Дело №2-177/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Быстрый Исток 26 июля 2021 года
Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Вдовенко А.В.
при секретаре Рябининой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быстроистокского района Алтайского края, действующего в интересах Б.Н., к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Быстроистокская центральная районная больница» о взыскании задолженности по невыплаченной заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Быстроистокского района Алтайского края, действуя в интересах Б.Н., обратился в суд с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Быстроистокская центральная районная больница» (далее – КГБУЗ, КГБУЗ «Быстроистокская ЦРБ»), в котором просит взыскать задолженность по невыплаченной заработной плате – ежемесячной денежной выплаты за период с 01.01.2021 по 31.05.2021 в сумме 4 600 руб.
В обоснование требований указал, что в результате проведённой в КГБУЗ проверки соблюдения трудового законодательства было установлено, что работнику данного учреждения Б.Н., трудоустроенной на должность медицинской сестры, в период с 01.01.2021 по 31.05.2021 не была выплачена ежемесячная денежная выплата, предусмотренная Законом Алтайского края от 31.12.2004 №77-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», в общей сумме 4 600 руб.
На основании изложенного, прокурор, действуя в интересах Б.Н., просит суд взыскать с КГБУЗ «Быстроистокская ЦРБ» в пользу данного истца задолженность по невыплаченной заработной плате за период с 01.01.2021 по 31.05.2021 в общей сумме 4 600 руб.
В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Быстроистокского района Фатеева А.А. – заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить в полном объёме.
Истица Б.Н., будучи надлежаще извещённой, в судебное заседание не явилась, о причинах своей неявки суду не сообщила, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала.
Представитель ответчика КГБУЗ «Быстроистокская ЦРБ» – главный врач Хамрилов А.К., будучи надлежаще извещённым, в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть данное дело без своего участия, представил письменное заявление о признании заявленного иска, указав, что положения статей 35, 39 и 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ему разъяснены и понятны.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующего в деле процессуального истца, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 ГПК РФ, суд приходит к нижеследующим выводам.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.
В соответствии со ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (абз.1). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абз.2). Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации (абз.3).
Согласно пункту 6 Главы IV Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год» (утв. Решением Российской трёхстронней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол №13), системы оплаты труда (в т.ч. тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учётом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утверждённых Правительством РФ, и устанавливаются: а). в федеральных государственных учреждениях – соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; б). в государственных учреждениях субъектов РФ – соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в). в муниципальных учреждениях – соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.1 Закона Алтайского края от 31.12.2004 №77-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» (в редакции, действующей в период с 01.01.2021 по 31.05.2021, далее – Закон №77-ЗС), данный нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации определяет меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в краевых государственных и муниципальных учреждениях (организациях), финансируемых из краевого и местных бюджетов, и проживающих по месту жительства или по месту пребывания (за исключением имеющих документально подтвержденное место жительства в других субъектах Российской Федерации) в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Алтайского края. При этом, действие положений данного закона распространяется, помимо прочего, и на специалистов медицинских организаций.
Согласно ст.2 Закона №77-ЗС, отдельным категориям граждан, работающих в краевых государственных и муниципальных учреждениях (организациях), финансируемых из краевого и местных бюджетов, и проживающих по месту жительства или по месту пребывания в сельской местности, в т.ч. и в отношении специалистов медицинских организаций, предоставляется ежемесячная денежная выплата, размер которой устанавливается законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, порядок производства данной выплаты устанавливается Правительством Алтайского края.
Согласно пункта 2 Перечня должностей специалистов, работающих в краевых государственных и муниципальных учреждениях (организациях), финансовых из краевого и местных бюджетов, и проживающих в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа), имеющих право на получение мер социальной поддержки (утв. Постановлением администрации Алтайского края от 24.03.2005 №153 «О реализации закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года №77-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности») (далее – Перечень), специалистами учреждений (организаций) здравоохранения, имеющими право на получение выплаты, предусмотренной Законом №77-ЗС, являются: главный врач (директор, заведующий, начальник), заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения (структурного подразделения); врач-специалист, врач-интерн, врач-стажёр, зубной врач, провизор, провизор-технолог (включая старшего), провизор-аналитик (включая старшего), провизор-интерн, провизор-стажёр; инструктор: по лечебной физкультуре, по трудовой терапии, по гигиеническому воспитанию; медицинский регистратор, медицинский дезинфектор, медицинский статистик, медицинский технолог, медицинская сестра (включая главную и старшую), лаборант, рентгенолаборант; гигиенист стоматологический, зубной техник (включая старшего), инструктор-дезинфектор, акушерка (включая главную и старшую), фельдшер (включая главного и старшего), фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник); помощник: санитарного врача, врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, энтомолога; фармацевт (включая старшего), психолог, медицинский психолог, логопед, воспитатель (включая старшего), музыкальный руководитель, заведующий педагогической частью, библиотекарь, социальный работник.
В соответствии с п.2 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности (утв. Постановлением Правительства Алтайского края от 16.04.2018 №123, далее – Порядок), сельским специалистам, работающим в краевых государственных медицинских организациях, финансируемых из краевого бюджета, занятым на постоянной работе в одном или нескольких учреждениях (организациях) в должности, предусмотренной Перечнем, не менее 75 процентов нормы своего рабочего времени, ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается по месту работы.
Согласно п.5 Порядка, ежемесячная денежная выплата сельским специалистам, занимающих должности, предусмотренные Перечнем, назначается с месяца их поступления на работу.
При этом, пунктом 21 Порядка предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата, своевременно не полученная сельским специалистом по вине органов (организаций), предоставляющих её, выплачивается за истекший период без ограничения срока.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, Б.Н. состоит в должности медицинской сестры палатной (постовая) терапевтического отделения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), что также подтверждается и соответствующими записями из трудовой книжки на имя данного работника, а также трудовым договором, заключённым с истицей.
Согласно ст.8 Закона Алтайского края от 07.12.2020 №100-ЗС «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», с 01.01.2021 установлена ежемесячная денежная выплата в соответствии с Законом №77-ЗС в размере 920 руб.
Приказами главного врача КГБУЗ «Быстроистокская ЦРБ» от 11.01.2021, от 02.02.2021, от 04.03.2021, от 05.04.2021 и от 05.05.2021 за январь, февраль, март, апрель и май 2021 года работникам данного медучреждения была установлена вышеобозначенная компенсационная выплата в размере по 920 руб. ежемесячно, согласно прилагаемым спискам работников, в которые включён и истец.
Доказательств, подтверждающих произведение в пользу Б.Н. вышеобозначенной выплаты компенсационного характера за период января-мая 2021 года в сумме 4 600 руб., ответчиком на день рассмотрения дела по существу суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что положенная работнику Б.Н. ежемесячная выплата компенсационного характера, предусмотренная положениями Закона №77-ЗС, за период января-мая 2021 года работодателем – КГБУЗ «Быстроистокская ЦРБ» – не производилась, вследствие чего у ответчика перед истцом образовалась за указанный период задолженность по выплате заработной платы на общую сумму 4 600 руб.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
При этом, из подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца денежной суммы не подлежит удержанию налог на доходы физических лиц (НДФЛ), так как в силу пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьёй 224 данного Кодекса с учётом особенностей, предусмотренных статьёй 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, то сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.
В соответствии со ст.211 ГПК РФ, решение суда в части взыскания заработной платы, подлежит немедленному исполнению.
Согласно ст.ст.98, 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В связи с этим в бюджет муниципального образования «Быстроистокский район Алтайского края» подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой в соответствии с пп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по предъявленному требованию составляет 400 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Быстроистокская центральная районная больница» в пользу Б.Н. задолженность по невыплаченной заработной плате за период января-мая 2021 года в размере 4 600 руб.
Решение суда в части взыскания заработной платы обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Быстроистокская центральная районная больница» в доход бюджета муниципального образования «Быстроистокский район Алтайского края» государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Быстроистокский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28 июля 2021 года.
Председательствующий А.В. Вдовенко