Решение по делу № 3а-385/2020 от 27.12.2019

Дело № 3а-385/2020    

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

4 февраля 2020 года     г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Еремеевой С.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецовой Людмилы Павловны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в виде установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецова Л.П. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края, ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **937, **:191 равной их рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости и является необоснованно завышенной, что нарушает законные интересы истца.

Административный истец Кузнецова Л.П., представитель административного истца К1. извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административные ответчики Правительство Пермского края, ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представлены отзывы по административному исковому заявлению в письменном виде.

Заинтересованные лица Управление Росреестра по Пермскому краю, администрация города Соликамска извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителей не направили, отзывы представлены в письменном виде.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются названным Федеральным законом.

Пунктами 1 и 4 части 5 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кузнецова Л.П. является собственником земельных участков, с кадастровыми номерами **937, **191.

Кузнецова Л.П., являясь собственником указанных земельных участков, вправе поставить вопрос об оспаривании их кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **191, утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края», определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 01 января 2013 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **937, определена актом ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю от 25 мая 2017 года в размере 12 724 375.05 рублей по состоянию на 25 мая 2017 года.

Административным истцом представлены в суд отчеты № 6/О-19 от 18 декабря 2019 года, № 6.1/О-19 от 29 ноября 2019 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленные оценщиком К2.

В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **191 составляет 1 298 288 рублей, земельного участка с кадастровым номером **937 составляет 3 986 272 рублей. Оценщик К2., проводившая оценку, включена в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков». Гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована.

Представленные отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).

Описание объектов оценки дает однозначное представление о них. В отчетах присутствует описание последовательности определения стоимости объекта оценки, выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчетов, при установлении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам (по элементам сравнения местоположение, площадь, дата предложения, разрешенное использование). Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы, подробно изложены в отчете.

В качестве объектов сравнения использованы данные о сделках, о предложениях купли-продажи трех земельных участков, расположенных в Пермском крае, информация о которых получена из каталогов базы данных Пермской мультилистинговой системы, Управления Росреестра, domofond.ru, ruads.ru. Источники информации приложены к отчету. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемого земельного участка.

Согласно отчетам об оценке аналоги сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объекта оценки, оценщиком применены корректировки (на передаваемые имущественные права, скидка на торг, на местоположение, на площадь).

Суд считает, что при подготовке отчетов использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности.

Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиками не представлено.

Доводы, изложенные в представленных административными ответчиками, заинтересованными лицами отзывах, позицию заявителя и представленные им документы не опровергают.

Поскольку по истечении пятилетнего срока со дня определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости затрагивают интересы административного истца, суд приходит к выводу, что срок для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению (абзац четвертый пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

С учетом изложенного, заявленные Кузнецовой Л.П. требования подлежат удовлетворению, кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **937, **191 следует установить равной их рыночной стоимости на основании отчетов об оценке представленных административным истцом.

Материалами дела подтверждаются обстоятельства обращения Кузнецовой Л.П. с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков в суд 27 декабря 2019 года.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Кузнецовой Людмилы Павловны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером **937, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: бытовое обслуживание, площадью 4845 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3 986 272 рублей по состоянию на 25 мая 2017 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером **191, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания одноэтажного нежилого здания ремонтно-механических мастерских, площадью 5598 кв.м, расположенного по адресу: **** равной его рыночной стоимости в размере 1 298 288 рублей по состоянию на 1 января 2013 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 27 декабря 2019 года.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения.

    Решение суда не вступило в законную силу.

Судья /подпись/

3а-385/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецова Людмила Павловна
Ответчики
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
Правительство Пермского края
Другие
Администрация г. Соликамска
Клименко Елена Владимировна
Управление Росреестра по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
27.12.2019Регистрация административного искового заявления
30.12.2019Передача материалов судье
09.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2020Судебное заседание
04.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее