Дело №2-3610/2020
50RS0036-01-2020-004278-79
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 декабря 2020 г.
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Архиповой Л.Н.,
с участием прокурора Макаревич Л.Н.,
при помощнике судьи Линейцевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России к Марковой Наталье Константиновне, Марковой Анне Игоревне о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, по встречному иску Марковой Натальи Константиновны к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма,
установил:
ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России обратились в суд к Марковой Н.К. и Марковой А.И. о выселении, признании утратившими право пользования и снятии с регистрационного учета из жилого помещения по адресу: <адрес>-1, <адрес>. В обоснование иска указано, что <дата> на основании ордера № жилое помещение по адресу: <адрес>-1, <адрес> было предоставлено Крук А.П. на период прохождения военной службы. Решением Исполкома Пушкинского городского Совета депутатов от <дата> № квартира отнесена к служебному фонду. Маркова Н.К. была вселена в квартиру в качестве в качестве члена семьи нанимателя Крук А.П., брак с которым расторгнут в 2008г. Наниматель Крук А.П. из жилого помещения выехал, снявшись с регистрационного учета, в квартире зарегистрированы и проживают бывшая супруга Маркова Н.К. и её дочь Маркова А.И. Спорное жилое помещение находится в оперативном управлении ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, что подтверждается приказом директора департамента имущественных отношений МО РФ от <дата> №.
Маркова Н.К. заявила встречный иск к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России о признании за Марковой Н.К. и Марковой А.И. права пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма и обязании заключить договор социального найма данного жилого помещения. В обоснование иска ссылалась на то, что в 2005 году она вселилась в спорную квартиру как член семьи нанимателя Крука А.П., с которым состояла в браке с 2005 г. по 2008г. В настоящее время в квартире постоянно проживают и зарегистрированы она и ее дочь Маркова А.И. Регистрация по месту жительства произведена <дата>. Более 14-лет они проживают в квартире, другого жилого помещения не имеют. При обращении в администрации г.<адрес> с заявлением о заключении договора социального найма, был получен ответ о том, что квартира в реестре муниципальной собственности не числится, имеет статус служебной. Согласно постановлению Верховного Совета РФ от <дата> «О разграничении государственной собственности в РФ» объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. Спорная квартира решением Исполнительного комитета Пушкинского городского совета депутатов от <дата> отнесена к служебной для войсковой части 20007, в/ч 20007 реорганизована, и спорная квартира относится к муниципальной собственности в силу закона.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности иск поддержала. Против удовлетворения встречного иска возражала, пояснила, что документов о передаче спорного жилого помещения в муниципальную собственность Марковой Н.К. не представлено. Из ответа администрации <адрес> на обращение Макаровой Н.К. о заключении договора социального найма следует, что квартира в реестре муниципальной собственности не числится, имеет статус служебной. Приказом диктора Департамента имущественных отношений МО от <дата> жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений». Решением исполнительного комитета Пушкинского городского совета депутатов от <дата> жилое помещении утверждено в качестве служебного.
Представитель ответчика Марковой Н.К. по доверенности против удовлетворения иска ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России возражал. Встречный иск поддержал, пояснил, что спорное жилье не является служебным в силу закона, поскольку на основании постановления верховного совета РФ от 1991 года о разграничении госсобственности, объекты в независимости от того, на чьем балансе они находятся должны быть переданы в муниципальную собственность. Порядок отнесения спорного жилого помещения к служебному не был соблюден, статус служебного спорному жилому помещению не был присвоен, право собственности не зарегистрировано, также спорное жилое помещение не зарегистрировано в качестве служебного, договор найма служебного помещения с Макаровой Н.К. не заключался.
На вопрос суда ответчик Маркова Н.К. пояснила, что в спорной квартире проживает с 2005 года, вступила в брак с Крук А.П. в 2005 году, в спорной квартире совместно с Круком А.П. проживали почти четыре года. В настоящий момент Крук А.П. проживает также в Софрино-1 со своей первой семьей. С иском не согласна, другого жилья у неё нет. Регистрацию по адресу спорной квартиры она получала на основании решения суда, проживает в квартире на законных основаниях. Встречный иск поддержала.
Истец Маркова А.И. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, доверяет представлять её интересы матери Марковой Н.К. (л.д.41).
Помощник Пушкинского городского прокурора Макаревич Л.Н. полагала, что первоначальный иск о признании ответчиков утратившими права пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета подлежит удовлетворению, встречный иск Марковой Н.К. о признании права пользования квартирой на условиях договора социального найма удовлетворению не подлежит. Спорная квартира является служебной на основании решения исполнительного комитета Пушкинского городского Совета депутатов от <дата> №, в муниципальную собственность не передавалась. Макарова Н.К. была вселена в спорную квартиру как член семьи военнослужащего Крук А.П., брак с которым расторгнут <дата>. Крук А.П. снялся с регистрационного учета и выехал из квартиры. В силу закона за бывшим членом семьи не сохраняется право пользования служебной квартирой. Решение исполнительного комитета от <дата> и ордер <дата> не оспаривались, лицевой счет оформлен на квартиру как на служебную, на основании изложенного есть все основания для удовлетворения иска ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, проверив материалы дела, находит исковые требования ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Пушкинского городского совета народных депутатов от <дата> № утверждена служебная жилая площадь для войсковой части 20007 в домах, принадлежащих войсковой части, в том числе <адрес> по адресу: <адрес>-1, <адрес> (л.д.17).
На основании ордера от <дата> № Круку А.П. на период прохождения военной службы было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>-1 <адрес> составе семьи жены Крук Г.Н. (л.д.26).
Из поквартирной карточки на спорное жилое помещение следует, что Крук А.П. в составе семьи - жена Крук Г.Н. и двое детей вселены в квартиру в 1990 г., члены семьи были сняты с регистрационного учета в 2005г., Крук А.П. - в 2009г.
Ответчики Маркова Н.К. и Маркова А.И. зарегистрированы в спорной квартире <дата> в качестве членов семьи Крука А.П. (л.д.21).
Брак между Круком А.П. и ответчиком Марковой Н.К. прекращен <дата> (л.д.49).
Согласно выписке из домовой книги в жилом помещении по адресу: <адрес>-1 <адрес> зарегистрированы Маркова А.И. и Маркова Н.К. с <дата> (л.д.20).
Приказом департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от <дата> № право оперативного управления на <адрес> по адресу: <адрес>-1 <адрес> закреплено за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (л.д.15-16).
<дата> в адрес Марковой Н.К. было направлено требование об освобождении специализированного жилого помещения по адресу: <адрес>-1 <адрес> срок до <дата> (л.д.18).
Лицевой счет <адрес> открыт на имя Марковой Н.К., вид жилья – служебное (л.д.22).
Решением Пушкинского городского суда от <дата> удовлетворен иск Марковой Н.К. к войсковой части 75777 об изменении договора найма <адрес> и включении в договор найма в качестве члена семьи нанимателя Маркову Н.К. и Маркову А.И. (л.д.69-70). В обоснование иска Маркова Н.К. ссылалась на то, что войсковая часть 75777 отказала ей в регистрации по месту жительства в квартире по месту жительства мужа Крака А.П., поскольку <адрес>-1 находится на территории закрытого военного городка и вселение в него граждан, не имеющих отношения к министерству обороны не допускается.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Из изложенного следует, что служебные жилые помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя определенных обязанностей (работы, службы и т.п.). При этом служебные жилые помещения должны находиться только в государственном или муниципальном жилищном фонде (ч.2 ст. 92 ЖК РФ).
Частью 1 ст.99 ЖК РФ установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений (ч. 1 ст. 103 ЖК РФ).
Таким образом, исходя из указанных норм материального права, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение на период трудовых отношений, не приобретают самостоятельного права лица, которое получило служебное жилое помещение.
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации № от <дата> в целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно», а также Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации № от <дата>, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций. Данный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № от <дата> «Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», за 1-м отделом Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1-й отдел) закреплена территория субъектов Российской Федерации - Москва и <адрес>.
1-й отдел является территориально обособленным подразделением Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и относится к специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения, в том числе предоставление служебных жилых помещений при наличии оснований.
Задачами и функциям 1 -го отдела является, в том числе принятие всех необходимых мер для фактического освобождения жилых помещений, в том числе, в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования.
Согласно пункта «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Р. Ф. как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества.
В силу ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 214, 215 ГК РФ и п. 12 ст. 1 Федерального закона от <дата> № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указа Президента РФ от <дата> № «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Как указано выше, спорная квартира имеет статус «служебного жилья».
Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом.
В силу ч.2 ст.103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионеры по старости; члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Согласно ст. 13 Федерального закона от <дата> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Пунктом 6 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 Кодекса, не могут быть выселены: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от <дата> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Таким образом, исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (<дата>). В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.
Поскольку ответчики являются бывшим членами семьи нанимателя служебного жилого помещения, зарегистрированы в квартире в 2006 году, следовательно, они утратили право пользования спорным жилым помещением в связи с расторжением брака Марковой Н.К. и нанимателя служебной квартиры Крука А.П. в 2008 году и освобождением квартиры нанимателем Крук А.П.
Право членов семьи на пользование служебным жилым помещением производно от прав самого нанимателя, в связи с чем Маркова Н.К. и Маркова А.И. также утратили право пользования спорным жилым помещением.
Обстоятельства, при которых ответчик не подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, и которые предусмотрены ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не установлены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что законных оснований для проживания ответчиков в спорном жилом помещении не имеется, в связи с чем иск о прекращении права пользования и регистрации по месту жительства и выселении подлежит удовлетворению.
Сохранить право пользования квартирой ответчики суд не просили, о необходимости освободить квартиру были уведомлены истцом в июне 2020 г. (л.д.18).
Встречный иск Марковой Н.К. к ФКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России, ФКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма удовлетворению не подлежат, поскольку спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения и была предназначена для проживания в связи со службой в ВС РФ Крук А.П. и членов его семьи, к числу которых ответчики не относятся, в связи с этим ответчики не имеют правовых оснований для проживания в спорном служебном жилом помещении.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Сведений об изменении правового режима квартиры в деле не имеется, доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение исключено из числа служебных помещений либо передано в муниципальную собственность, что предполагает изменение статуса жилого помещения, суду не представлено. Решения о предоставлении спорного жилого помещения бывшему супругу ответчицы - Круку А.П. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Проживание Марковой Н.К. и Марковой А.И. в спорной квартире не свидетельствует о фактическом заключении с нанимателем договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа, поскольку квартира была предоставлена военнослужащему Круку А.П. во временное пользование в качестве служебного жилья на строго определенный период - на время исполнения им обязанностей воинской службы.
Отсутствие регистрации права собственности за РФ на квартиру в ЕГРН не препятствует осуществлению собственником прав в отношении принадлежащего ему имущества, в связи с чем, вывод довод ответчиков об отсутствии доказательств нахождения спорного служебного жилого помещения в ведении Министерства обороны РФ является несостоятельным.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России к Марковой Н. К., Марковой А. И. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Признать утратившими право пользования и снять с регистрационного учета Маркову Н. К. и Маркову А. И. по адресу: <адрес>-1, <адрес>.
Выселить Маркову Н. К. и Маркову А. И. из жилого помещения по адресу: <адрес>-1, <адрес>.
Встречный иск Марковой Н. К. к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - <дата>.
Судья