человек, - 14,0 кв.м общей площади на каждого человека. Установлена учетная норма площади жилого помещения при постановке на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в размере 10,0 кв.м и менее общей площади на одного человека.

Мальцева Е.С. при постановке на учет как молодая семья из 5 человек для участия в Программе была обоснованно признана нуждающейся в жилом помещении, в собственности у семьи находилось одно жилое помещение, площадью 40,4 кв.м.

Впоследствии Мальцева Е.С. была включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2023г., утверждённого Министерством строительства Хабаровского края.

На основании договора купли-продажи жилья от 16.01.2023 ответчик приобрела в общую долевую собственность ФИО11, ФИО10 квартиру, площадью 40,5 кв.м по адресу: ЕАО, <адрес>.

То есть, на момент получения социальной выплаты у Мальцевой Е.С. и членов ее семьи, признанных нуждающимся в улучшении жилищных условий, в собственности находились уже две квартиры (40,4 кв.м и 40,5 кв.м), уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, составлял 80,9 кв.м, то есть на каждого члена семьи приходилось более установленной учетной нормы площади жилья.

При этом, 02.02.2023 Мальцева Е.С. обратилась в администрацию с заявлением на выдачу свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, предусмотренных мероприятием по обеспечению жильем молодых семей.

13.02.2023 Мальцевой Е.С. на состав семьи 5 человек (ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11) выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения № ХК 134/23ф в размере 1636236,00 рублей.

Согласно платежному поручению № 838889 от 19.04.2023, администрацией городского поселения «Город Вяземский» было произведено перечисление единовременной социальной выплаты в размере 1636236,00 рублей для приобретения и строительства жилого помещения по программе «Молодая семья» на счет Мальцевой Е.С.

На основании договора купли-продажи от 21.07.2023 Мальцева Е.С. с использованием социальной выплаты в ипотеку приобрела жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес>, площадью 67,3 кв.м.

Контрольно-счетной палатой Хабаровского края проведена проверка на предмет законности и эффективности использования средств краевого бюджета в рамках реализации государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», выделенных бюджетам городских поселений, в том числе городскому поселению «Город Вяземский» в виде субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципального образования по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в 2023г.

Согласно отчету по результатам контрольного мероприятия от 05.07.2024 № 7, установлен факт ненадлежащей работы истца по проверке сведений, содержащихся в документах, представленных молодыми семьями для участия в реализации Мероприятия, администрацией городского поселения «Город Вяземский» допущено нецелевое использование бюджетных средств, установленных п.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно, в нарушение требований, предусмотренных пп «б» п.6 и п.33 Правил № 1050 в сумме 1636, 24 тыс. рублей (в том числе за счет средств краевого бюджета – 1375,58 тыс. рублей).

В соответствии с приказом Министерства финансов Хабаровского края от 25.07.2024 № 88П к администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края применена бюджетная мера принуждения в виде бесспорного взыскания суммы субсидии из краевого бюджета, использованной администрацией не по целевому назначению в объеме 1375583,61 рублей, которую истец на сегодняшний день исполнил в полном объеме, в связи с чем, обратился в суд с иском к Мальцевой Е.С. о взыскании суммы неосновательного обогащения, полученной ответчиком в виде социальной выплаты в размере 1636236,00 рублей (в том числе за счет средств краевого бюджета - 1375583,61 рублей) в отсутствие правовых оснований.

Таким образом, установлено, что Мальцева Е.С., несмотря на то, что предоставила сведения об улучшении своих жилищных условий, не снялась с учета нуждающейся в жилом помещении, получила свидетельство о праве на получение социальной выплаты, приобрела жилое помещение, используя, предоставленную ей социальную выплату, то есть ответчик без законных на то оснований приобрел имущество за счет истца, ответчику неосновательно была выплачена сумма социальной выплаты в размере 1636236,00 рублей.

В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае социальной выплаты на приобретение жилья без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и использовавшегося указанную выплату в отсутствие предусмотренных законом оснований, подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, как неосновательное обогащение.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд приходит к выводу, что у Мальцевой Е.С. отсутствовали правовые основания для использования спорных денежных средств, которые являются неосновательным обогащением, в связи с чем, подлежат взысканию в пользу истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края удовлетворить.

Взыскать с Мальцевой Елены Станиславовны в пользу администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края бюджетные средства в размере 1636236,00 рублей (один миллион шестьсот тридцать шесть тысяч двести тридцать шесть рублей 00 коп.).

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Вяземский районный суд.

Судья И.А. Логинова

Решение в окончательной форме изготовлено 14.11.2024

2-409/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация городского поселения "Город Вяземский"
Ответчики
Мальцева Елена Станиславовна
Другие
Лепиков Вадим Олегович
Антощенко Евгения Константивна
Министерство строительства Хабаровского края
Суд
Вяземский районный суд Хабаровского края
Дело на сайте суда
vyazemsky.hbr.sudrf.ru
11.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2024Передача материалов судье
15.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2024Подготовка дела (собеседование)
24.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Судебное заседание
08.10.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
29.10.2024Судебное заседание
31.10.2024Судебное заседание
14.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее