Решение по делу № 33-2951/2019 от 01.07.2019

Председательствующий по делу                Дело №33-2951/2019

Судья Недзельский А.А.

(дело в суде первой инстанции №2-166/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Процкой Т.В.

судей Бирюковой Е.А., Кардаша В.В.

при секретаре Лопатиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 16 июля 2019 года гражданское дело по иску Пурбуевой С., (ФИО 1), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО 2), (ФИО 3) к администрации муниципального района «Ононский район», министерству финансов Забайкальского края, министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, о признании пострадавшим от природного пожара, установлении факта постоянного проживания в зоне чрезвычайной ситуации для получения мер социальной поддержки, признании права на получение компенсации за утраченное жилье, включении в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодном для проживания в соответствии с социальными нормами

по апелляционным жалобам представителя министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А., представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Королевой К.А.

на решение Ононского районного суда Забайкальского края от 7 июня 2019 года, которым постановлено:

исковые требования Пурбуевой С., (ФИО 1), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей (ФИО 2), (ФИО 3) удовлетворить.

Признать Пурбуеву С., (ФИО 1), несовершеннолетних детей (ФИО 2), (ФИО 3) пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившимся жилого помещения в результате природного пожара, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года.

Установить факт постоянного проживания Пурбуевой С. по адресу: <адрес>, общей площадью 41,2 кв.м.

Признать за Пурбуевой С., (ФИО 1), несовершеннолетними (ФИО 2) и (ФИО 3) право на предоставление мер социальной поддержки по предоставлению жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 №184 «Об утверждении Правил предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации».

Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить (ФИО 1) и членов её семьи (ФИО 2) (дочь), (ФИО 3) (сын), Пурбуеву С. (свекровь) в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края в апреле 2019 г., имеющих право на меры социальной поддержки и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами. Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия

установила:

Обращаясь в суд, Пурбуева С., (ФИО 1), действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО 2), (ФИО 3), ссылались на то, что в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей 19 апреля 2019 года в результате природных пожаров и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Ононсконо района, введен режим чрезвычайной ситуации. (ФИО 1) с детьми (ФИО 2), (ФИО 3), свекровью Пурбуевой С., мужем (ФИО 4) постоянно и совместно проживали до 2012 года в доме, расположенном по адресу: <адрес>. В 2012 году они переехали в <адрес>, так как детям необходимо было идти в школу и детский сад. В доме остались их вещи, они приезжали туда в отпуск и в праздничные дни. Пурбуева С. постоянно проживала в доме, приезжала в <адрес> лишь в зимний период, когда было холодно. В результате чрезвычайной ситуации дом сгорел. (ФИО 4) не претендует на включение в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами. Согласно техническому паспорту площадь утраченного жилого помещения составляла 60,7 кв.м. 20 апреля 2019 года (ФИО 1) обратилась с заявлением об оказании мер социальной поддержки, распоряжением министерства территориального развития Забайкальского края от 27 мая 2019 года истцам отказано во включении в указанный список, с чем они не согласны. Просили признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации; признать за ними право на получение компенсации за утраченное жилое помещение для приобретения или строительства жилья в соответствии с ФЗ-68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлением Правительства РФ №110 от 15 февраля 2014 года; обязать министерство территориального развития Забайкальского края включить их в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, на получение компенсации за утраченное жилое помещение на приобретение или постройку жилья; обратить решение суда к немедленному исполнению. Кроме того, Пурбуева С. дополнила требования, просила установить факт постоянного проживания в указанном жилом помещении (т. 1, л.д. 4-6, оборотная сторона л.д. 43).

Определением суда от 29 мая 2019 года к участию в деле привлечен прокурор Ононского района (т. 1, л.д. 1-3).

Судом постановлено приведенное выше решение (т. 1, л.д. 61-68).

7 июня 2019 года районным судом выданы исполнительные листы серия <данные изъяты> , серия <данные изъяты> по обозначенным требованиям (т. 1, л.д. 69-72).

В апелляционной жалобе представитель министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А. считает решение районного суда незаконным, принятым с нарушением норм материального права. Утраченное жилое помещение принадлежит (ФИО 1), ее супругу (ФИО 4), их детям (ФИО 2), (ФИО 3) на праве долевой собственности, по 1/4 доли у каждого. Также (ФИО 4) на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 48 кв.м, что не отражено в решении суда. Ссылаясь на статью 34 СК РФ, указывает, что правом на получение мер социальной поддержки обладают граждане, не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания. Перечень лиц, установленных Правилами предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, является исчерпывающим, и Пурбуева С., приходящаяся свекровью (ФИО 1), права на предоставление мер социальной поддержки не имеет, так как не является членом семьи (ФИО 1). Учитывая наличие иного жилого помещения, истцы право на получение мер социальной поддержки не имеют. В решении указано, что представитель министерства в отзыве на исковое заявление принятие решения оставляла на усмотрение суда, что не соответствует действительности. В отзыве на исковое заявление указывалось, что правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, просили в иске отказать. Просит решение районного суда отменить (т. 1, л.д. 78-80, 150-152).

В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Королева К.А. выражает несогласие с решением суда, считает его принятым с нарушением норм материального права. Судом не учтено, что в силу статьи 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации регионального характера является расходным обязательством Забайкальского края. Ссылается на пункт 6 Указа Президента РФ от 26 апреля 2019 года №198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края». Российская Федерация осуществляет софинансирование мероприятий. Предоставление субсидий из средств федерального бюджета, предусмотренных Правилами предоставления в 2019 году, субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на софинансирование реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, являвшихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, утраченных в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 мая 2019 года №593, осуществляется при обязательном наличии соответствующего нормативно-правового акта Забайкальского края, заключенного соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, наличия бюджетных ассигнований в бюджете Забайкальского края на исполнение расходного обязательства Забайкальского края в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии. Ссылается на пункт 2 Правил №593. Истцы не обладают правом на предоставление мер социальной поддержки. Согласно пункту 8 Правил №593 в случаях, если категории граждан, в отношении которых реализуются мероприятия, определены шире категорий, предусмотренных пунктом 4 Правил №593, финансирование мероприятий в части указанно превышения за счет средств федерального бюджета не допускается. Пурбуева С. не является собственником земельного участка и жилого помещения по указанному адресу. (ФИО 1) на момент чрезвычайной ситуации не была зарегистрирована в утраченном жилом помещении. Получение гражданином единовременной помощи само по себе не влечет включение гражданина в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров, финансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета. Государственная поддержка в форме финансирования может быть осуществлена за счет средств бюджета Забайкальского края. Просит решение районного суда отменить в части признания права на включение в список граждан, признанных пострадавшими, на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета (т. 2, л.д. 4-10).

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истцов (ФИО 1), (ФИО 2), (ФИО 3) – Пурбуева Н.Н. просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (т. 2, л.д. 38-40).

Также представитель министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А. обратилась в суд с заявлением о приостановлении исполнения решения суда, ссылаясь на то, что решение суда обжаловано в апелляционном порядке, исполнение судебного постановления приведет к затруднительности или невозможности поворота его исполнения в случае отмены. Просила приостановить исполнение решения суда (т. 1, л.д. 82, 154).

Определением судьи Забайкальского краевого суда от 3 июля 2019 года постановлено: заявление министерства территориального развития Забайкальского края о приостановлении исполнения решения суда удовлетворить. Приостановить исполнение решения Ононского районного суда Забайкальского края от 7 июня 2019 года по гражданскому делу по иску Пурбуевой С., (ФИО 1), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО 2), (ФИО 3) к администрации муниципального района «Ононский район», министерству финансов Забайкальского края, министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, о признании пострадавшими от природного пожара, установлении факта постоянного проживания в зоне чрезвычайной ситуации для получения мер социальной поддержки, признании права на получение компенсации за утраченное жилье, включении в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодном для проживания в соответствии с социальными нормами (т. 1, л.д. 123-125).

В суд апелляционной инстанции истец (ФИО 1), действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО 2), (ФИО 3), представители ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, министерства финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, администрации муниципального района «Ононский район», отдела образования администрации муниципального района «Ононскй район», управления Росреестра по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, прокурор не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Королева К.А. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав истца Пурбуеву С., представителя истцов (ФИО 1), (ФИО 2), (ФИО 3) – Пурбуеву Н.Н., представителя министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 19 апреля 2019 года №18 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с установлением сухой ветреной погоды и высокими среднесуточными температурами воздуха на большей части Забайкальского края, способствующими повышению класса горимости, а также большим количеством зарегистрированных пожаров постановлено ввести на территории Забайкальского края с 19 апреля 2019 года режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края и установить региональный уровень реагирования (пункт 1).

Границы зон чрезвычайной ситуации определить в пределах населенных пунктов согласно приложению к настоящему постановлению (пункт 4).

Постановлениями Губернатора Забайкальского края от 7 мая 2019 года №27, от 3 июня 2019 года №33 внесены изменения в приложение к постановлению Губернатора Забайкальского края от 19 апреля 2019 года №18 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации», в границы зоны чрезвычайной ситуации, связанной с пожарами, на территории муниципального района «Ононский район», в зону входит адрес: <адрес>.

Согласно подпункту «г» пункта 2 Указа Президента РФ от 26 апреля 2019 года №198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края» Правительству Российской Федерации до 15 июня 2019 г. решить вопрос о выделении из федерального бюджета средств на строительство нового жилья взамен утраченного и (или) на приобретение нового жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы исполнительной власти Забайкальского края и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Пунктом 2 постановления Правительства Забайкальского края от 4 мая 2019 года №180 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года №198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края» предусмотрено установить, что в целях осуществления выплат в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации пострадавшими в результате пожаров признаются граждане, а также члены их семей, включенные в установленном порядке уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности в списки граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Пунктом 4 постановления №180 предусмотрено, что факт постоянного проживания гражданина в населенном пункте, подвергшемся пожарам, подтверждается одним из следующих документов (сведениями):

1) справки, выданные органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, органами внутренних дел, образовательными и медицинскими организациями;

2) выписка из домовой книги;

3) документы, подтверждающие оказание медицинских, образовательных, социальных услуг и услуг почтовой связи;

4) показания не менее двух свидетелей, в том числе работников организаций почтовой связи, медицинских и социальных работников, сотрудников органов внутренних дел (при отсутствии документов, указанных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 8 мая 2019 года №184 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации.

Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившимся жилых помещений в результате природных пожаров, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года (пункт 1).

Согласно пункту 3 Правил №184 настоящие Правила предусматривают следующие меры социальной поддержки:

1) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, на приобретение жилого помещения (далее - социальные выплаты на приобретение жилых помещений);

2) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, на строительство жилых помещений (далее - социальные выплаты на строительство жилых помещений).

В соответствии с пунктом 4 Правил №184 право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации (далее - граждане):

1) являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания;

2) имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания;

3) не являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющие в собственности жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания.

К членам семьи гражданина относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители, усыновители этого гражданина и его внуки.

Меры социальной поддержки реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

Меры социальной поддержки предоставляются гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, в соответствии со списком граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, имеющих право на меры социальной поддержки, формируемым уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности (далее соответственно - Список, уполномоченный орган) (пункт 5 Правил №184).

Пунктами 6, 7 Правил №184 предусмотрено, что для включения гражданина и членов его семьи в Список гражданин представляет в уполномоченный орган следующие документы:

1) заявление о предоставлении мер социальной поддержки (далее - заявление). Способ предоставления мер социальной поддержки определяется гражданином, и в случае выбора предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения оформляется заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам, в случае предоставления социальной выплаты на строительство жилого помещения - по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам;

2) копии документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи;

3) копии документов, подтверждающих статус членов семьи гражданина;

4) копии документов, подтверждающих постоянную регистрацию по месту жительства, либо копия решения суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении (в отношении граждан, указанных в подпункте 3 пункта 4 настоящих Правил);

5) копии правоустанавливающих документов на утраченное жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Документы, указанные в подпунктах 2 - 5 настоящего пункта, представляются с одновременным представлением оригинала.

Копии документов после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы, после чего оригиналы возвращаются гражданину. Копии документов, удостоверенные нотариально или органом, их выдавшим, не требуют проверки их соответствия оригиналам.

В случае обращения представителя гражданина, действующего на основании доверенности, с заявлением и документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляются нотариально оформленная доверенность и копия документа, удостоверяющего личность указанного представителя.

Гражданам отказывается во включении в Список в случае несоответствия граждан категориям, указанным в пункте 4 настоящих Правил; непредставления документов, указанных в пунктах 6, 7 настоящих Правил (подпункты 1, 2 пункта 12 Правил №184).

Из материалов дела следует и судом установлено, что исходя из справок старшего инспектора ТОНД и ПР по Акшинскому, Кыринскому и Ононскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю подтвержден факт пожара, произошедшего 19 апреля 2019 года в <адрес>. В результате пожара жилой дом, надворные постройки, имущество (ФИО 1), (ФИО 2), (ФИО 3), Пурбуевой С. уничтожено огнем полностью, по адресу <адрес>. Факт пожара зарегистрирован в КРСП ТПНД Ононского района за от 19 апреля 2019 года (т. 1, л.д. 13-16).

Распоряжением министерства территориального развития Забайкальского края от 27 мая 2019 года на основании подпункта 1 пункта 12 Порядка (несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 Порядка), отказано (ФИО 1) с составом семьи ((ФИО 2) (дочь), (ФИО 3) (сын), Пурбуева С.) во включении в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (т. 1, л.д. 7).

27 мая 2019 года министерство территориального развития Забайкальского края направило в адрес (ФИО 1) за исх. уведомление об отказе во включении в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, в котором указало, что в соответствии с распоряжением министерства территориального развития Забайкальского края от 27 мая 2019 года (ФИО 1) с составом семьи ((ФИО 2) (дочь), (ФИО 3) (сын), Пурбуева С.) отказано во включении в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами на основании подпункта 1 пункта 12 Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 8 мая 2019 года №184 (несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 Порядка).

Согласно справке органов государственной регистрации, выданной по запросу Министерства, право собственности на утраченное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано на (ФИО 1), ее супруга (ФИО 4) и их детей. Кроме того, у (ФИО 4) в собственности имеется другое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 48 кв.м. Согласно статье 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

(ФИО 1) также не представлены документы, подтверждающие родственную связь с Пурбуевой С.

Отказ во включении в Список граждан может быть обжалован в соответствии с действующим законодательством.

Повторное обращение с заявлением о предоставлении жилого помещения в соответствии с Порядком допускается после устранения причин отказа (т. 1, л.д. 8-9).

(ФИО 1) с 14 октября 2014 года зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортом серия <данные изъяты> (л.д. 19).

В настоящее время (ФИО 1) <место работы> (т. 1, л.д. 202-203).

16 июня 2008 года (ФИО 4) и (ФИО 1) заключили брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака серия <данные изъяты> (л.д. 37).

Согласно адресной справке от 2 июля 2019 года (ФИО 4) с 14 октября 2014 года зарегистрирован по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 96).

(ФИО 4) и (ФИО 1) являются родителями (ФИО 2), <Дата> года рождения, и (ФИО 3), <Дата> рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серия <данные изъяты> и свидетельством о рождении серия <данные изъяты> соответственно (т. 1, л.д. 17, 18).

Согласно адресной справке от 2 июля 2019 года (ФИО 2) с 14 октября 2014 года зарегистрирована по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 96).

Согласно адресной справке от 2 июля 2019 года (ФИО 3) с 14 октября 2014 года зарегистрирован по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 96).

Пурбуева С. с 7 августа 1990 года зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортом серия <данные изъяты> (л.д. 20).

В соответствии со справкой администрации сельского поселения «Ималкинское» от 29 мая 2019 года Пурбуева С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 7 августа 1990 года. Задолженности по договорам аренды земли на 29 мая 2019 года не имеет. Налоги уплачены в полном объеме (л.д. 38).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия <данные изъяты> от 10 октября 2013 года, выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 6 июня 2019 года , выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 4 июля 2019 года , выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 4 июля 2019 года (ФИО 1) принадлежит:

на основании договора купли-продажи от 4 октября 2013 года 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1100 кв.м, вид разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, запись регистрации от 10 октября 2013 года ;

на основании договора купли-продажи от 4 октября 2013 года 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 41,2 кв.м, с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>, запись регистрации от 10 октября 2013 года (т. 1, л.д. 10, 53-54, 174, 177-179, 182-183).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия <данные изъяты> от 10 октября 2013 года, выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 6 июня 2019 года , выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 4 июля 2019 года , выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 4 июля 2019 года (ФИО 2) принадлежит:

на основании договора купли-продажи от 4 октября 2013 года 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1100 кв.м, вид разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, запись регистрации от 10 октября 2013 года ;

на основании договора купли-продажи от 4 октября 2013 года 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 41,2 кв.м, с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>, запись регистрации от 10 октября 2013 года (т. 1, л.д. 11, 51-52, 170, 177-179, 187-188).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия <данные изъяты> от 10 октября 2013 года, выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 6 июня 2019 года , выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 4 июля 2019 года , выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 4 июля 2019 года (ФИО 3) принадлежит:

на основании договора купли-продажи от 4 октября 2013 года 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1100 кв.м, вид разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, запись регистрации от 10 октября 2013 года ;

на основании договора купли-продажи от 4 октября 2013 года 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 41,2 кв.м, с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>, запись регистрации от 10 октября 2013 года (т. 1, л.д. 12, 49-50, 177-180, 189-190).

Также согласно указанным свидетельствам о государственной регистрации права серия <данные изъяты> , серия <данные изъяты> , серия <данные изъяты> от 10 октября 2013 года, выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 4 июля 2019 года , выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 4 июля 2019 года , выписке из ЕГРП от 04 июля 2019 года (ФИО 4) принадлежит:

на основании договора купли-продажи от 4 октября 2013 года 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1100 кв.м, вид разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, запись регистрации от 10 октября 2013 года ;

на основании договора купли-продажи от 4 октября 2013 года 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 41,2 кв.м, с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>, запись регистрации от 10 октября 2013 года ;

на основании договора купли-продажи земельного участка от 22 июля 2013 года на праве собственности земельный участок общей площадью 951 кв.м, вид разрешенного использования: для ведения коллективного садоводства и огородничества, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, запись регистрации от 12 августа 2013 года ;

на основании договора купли-продажи земельного участка от 22 июля 2013 года, декларации об объекте недвижимости от 24 февраля 2014 года на праве собственности жилой дом общей площадью 48 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, запись регистрации от 12 марта 2014 года (т. 1, л.д. 10-12, 172-173, 175, 177-179, 184-186).

При этом при указании сведений о субъектах права – (ФИО 1), (ФИО 2), (ФИО 3), (ФИО 4) в обозначенных свидетельствах о государственной регистрации права, выписках из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости указан адрес данных лиц: <адрес>.

Уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 6 июня 2019 года , от 4 июля 2019 года подтверждается, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Пурбуевой С. на объекты недвижимости на территории Забайкальского края по состоянию на 1 июня 2019 года и за период с 1 января 2019 года по 3 июля 2019 года соответственно (т. 1, л.д. 55, 171, 181).

В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 4 июля 2019 года жилой дом площадью 31 кв.м, год завершения строительства 2011, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей совместной собственности (ФИО 6), (ФИО 7), запись регистрации от 19 сентября 2014 года, (т. 1, л.д. 176)

Исходя из уведомлений КГБУ «ЗабГеоИнформЦентр» от 3 июля 2019 года , , об отсутствии информации в реестре объектов технического учета Пурбуева С., (ФИО 4), (ФИО 1) по данным Реестра объектов технического учета на территории Чернышевского и Ононского районов Забайкальского края зарегистрированных прав на объекты жилого назначения не имеют (т. 1, л.д. 160-162, 167-169).

Согласно выписке из реестра объектов технического учета КГБУ «ЗабГеоИнформЦентр» от 3 июля 2019 года в реестре объектов технического учета содержатся сведения на объект: квартира по адресу: <адрес>, вид права: собственность, правообладатель: (ФИО 5), основание: договор на передачу и продажу квартир в собственность граждан от 23 марта 1994 года, договор зарегистрирован в городской администрации 7 апреля 1994 года (т. 1, л.д. 156, 163).

Уведомлением КГБУ «ЗабГеоИнформЦентр» от 3 июля 2019 года об отсутствии в реестре объектов технического учета сведений о правах на объект подтверждается, что в реестре объектов технического учета нет данных на объект: индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>. Существующие аресты (запреты) и другие ограничения (обременения) оборота объекта: пожар (т. 1, л.д. 157, 164).

Уведомлением КГБУ «ЗабГеоИнформЦентр» от 3 июля 2019 года об отсутствии в реестре объектов технического учета сведений о правах на объект подтверждается, что в реестре объектов технического учета нет данных на объект: жилое помещение по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 158, 165).

Уведомлением КГБУ «ЗабГеоИнформЦентр» от 3 июля 2019 года об отсутствии в реестре объектов технического учета сведений о правах на объект подтверждается, что в реестре объектов технического учета нет данных на объект: жилое помещение по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 159, 166).

В соответствии со справкой администрации сельского поселения «Ималкинское» от 29 мая 2019 года Пурбуева С., зарегистрированная по месту жительства по адресу: <адрес>, по данным похозяйственного учета на 1 января 2019 года имеет личное подсобное хозяйство: КРС – 5 голов (т. 1, л.д. 39).

Согласно ответу администрации сельского поселения «Ималкинское» от 4 июля 2019 года на запрос суда апелляционной инстанции на момент введения чрезвычайной ситуации 19 апреля 2019 года на территории Забайкальского края лицевой счет хозяйства по адресу: <адрес> на имя (ФИО 1) в похозяйственной книге не значился (т. 1, л.д. 191).

Исходя из ответа ГБУ «Ононская станция по борьбе с болезнями животных» предоставленного администрацией сельского поселения «Ималкинское» от 4 июля 2019 года на запрос суда апелляционной инстанции, личное подсобное хозяйство (ФИО 1) по ветеринарно-профилактическим мероприятиям по адресу: <адрес> не обслуживалось, животные в данном ЛПХ не зарегистрированы.

Личное подсобное хозяйство Пурбуевой С. по адресу: <адрес>, по ветеринарно-профилактическим мероприятиям обслуживалось. Животные не пострадали от природного пожара (л.д. 192).

В соответствии со справкой (о регистрации по месту жительства) от 4 июля 2019 года , представленной суду апелляционной инстанции администрацией сельского поселения «Ималкинское», (ФИО 1) была зарегистрирована по адресу: <адрес>, дата регистрации 23 января 2009 года, дата снятия с регистрационного учета 27 апреля 2012 года. Основание: похозяйственные книги за 2007-2011 годы, 2012-2016 годы, карточка регистрации (л.д. 193).

Согласно ответу администрации сельского поселения «Ималкинское» от 4 июля 2019 года на запрос суда апелляционной инстанции с приложением:

выписки из похозяйственной книги , выданной администрацией сельского поселения «Ималкинское» на гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, записанного первым в похозяйственной книге: (ФИО 5), адрес хозяйства: <адрес>. Список членов хозяйства в 2012 году (всего) – 5 человек, (ФИО 5) записан первым, дата закрытия счета (снятия с регистрационного учета) 24 ноября 2012 года (в связи со смертью); Пурбуева С. – жена; (ФИО 1) – невестка, дата закрытия счета (снятия с регистрационного учета) 27 апреля 2012 года; (ФИО 2) – внучка, дата закрытия счета (снятия с регистрационного учета) 27 апреля 2012 года; (ФИО 3) – внук, дата закрытия счета (снятия с регистрационного учета) 27 апреля 2012 года. В 2013, 2014, 2015, 2016 годах список членов хозяйства (всего) – 1 человек;

выписки из похозяйственной книги , выданной администрацией сельского поселения «Ималкинское» на гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, записанного первым в похозяйственной книге: Пурбуева С., адрес хозяйства: <адрес>. Список членов хозяйства в 2017, 2018, 2019 годах (всего) – 1 человек, Пурбуева С. записана первой. Площадь земельных участков личного подсобного хозяйства, занятых посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями: количество земельных участков – 2; всего земли – 53,11, в том числе приусадебный земельный участок 0,11; земельная доля – 53; в собственности – 53; в пользовании – 0,11. По состоянию на 2019 год имеются сельскохозяйственные животные: КРС – 5, из них коровы – 2, телки до года – 1, бычки на выращивание и откорме – 2 (т. 1, л.д. 194-198).

Согласно справке заведующего ветеринарным участком с. Усть-Ималка Ононского района Забайкальского края от 3 июля 2019 года, представленной администрацией сельского поселения «Ималкинское» в ответ на запрос суда апелляционной инстанции, личное поголовье скота Пурбуевой С. обслуживалось по ветеринарно-профилактическим мероприятиям по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 199).

Согласно справке заведующего ветеринарным участком с. Усть-Ималка Ононского района Забайкальского края от 3 июля 2019 года, представленной администрацией сельского поселения «Ималкинское» в ответ на запрос суда апелляционной инстанции, по адресу: <адрес>, личное поголовье скота (ФИО 1) не обслуживалось, в наличии не имелось (т. 1, л.д. 200).

Допрошенные в суде первой инстанции свидетели (ФИО 8), (ФИО 9) дали показания о том, что Пурбуева С. постоянно проживала в <адрес>. (ФИО 1) с детьми приезжают в <адрес>, до 2012 года постоянно там проживали, затем уехали в <адрес> (т. 1, л.д. 40-45).

В соответствии с представленным суду апелляционной инстанции стороной истца уведомлением о включении в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, имеющих право на меры социальной поддержки, министерства территориального развития Забайкальского края от 11 июня 2019 года в адрес (ФИО 1), министерство уведомило (ФИО 1) о том, что в соответствии с распоряжением министерства от 10 июня 2019 года (ФИО 1) с составом семьи ((ФИО 2) (дочь), (ФИО 3) (сын), Пурбуева С. (свекровь) включены в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, имеющих право на меры социальной поддержки, и им будет предоставлена социальная выплата в размере 2100000 рублей на приобретение жилого помещения на территории городского округа «Город Чита» общей площадью 42 кв.м (т. 2, л.д. 41).

Рассматривая спор и удовлетворяя исковые требования истцов, суд первой инстанции исходил из того, что Пурбуева С. на момент пожара постоянно проживала по адресу: <адрес>, проживала как член семьи собственника жилого помещения и вселена в квартиру с его согласия. Иного жилья не имеет. Квартира находилась в собственности (ФИО 1), (ФИО 2), (ФИО 3), (ФИО 4), иного жилья или доли в жилом помещении, пригодных для проживания, истцы в собственности не имеют.

Судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части удовлетворения иска (ФИО 1), (ФИО 2), (ФИО 3) и находит доводы апелляционных жалоб в этой части заслуживающими внимания. В свою очередь решение суда в части удовлетворения иска Пурбуевой С. является законным и обоснованным.

Материалами дела подтверждается, что (ФИО 1) и (ФИО 4) имеют в общей совместной собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, которое приобретено ими в период брака, жилое помещение пригодно для проживания, поэтому право на получение мер социальной поддержки у (ФИО 1) не возникло.

Также (ФИО 1), (ФИО 2), (ФИО 3) не имеют постоянную регистрацию в утраченном жилом помещении по адресу: <адрес>, в данном жилом помещении не проживали с 2012 года, о чем также сами указывали, постоянно проживают по адресу: <адрес>, и что с достоверностью подтверждается материалами дела. Поэтому право на получение мер социальной поддержки у (ФИО 1), (ФИО 2), (ФИО 3) не возникло.

При таких условиях доводы возражений на апелляционную жалобу о том, что (ФИО 1) приобрела квартиру по адресу: <адрес>, с использованием средств материнского капитала, иного жилья в собственности не имеет, постоянно приезжала с детьми в указанное жилое помещение, помогала Пурбуевой С.; что (ФИО 2), (ФИО 3) иного жилья, кроме утраченного, не имеют, не могут быть приняты.

Также отклоняется то обстоятельство, что распоряжением министерства территориального развития Забайкальского края от 10 июня 2019 года (ФИО 1) с составом семьи ((ФИО 2) (дочь), (ФИО 3) (сын), Пурбуева С. (свекровь) включены в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, имеющих право на меры социальной поддержки, поскольку данное распоряжение принято после вынесения решения суда, которое обращено к немедленному исполнению.

В свою очередь материалами дела с достоверностью подтверждается, что Пурбуева С. на момент пожара постоянно проживала по адресу: <адрес>, зарегистрирована по данному адресу, вселена в жилое помещение как член семьи собственника – сына (ФИО 4), его супруги (ФИО 1) и внуков (ФИО 2), (ФИО 3), в собственности жилое помещение или долю в праве общей собственности на жилое помещение, пригодное для проживания, не имеет. Поэтому Пурбуева С. имеет право на получение мер социальной поддержки.

В этой связи доводы представителя министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А. в апелляционной жалобе о том, что перечень лиц, установленных Правилами предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, является исчерпывающим, и Пурбуева С., приходящаяся свекровью (ФИО 1), права на предоставление мер социальной поддержки не имеет, так как не является членом семьи (ФИО 1), подлежат отклонению. Вышеприведенные сведения о фактах подтверждают, что Пурбуева С. является членом семьи своего сына (ФИО 4), его супруги (ФИО 1) и внуков (ФИО 2), (ФИО 3).

Аргумент представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Королевой К.А. в апелляционной жалобе о том, что согласно пункту 8 Правил №593 в случаях, если категории граждан, в отношении которых реализуются мероприятия, определены шире категорий, предусмотренных пунктом 4 Правил №593, финансирование мероприятий в части указанного превышения за счет средств федерального бюджета не допускается, Пурбуева С. не является собственником земельного участка и жилого помещения по указанному адресу, отклоняются судебной коллегией.

Пурбуева С. относится к категории граждан, указанных в подпункте 3 пункта 4 Правил №184, поскольку не является на день введения режима чрезвычайной ситуации собственником утраченного жилого помещения, располагавшегося по адресу: <адрес>, но имеет постоянную регистрацию по месту жительства в утраченном жилом помещении, относится к членам семьи (ФИО 4), (ФИО 1), (ФИО 2), (ФИО 3), являющихся собственниками утраченного жилого помещения, и не имеет в собственности жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания. Следовательно, исковое заявление в части требований Пурбуевой С. является обоснованным.

Ссылка в апелляционной жалобе представителя министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А. на то, что в решении указано, что представитель министерства в отзыве на исковое заявление принятие решения оставляла на усмотрение суда, что не соответствует действительности, в отзыве на исковое заявление указывалось, что правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, просили в иске отказать, не может быть принята, поскольку изложенное свидетельствует о допущенной в решении суда описке, которая может быть исправлена в установленном процессуальным законом порядке.

Доводы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Королевой К.А. в апелляционной жалобе о том, что судом не учтено, что в силу статьи 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации регионального характера является расходным обязательством Забайкальского края; ссылка на пункт 6 Указа Президента РФ от 26 апреля 2019 года №198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края», аргументы о том, что Российская Федерация осуществляет софинансирование мероприятий; предоставление субсидий из средств федерального бюджета, предусмотренных Правилами предоставления в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на софинансирование реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, являвшихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, утраченных в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 мая 2019 года №593, осуществляется при обязательном наличии соответствующего нормативно-правового акта Забайкальского края, заключенного соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, наличия бюджетных ассигнований в бюджете Забайкальского края на исполнение расходного обязательства Забайкальского края в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии, ссылка на пункт 2 Правил №593; получение гражданином единовременной помощи само по себе не влечет включение гражданина в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров, финансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета; государственная поддержка в форме финансирования может быть осуществлена за счет средств бюджета Забайкальского края, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.

Согласно подпункту «г» пункта 2 Указа Президента РФ от 26 апреля 2019 года №198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края» Правительству Российской Федерации до 15 июня 2019 г. решить вопрос о выделении из федерального бюджета средств на строительство нового жилья взамен утраченного и (или) на приобретение нового жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы исполнительной власти Забайкальского края и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Пунктом 6 Указа предусмотрено, что Губернатору Забайкальского края, органам исполнительной власти Забайкальского края решить вопрос о выплате гражданам, пострадавшим от природных пожаров на территории Забайкальского края, в полном объеме денежных средств за счет средств бюджета Забайкальского края в соответствии с нормативными правовыми актами Забайкальского края.

Во исполнение Указа Правительством Забайкальского края от 4 мая 2019 года №180 принято постановление «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года №198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края».

Правительству Российской Федерации до 1 июня 2019 г. определить источники финансирования мероприятий, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящего Указа, и обеспечить оперативное доведение денежных средств до получателей (пункт 5 Указа).

Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2019 года №593 утверждены Правила предоставления в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на софинансирование реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, являвшихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, утраченных в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 г. (далее -Правила №593).

Согласно пункту 1 Правил №593 настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления в 2019 году субсидии из федерального бюджета за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджету Забайкальского края на софинансирование реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, являвшихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, утраченных в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 г., и (или) предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Забайкальского края на обеспечение жилыми помещениями указанных граждан (далее соответственно - утраченные жилые помещения, мероприятия, субсидия).

Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на софинансирование реализации мероприятий (пункт 2 Правил №593).

Порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Забайкальского края, передачи гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилых помещений, на софинансирование приобретения и (или) строительства которых предоставляется субсидия, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края (пункт 9 Правил №593).

Согласно пункту 10 Правил №593 субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:

а) наличие нормативного правового акта Забайкальского края, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;

б) наличие в бюджете Забайкальского края бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Забайкальского края, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии, с учетом обеспечения уровня софинансирования расходного обязательства бюджета Забайкальского края, связанного с реализацией мероприятий, за счет субсидии в размере 99 процентов;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение о предоставлении субсидии).

В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на софинансирование реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, являвшихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, утраченных в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 года №593, Правительство Забайкальского края постановлением от 8 мая 2019 года №184 утвердило Правила предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившимся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации (далее – Правила №184).

Пунктом 1 Правил №184 предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившимся жилых помещений в результате природных пожаров, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года (далее соответственно - меры социальной поддержки, чрезвычайная ситуация).

Меры социальной поддержки осуществляются за счет средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджету Забайкальского края на софинансирование мер социальной поддержки, а также средств краевого бюджета и средств резервного фонда Правительства Забайкальского края (Пункт 2 Правил №184).

Таким образом, приведенные нормативные правовые акты регламентируют источник финансирования указанных мер социальной поддержки за счет средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджету Забайкальского края на софинансирование мер социальной поддержки, а также средств краевого бюджета и средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.

Поэтому доводы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Королевой К.А. в апелляционной жалобе, сводящиеся к обоснованию позиции о том, что финансирование должно производиться лишь за счет средств бюджета Забайкальского края, не могут быть приняты.

При таких условиях решение районного суда подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований (ФИО 1), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей (ФИО 2), (ФИО 3). Надлежит принять в указанной части новое решение. В удовлетворении исковых требований (ФИО 1), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО 2), (ФИО 3), к администрации муниципального района «Ононский район», министерству финансов Забайкальского края, министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о признании (ФИО 1), (ФИО 2), (ФИО 3) пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившимся жилого помещения в результате природного пожара, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, признании за (ФИО 1) (ФИО 2), (ФИО 3) права на предоставление мер социальной поддержки по предоставлению жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 №184 «Об утверждении Правил предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации», возложении обязанности на Министерство территориального развития Забайкальского края включить (ФИО 1), (ФИО 2), (ФИО 3) в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края в апреле 2019 г., имеющих право на меры социальной поддержки и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами отказать. В остальной части решение суда следует оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А., представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Королевой К.А. – без удовлетворения.

Определением судьи Забайкальского краевого суда от 3 июля 2019 года заявление министерства территориального развития Забайкальского края о приостановлении исполнения решения суда удовлетворено, приостановлено исполнение решения Ононского районного суда Забайкальского края от 7 июня 2019 года.

Таким образом, в связи с разрешением дела в суде апелляционной инстанции приостановление исполнения решения Ононского районного суда Забайкальского края от 7 июня 2019 года на основании определения судьи Забайкальского краевого суда от 03 июля 2019 года следует отменить.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ононского районного суда Забайкальского края от 7 июня 2019 года отменить в части удовлетворения исковых требований (ФИО 1), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей (ФИО 2), (ФИО 3).

Принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований (ФИО 1), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО 2), (ФИО 3), к администрации муниципального района «Ононский район», министерству финансов Забайкальского края, министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, о признании (ФИО 1), (ФИО 2), (ФИО 3) пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившимся жилого помещения в результате природного пожара, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, признании за (ФИО 1), (ФИО 2), (ФИО 3) права на предоставление мер социальной поддержки по предоставлению жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 №184 «Об утверждении Правил предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации», возложении обязанности на Министерство территориального развития Забайкальского края включить (ФИО 1), (ФИО 2), (ФИО 3) в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края в апреле 2019 г., имеющих право на меры социальной поддержки и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А., представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Королевой К.А. – без удовлетворения.

Приостановление исполнения решения Ононского районного суда Забайкальского края от 7 июня 2019 года на основании определения судьи Забайкальского краевого суда от 03 июля 2019 года отменить.

Председательствующий:                Т.В.Процкая

Судьи:                            Е.А.Бирюкова

                                В.В.Кардаш

33-2951/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Пурбуева Сыгмыт
Информация скрыта
Пурбуева Любовь Сергеевна
Прокурор Ононского района
Ответчики
Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации
Администрация муниципального района Ононский район
Министерство территориального развития Забайкальского края
Министерство финансов Забайкальского края
Министерство финансов Российской Федерации
Другие
Прокурор Ононского района
Отдел образования администрации МР «ОНОНСКИЙ РАЙОН»
ГУ МЧС России по Забайкальскому краю
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Процкая Тамара Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
01.09.2020Передача дела судье
01.09.2020Судебное заседание
01.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2020Передано в экспедицию
16.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее