Решение по делу № 2-308/2021 от 01.04.2021

№ 2-308/2021

УИД: 61RS0034-01-2021-000394-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«23» июня 2021 года                         п. Зимовники

Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Хазовой В.Н.,

при секретаре Дроздовой И.В.

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Бозоева В.П.,

ответчика- главы Администрации Глубочанского сельского поселения Беседина Э.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Зимовниковского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Глубочанского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, третье лица Администрация Зимовниковского района Ростовской области, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, о ликвидации несанкционированной свалки,

установил:

Прокурор Зимовниковского района Ростовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию Глубочанского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположенном <адрес> в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Прокуратурой района в соответствии с приказом прокурора Ростовской области от 22.08.2014 № 110 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования» проведена проверка исполнения администрацией поселения требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в сфере отходов производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположенном <адрес> расположена несанкционированная свалка отходов различных твердых видов (бытовые отходы, строительный мусор, отработанные автомобильные шины, срезы ветвей деревьев и кустарников, битое стекло, пластиковые и стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты, навоз и другое). Указанный земельный участок с 2007 г. находится в собственности администрации Глубочанского сельского поселения.

В связи с наличием указанной несанкционированной свалки прокуратурой района 04.06.2020 главе администрации Глубочанского поселения вносилось представление об устранении нарушений закона. Таким образом, бремя ликвидировать указанную несанкционированную свалку в силу закона возложено на администрацию Глубочанского сельского поселения, как на собственника земельного участка на котором она размещена, а также в силу того, что собственников указанных отходов, размещенных на территории соответствующего муниципального образования, установить невозможно. Несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории Глубочанского сельского поселения Зимовниковского района, которое в силу приведенных выше положений законодательства, несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на этот участок.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, в обоснование которых дал подробные пояснения.

Ответчик, глава поселения Беседин Э.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, в опровержение доводов истца предоставил письменные возражения (61-66).

Третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила (л.д.90).

Третье лицо Администрация Зимовниковского района Ростовской области в судебное заседание не явилась, первый заместитель главы района Парахин С.А. обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие, представил возражения о несогласии с требованиями истца (л.д. 60,55).

Выслушав представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу ч.1 ст. 45 ГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Указанное исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в результате не исполнения законодательства требований законодательства в сфере обращения с отходами потребления и санитарно-эпидемиологическом благополучии и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п.1 ч.1 ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов подразумевается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В силу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъекта Российской Федерации относится, в т.ч., организация деятельности по накоплению, в т.ч. раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).

Таким образом, исходя из трактования норм федерального законодательства в области обращения с ТКО, за органом исполнительной власти субъекта закреплено нормативное, техническое регулирование, методическое обеспечение, реализация необходимых разрешительных, контрольных действий.

Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасны для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной прокуратурой Зимовниковского района Ростовской области проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в районе земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенном <адрес>, обнаружена свалка отходов производства и потребления.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Указанный земельный участок с ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности администрации Глубочанского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, который и является надлежащим ответчиком по делу, поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Глубочанского сельского поселения. Земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Международный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 года № 607-ст являются несанкционированными свалками отходов. Пункт 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В пункте 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается, твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки).

Согласно пункту 18 раздела 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 № 641» собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 130 Конституции РФ).

Органы местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местно самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий реализацию указанной конституционной нормы на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов.

Таким образом, бремя ликвидировать указанную несанкционированную свалку в силу закона возложено на администрацию сельского поселения, как на собственника земельного участка.

В силу ч.2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие и связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет местных бюджетов.

Таким образом, в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия.

Доводы ответчика о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена и на орган государственной власти субъекта РФ в лице соответствующего министерства, являются неубедительными.

Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, не включена ни в Госпрограмму № 638, ни в подпрограмму «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области».

Таким образом, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора Зимовниковского района Ростовской области, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора Зимовниковского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Глубочанского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области, третье лица Администрация Зимовниковского района Ростовской области, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, о ликвидации несанкционированной свалки - удовлетворить.

Обязать администрацию Глубочанского сельского поселения ликвидировать несанкционированные свалку, на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположенном <адрес> в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья                                   В.Н. Хазова

Решение изготовлено в окончательной форме 28 июня 2021 года

2-308/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Зимовниковского района Ростовской области
Ответчики
Администрация Глубочанского сельского поселения
Другие
Администрация Зимовниковского района РО
Министерство природных ресурсов и экологии РО
Суд
Зимовниковский районный суд Ростовской области
Судья
Хазова В.Н.
Дело на сайте суда
zimovnikovsky.ros.sudrf.ru
01.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2021Передача материалов судье
02.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2021Подготовка дела (собеседование)
22.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Судебное заседание
23.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее