Дело № 2-1497/2022 26 мая 2022 года
29RS0014-01-2022-000156-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Каркавцевой А.А.,
при секретаре судебного заседания Крыловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Сахарова В. В. к публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» об отмене приказа об отстранении работника от работы, акта об отсутствии подтверждающих документов и отстранении от работы, уведомления о необходимости сделать прививку, взыскании неполученного заработка за период отстранения от работы,
установил:
Сахаров В.В. обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад») об отмене приказа об отстранении от работы, акта об отсутствии подтверждающих документов и отстранении от работы, уведомления о необходимости сделать прививку, взыскании неполученного заработка за период отстранения от работы.
В обоснование иска указано, что с 28 декабря 2000 года истец трудоустроен в производственном отделении «Архангельские электрические сети» Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад», с 30 марта 2021 года работает в должности <***>. 21 декабря 2021 года работодателем составлен акт, из которого следовало, что Сахаров В.В. не предоставил сертификат о вакцинации, сертификат переболевшего, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний к проведению вакцинации или отсутствие коронавирусной инфекции. Суть данного акта истцу не разъяснялась. Уведомление о необходимости сделать прививку Сахаров В.В. не получал. Приказом от 21 декабря 2021 года <№> истец отстранен от работы без сохранения заработной платы в связи с непредоставлением документов, подтверждающих вакцинацию от новой коронавирусной инфекции.
Полагая действия работодателя незаконными, с учетом уточнения исковых требований истец просил отменить приказ <№> от 21 декабря 2021 года об отстранении от работы, отменить акт об отсутствии подтверждающих документов и отстранении от работы, отменить уведомление о необходимости сделать прививку от новой коронавирусной инфекции, взыскать с ответчика заработную плату за время незаконного отстранения от работы за период с 22 декабря 2021 года по 8 февраля 2022 года в размере 76 144 рубля 69 копеек.
В отзыве на исковое заявление представитель ПАО «Россети Северо-Запад» Тучнолобова С.Ю., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Полагала, что Сахаров В.В. был отстранен от работы на законных основаниях. При этом в связи с предоставлением работодателю справки о наличии медицинского отвода от профилактических прививок истец был допущен к работе 8 февраля 2022 года, приказ об отстранении ответчиком отменен.
Третье лицо Управление Роспотребнадзора по Архангельской области в отзыве на исковое заявление поддержало позицию ответчика.
В судебном заседании истец Сахаров В.В., его представитель Газизова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Тучнолобова С.Ю. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо Управление Роспотребнадзора по Архангельской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Сахаров В.В. работает в ПАО «Россети Северо-Запад» на основании трудового договора от 28 декабря 2000 года, в настоящее время занимает должность <***>.
27 октября 2021 года Сахарову В.В. предоставлено для ознакомления уведомление о том, что на основании постановления от 15 октября 2021 года № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям и о внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача по Архангельской области от 13.07.2021 № 8» ему как работнику организации в сфере энергетики необходимо пройти вакцинацию от COVID-19 однокомпонентной вакциной или первым компонентом двухкомпонентной до 8 ноября 2021 года, вторым компонентом вакцины – до 6 декабря 2021 года. Истцу предложено в срок до 8 ноября 2021 года предоставить в управление по работе с персоналом информацию о вакцинации первым компонентом вакцины или сертификат о вакцинации однокомпонентной вакциной либо в срок до 6 декабря 2021 года сертификат о вакцинации двухкомпонентной вакциной или справку о наличии медицинских противопоказаний к прививке. Также истец уведомлен о том, что в случае отказа от вакцинации он может быть отстранен от работы без сохранения заработной платы с 6 декабря 2021 года на основании абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
О факте предоставления истцу указанного уведомления для ознакомления свидетельствует подпись Сахарова В.В. на данном документе.
21 декабря 2021 года работниками ПАО «Россети Северо-Запад» <***> составлен акт о том, что Сахаров В.В. не предоставил работодателю сертификат о вакцинации, сертификат переболевшего, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний к проведению вакцинации, письменный отказ от вакцинации против новой коронавирусной инфекции. В акте также сделан вывод о наличии оснований для отстранения Сахарова В.В. от работы с 22 декабря 2021 года.
21 декабря 2021 года работодателем издан приказ <№>, на основании которого Сахаров В.В. отстранен от работы с 22 декабря 2021 года без сохранения заработной платы в связи с непредоставлением сертификата о вакцинации, сертификата переболевшего, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний к проведению вакцинации против новой коронавирусной инфекции.
8 февраля 2022 года Сахаров В.В. обратился к работодателю с заявлением, в котором просил допустить его к работе. С заявлением была представлена справка о медотводе от профилактических прививок от 7 февраля 2022 года. На основании данных документов приказом <№> от 8 февраля 2022 года отменено действие приказа <№> от 21 декабря 2021 года, Сахаров В.В. допущен к работе с 8 февраля 2022 года.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ).
Абзацем третьим пункта 2 статьи 51 Закона № 52-ФЗ Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации предоставлены полномочия принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Нормы Закона № 52-ФЗ, предусматривая требования к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, имеют общий характер и регулируют отношения, в том числе связанные с предупреждением возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 Закона № 52-ФЗ).
В силу статей 10, 11 Закона № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66) коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (код заболевания по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - B 34.2), отнесена к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в редакции от 2 июля 2021 года) (далее – Закон № 157-ФЗ).
В соответствии с абзацем восьмым пункта 1 статьи 5 Закона № 157-ФЗ граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок, но при этом в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 5 указанного Федерального закона отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме таких граждан на работы или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В соответствии с требованиями статьи 10 Закона № 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемическим показателям» (действовавшим на дату отстранения от работы истца) включена профилактическая прививка по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, обязательной вакцинации подлежат, в том числе работники организаций энергетики, которые отнесены к приоритету 2-го уровня вакцинации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Архангельской области от 15 октября 2021 года № 12 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям и о внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача по Архангельской области от 13.07.2021 № 8» предписано осуществить обязательное проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Архангельской области, в том числе работникам организаций энергетики.
Этим же постановлением определены сроки вакцинации: до 8 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок работникам первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 6 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, в случае выявления в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из совокупного толкования выше указанных норм законодательства следует, что в связи с включением в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям профилактической прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и вынесенными Главным государственным санитарным врачом по Архангельской области постановлениями № 8 и № 12 вакцинация для работников организаций энергетики является обязательной. Отсутствие профилактической прививки (при отсутствии медицинских противопоказаний) является основанием для отстранения работника от работы.
Документального подтверждения прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции либо наличия медицинских противопоказаний для такой прививки на дату отстранения от работы 21 декабря 2021 года истцом работодателю представлено не было. Справка о наличии медотвода передана Сахаровым В.В. ответчику только 8 февраля 2022 года, после чего истец был незамедлительно допущен к работе.
Вопреки доводам истца, учитывая, что в действующих в спорный период нормативных правовых актах, приведенных выше, определен перечень работников, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в который включены работники организаций энергетики, независимо от занимаемой должности, действия ответчика, отстранившего истца от работы в связи с отказом последнего от вакцинации, являются законными и не противоречат трудовому законодательству.
Отстранение истца от работы проведено работодателем с соблюдением требований трудового законодательства, работник был заблаговременно уведомлен о необходимости вакцинации и перечне документов, которые следует предоставить.
Суд также учитывает, что на дату рассмотрения дела приказ <№> от 21 декабря 2021 года об отстранении Сахарова В.В. от работы отменен, в настоящее время прав и законных интересов истца нарушать не может.
В акте от 21 декабря 2021 года лишь зафиксирован факт непредоставления Сахаровым В.В. документов и в связи с этим сделан вывод о наличии оснований для отстранения от работы. То обстоятельство, что указанные в акте документы действительно не передавались работодателю, истец не оспаривал. Сам акт не являлся основанием для отстранения истца от работы, истец был отстранен приказом <№> от 21 декабря 2021 года. Таким образом, указанный акт ни на дату его составления, ни на сегодняшний день не нарушает права истца.
Уведомление от 27 октября 2021 года распорядительным актом не является. В нем до сведения истца была доведена информация о необходимости вакцинации, ее основаниях и возможных последствиях непредоставления документов о вакцинации или медотводе. Отмена этого уведомления к восстановлению трудовых прав Сахарова В.В. не приведет и не является способом защиты права.
Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Сахарова В.В. к ПАО «Россети Северо-Запад» об отмене приказа об отстранении от работы, акта об отсутствии подтверждающих документов и отстранении от работы, уведомления о необходимости сделать прививку.
Поскольку доводы истца о незаконности отстранения его от работы не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела, установленные статьей 234 ТК РФ правовые основания для взыскания с ответчика в пользу Сахарова В.В. заработка за период с 22 декабря 2021 года по 8 февраля 2022 года также отсутствуют.
Более того, периоды с 22 декабря 2021 года по 30 декабря 2021 года и с 6 января 2022 года по 7 февраля 2022 года являлись периодами временной нетрудоспособности истца, за которые Сахаров В.В. не лишен права получить пособие в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Таким образом, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Сахарова В. В. к публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» об отмене приказа об отстранении работника от работы, акта об отсутствии подтверждающих документов и отстранении от работы, уведомления о необходимости сделать прививку, взыскании неполученного заработка за период отстранения от работы – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Каркавцева
Мотивированное решение изготовлено 2 июня 2022 года.
Председательствующий А.А. Каркавцева