Дело № 33-5999/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 18 октября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Горбатовой Л.В.,
судей Титовой М.Г., Хрулевой Т.Е.,
при секретаре Ведениной А.Е.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Л.В.И. на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 25 июля 2017 года по гражданскому делу №2-366/2017 по иску Л.В.И. к муниципальному предприятию «Городская управляющая компания», Акционерному обществу «Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области», Комитету социальной защиты населения администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о взыскании компенсации платы за коммунальные услуги, компенсации морального вреда и штрафа,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Хрулевой Т.Е., объяснения Лившица, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
30.12.2016 Лившиц В.И. обратился в суд с иском к муниципальному предприятию «Городская управляющая компания» (далее- МП «ГУК»), акционерному обществу «Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области» (далее- АО «ЕИРЦ ЛО»), Комитету социальной защиты населения администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (далее- Комитет), в котором с учетом уточнений требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать незаконным невыплату ежемесячной денежной компенсации за коммунальные услуги в размере 2729,69 руб., взыскать с АО «ЕИРЦ ЛО» в пользу истца 2729, 69 руб., зачесть указанные денежные средства в счет исполнений решения об удовлетворении требований, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., неустойку в размере 2729,69 руб.; штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя в размере 1364,84 руб.
В обоснование исковых требований указал, что является инвалидом № группы и в соответствии со ст.17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 ему положена компенсация на оплату коммунальных услуг в размере 50% платы за коммунальные услуги, определяемых по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления. Однако истцу не компенсирована плата за жилье и коммунальные услуги в полном объеме, что является нарушением его жилищных прав.
Определением суда от 27.04.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное казенное учреждение Единый выплатной центр и Комитет социальной защиты Ленинградской области.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 25.07.2017 в удовлетворении исковых требований Лившицу В.И. отказано.
В апелляционной жалобе Лившиц В.И. просил решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением нормы материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу АО «ЕИРЦ ЛО» просило решение суда оставить без изменения, указывая на то, что Закон «О защите прав потребителей» к правоотношениям сторон не подлежит применению, недополученные суммы выплачиваются в последующих периодах и истцу выплачены.
Ответчики, третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, Судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела следует, что Лившиц В.И. является собственником отдельной квартиры площадью 63,5 кв.м расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец зарегистрирован и проживает в указанной квартире.
ДД.ММ.ГГГГ Лившицу В.И. установлена № группа инвалидности бессрочно (справка МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Судом первой инстанции установлено, что Лившиц В.И. состоит на учете в Комитете социальной защиты населения муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области по нескольким социальным категориям: пенсионер МО Ветеран труда (ст.22 ФЗ «О ветеранах»), Ветеран военной службы (ст.23 ФЗ «О ветеранах»), и инвалид № группы, получивший заболевание в период прохождения военной службы (ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).
Л.В.И. на основании его письменного заявления с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время предоставляются меры социальной поддержки в части назначения и выплаты месячной денежной компенсации (далее - ЕДК) на оплату жилищно-коммунальных услуг по категории «инвалид 2 группы».
Из расчета АО «ЕИРЦ ЛО» следует, что в период с апреля 2016 года по март 2017 года ежемесячная денежная компенсация производилась Л.В.И. не в полном объеме. Имели место недоплаты за капитальный ремонт, ГВС, отопление, канализацию. В марте 2017 года произведено доначисление за май 2016 г.-323,97 руб., за июль 2016 г.-146,17 руб., за август 2016 г.-146,17 руб., за сентябрь 2016г.-146,17 руб., за октябрь 2016 -73,08 руб., за ноябрь 2016-146,17 руб., за декабрь 2016-146,17 руб., за январь 2017-72,82руб., за февраль 2017- 145,64 руб., всего на сумму 1346,36 руб. Общая сумма недоплаты на апрель 2017 года составила 481 руб., необоснованно удержано 902,33 руб., долг перед абонентом 1383,33 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг производится за счет средств соответствующих бюджетов, в силу п.6.2 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.01.2016 № 7, невыплаченные суммы компенсации подлежат доплате в последующих периодах, на момент рассмотрения спора по существу, задолженности перед истцом не имеется, и пришел к выводу, что правоотношения сторон носят публично-правовой характер, а не гражданско-правовой, как это предусматривает Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" и оснований для удовлетворения иска не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда считает, что суд первой инстанции правильно разрешил спор, а доводы жалобы не подтверждают нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для пересмотра судебного решения в апелляционном порядке.
Согласно части 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые за содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.В соответствии со ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно разъяснениям в п.42 и п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» к мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Из приведенных положений следует, что предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, включая компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые, реализуя свои полномочия, вправе осуществлять правовое регулирование по данным вопросам, устанавливая порядок и условия предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
В Ленинградской области порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДК) отдельным категориям граждан утвержден Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.01.2016 № 7 «О единой системе расчета ежемесячных денежных компенсаций части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 2 мая 2007 года N 99 и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области».
Пункт 8.6 Положения предусматривает, что по вопросам определения размера ежемесячной денежной компенсации граждане обращаются в уполномоченную организацию. По вопросам выплаты ежемесячной денежной компенсации граждане обращаются в ГКУ Единый вычислительный центр (пункт 8.7).
При этом недополученные гражданами суммы ежемесячной денежной компенсации выплачиваются в последующих периодах (пункт 6.2).
Согласно приложению №2 названного Порядка по итогам конкурсного отбора, проводимого Комитетом по социальной защите населения Ленинградской области, подлежала определению уполномоченная организация на расчет размера ежемесячной денежной компенсации на территории Ленинградской области.
С 01 апреля 2016 года уполномоченной организацией выбрано АО "ЕИРЦ ЛО".
07.06.2016 между Комитетом по социальной защите населения Ленинградской области, Ленинградским областным государственным казенным учреждением «Единый выплатной центр» и АО «ЕИРЦ ЛО» заключено соглашение № 72, предметом которого является информационный обмен между сторонами для расчета ЕДК отдельным категориям граждан.
Из объяснений истца следует, что на 19.05.2017 недоплата в полном объеме погашена.
В данном деле установлено, что Лившиц В.И. относится к категории граждан, которым предоставляются меры социальной защиты, и материалами дела с достоверностью подтверждено, что в полном объеме и своевременно ему не выплачивалась ежемесячная денежная компенсация, о чем свидетельствует расчет АО «ЕИРЦ ЛО» и выплаты в марте-мае 2017 года.
Между тем на момент рассмотрения спора судом, задолженность перед истцом выплачена, следовательно, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении иска, так как признание незаконным недоплаты не влечет ни ее взыскание, в том числе как просит истец с зачетом в счет исполнения решения об удовлетворении исковых требований, поскольку установлен иной порядок получения недополученных сумм, ни взыскание штрафа по п.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», ни взыскания неустойки по ст.28 названного Закона, ни денежной компенсации морального вреда (ст.15 Закона).
Как правильно определил суд первой инстанции на правоотношения сторон по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не распространяется Закон РФ "О защите прав потребителей", так как названный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортёрами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), то есть между гражданами, имеющими намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и организациями независимо от организационно- правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В данном случае, государство приняло на себя обязательство по компенсации расходов на жилье и коммунальные услуги отдельных категорий граждан и Лившиц В.И. является получателем названных мер поддержки, что свидетельствует о публичной составляющей правоотношений и отсутствии договорных отношений, в том числе по возмездному оказанию услуг.
Доводы жалобы о том, что правоотношения по предоставлению государственных услуг регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей» основаны на неправильном толковании норм материального права.
Из материалов дела с очевидностью следует, что ответчик АО «ЕИРЦ» не производил начисление компенсации в полном объеме и своевременно, вследствие чего ежемесячно выплата компенсации Лившицу В.И. в полном объеме и своевременно не производилась.
Действительно, имевшее место нарушение нарушало имущественные права истца.
Однако, компенсация морального вреда в случае нарушения имущественных прав производится только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Статья 32 Федерального закона №181-ФЗ не предусматривает такой вид возмещения.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В данном деле нарушений личных неимущественных прав Лившица В.И. судом не установлено, а истцом не доказано, в связи с чем оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда в связи с нарушением неимущественных прав не имелось.
Суждения подателя жалобы о том, что суд лишил его возможности обратиться в суд в ином порядке (гл.25 ГПК РФ), не обоснованы, так как выводы суда о наличии публично-правового характера спора не препятствуют обращению в суд за защитой прав и законных интересов, в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства.
Жалоба Лившица В.И. не содержит доводов, опровергающих правильность принятого судом решения, суждения, высказанные в ней, направлены на иное толкование норм материального и процессуального права. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, в связи с чем обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.327, п.1 ст. 328, ст.329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 25 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.В.И. -без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: