Судья: Федюкина О.В. Дело № 33-6126/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бекловой Ж.В.,
судей Мариуца О. Г., Россинской М.В.,
при секретаре Крупновой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2019 года апелляционную жалобу О.Л.М. на решение Раменского городского суда Московской области от 1 ноября 2018 года по делу по иску О.Л.М. к ГУ УПФР № 15 по г. Москве и Московской области о признании отказа в назначении страховой пенсии необоснованным,
заслушав доклад судьи Мариуца О.Г., объяснения представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
О. Л.М. обратилась с иском к ГУ УПФР № 15 по г. Москве и Московской области о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан от 13.02.2018 года недействительным, обязании ответчика включить в ее страховой стаж периоды работы с 01.06.1988 года по 17.07.1993 года по справке № 146 от 17.05.2007 года, выданной Кировским городским коммунальным предприятием «Производственное Управление коммунального хозяйства», с 28.07.1976 года по 29.03.1978 года по архивной справке № 827 от 17.03.2010 года, с 05.01.1984 года по 20.05.1988 года по архивной справке № 826 от 17.03.2010 года, обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости со дня приобретения права, то есть с первого числа следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии на территории Украины.
В обоснование иска указала, что после переезда из Республики Украина на территорию РФ по настоянное место жительства в Раменский район Московской области, она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии. Решением ГУ УПФР № 15 по г. Москве и Московской области от 13.02.2018 года в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого стажа, в который не включены спорные периоды работы, подтвержденные указанными справками.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании просила в иске отказать.
Решением Раменского городского суда Московской области от 1 ноября 2018 года в удовлетворении исковых требований О. Л.М. отказано.
Не согласившись с решением суда, О. Л.М. в апелляционной жалобе просит об отмене решения суда, и о принятии нового решения об удовлетворении ее требований.
Проверив материалы дела по правилам ч.ч.1,2 ст. 327 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии определенного законом страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). В соответствии со статьей 35 Федерального закона №400-ФЗ при назначении страховой пенсии по старости в 2017 году требовалось 8 лет страхового стажа при величине ИПК равной 11.4.
Как следует из дела и установлено судом первой инстанции, гражданка Украины О.Л.М., <данные изъяты> года рождения, имеющая вид на жительство, 16.11.2017 года обратилась в ГУ УПФР № 15 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона №400-ФЗ.
Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав были исследованы представленные истицей документы, в том числе пенсионное дело, поступившее по почте из Украины, архивная справка от 17.03.2016 №827 за период работы с 28.07.1976г. по 29.03.1978г., архивная справка от 17.03.2016 №826 за период с 05.01.1984г. по 20.05.1988г., справка от 17.05.2007 №146 за период работы с 01.06.1988г. по 14.07.1993г.,
ГУ УПФР № 15 по г. Москве и Московской области 13.02.2018 года принято решение №398/2223329/17 об отказе в установлении истице пенсии по причине отсутствия требуемого страхового стажа работы в 2017 году - 8 лет и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента - 11,4.
По имеющимся в распоряжении Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан документам, согласно Протоколу от 13.02.2018 года №398, на момент рассмотрения заявления - 16.11.2017 года, страховой стаж О. Л.М. составил 5 лет 8 месяцев 14 дней, при требуемом в 2017 году - 8 лет.
В стаж не включены периоды работы, подтвержденные архивной справкой от 17.03.2016 года №827, архивной справкой от 17.03.2016 года №826, справкой от 17.05.2007 года №146 в связи с выявленными несоответствиями и отступлениями от Правил.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона №400-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
На основании статьи 1 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанного 13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств бывшего СССР, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 от (действуют с 01.01.2015г.). До 01.01.2015г. действовали Правила, утвержденные Постановлением Правительства от 24 июля 2002 г. № 555. С 1992г. до 2002г. действовало Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР от 04.10.1991г. №190. Пунктом 6 Правил № 555 (п. 11 Правил № 1015, п.и п.1.1 Положения №190) установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, содержащие сведения о работе.
В соответствии с пунктом 40 Правил № 555, пунктом 59 Правил №1015 документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, периодов иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).
Согласно рекомендациям, содержащимся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 года №99р, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных целей при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
На основании части 9 статьи 21 Федерального закона №400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
При разрешении спора суд первой инстанции руководствовался приведенными нормами пенсионного законодательства и исходил из того, что представленные истицей в подтверждение трудового стажа справки не соответствуют приведенным выше требованиям Правил.
Так, период работы с 28.07.1976 года по 29.03.1978 года подтвержден имеющейся в поступившем из Пенсионного фонда Украины пенсионном деле архивной справке от 17.03.2016 года №827, где не указана дата рождения, указано отчество, (в виде на жительство отчество отсутствует), логотип и печать на славянском языке без нотариально заверенного перевода логотипа и печати.
Период работы с 05.01.1984 года по 20.05.1988 года подтвержден архивной справкой от 17.03.2016 года №826, в которой также не указана дата рождения, указано отчество, логотип и печать на славянском языке без нотариально заверенного перевода логотипа и печати.
В справке от 17.05.2007 года №146 за период работы с 01.06.1988 года по 14.07.1993 года не указана дата рождения, указано отчество, печать на славянском языке без нотариально заверенного перевода печати.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности решения пенсионного органа об отказе в зачете указанных периодов в стаж, дающий право на пенсию, поскольку иных документов О. Л.М. не представлено.
При этом судом учитывалось, что при вторичном обращении истицы с заявлением о назначении пенсии 21 марта 2018 года, ответчиком повторно были направлены запросы от 19.04.2018 года, от 08.05.2018 года в Отделение ПФР по Ростовской области в г.Ростов-на-Дону об оказании содействия в истребовании справок о стаже и заработке. Однако, по истечении трехмесячного срока, установленного частью 8 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ для проведения проверки достоверности документов, необходимых для назначения страховой пенсии по старости, подтверждающие документы не поступили, в связи с чем оснований для включения в стаж спорных периодов работы не имелось.
Судебная коллегия находит эти выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства и установленным судом обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе истица ссылается на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-Фз «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии.
О. Л.М. указывает, что ответчик не направлял ей разъяснения о том, какие документы она должен представить в трехмесячный срок, в связи с чем, по ее мнению, суд был вправе удовлетворить ее требование о назначении пенсии с момента первоначального обращения, поскольку не представление соответствующих документов в установленный трехмесячный срок произошло по не зависящим от истца причинам.
Указанные доводы судебная коллегия считает не обоснованными.
В соответствии с ч. 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявление о назначении страховой пенсии, рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
На основании части 8 указанной нормы в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
На основании части 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации до отделений ПФР доведено письмо от 17.01.2017 № Л4-25-26/360 «О реализации международных соглашений с бывшими республиками СССР в части подтверждения стажа и заработка».
В соответствии с данным письмом при новом установлении пенсии гражданам, которые приобрели пенсионные права на территории бывших республик СССР, во всех случаях осуществляется подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств - участников соглашений, путем направления запросов в адрес компетентных органов, осуществляющие пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства. Решение об установлении пенсии с соблюдением сроков, установленных пенсионным законодательством Российской Федерации, следует выносить на основании документов о трудовом стаже и заработке, поступившем от указанных органов, при их надлежащем подтверждении.
В силу приведенных нормативных положений, пенсионный орган обязан был проверить представленные истицей справки о работе от 17.03.2016 №827, от 17.03.2016 №826, от 17.05.2007 №146, выданные учреждениями г. Кировска Луганской области О.Л., и приостановить срок рассмотрения заявления О. Л.М. до завершения проверки, но не более чем на три месяца.
Как следует из дела, документы из Пенсионного фонда Луганской Народной Республики в отношении О. Л.М. поступили в ГУ УПФР № 15 по г. Москве и Московской области 09 ноября 2018 года, спустя более полгода после направления запроса, т.е. за пределами установленного законом трехмесячного срока, при соблюдении которого пенсия могла быть назначена с даты первичного обращения.
Более того, архивная справка от 04.09.2018 года №14-2-5299 и от 04.09.2018 года №14-2-5298 подтверждают работу истицы с 28.07.1976 года по 28.03.1978 года и с 05.01.1984 года по 19.05.1988 года, в то время как в архивной справке от 04.09.2018 №14-2-5297 указано об отсутствии сведений на О. Л.М. за период с 01.06.1988 года по 14.07.1993 года.
Принимая во внимание, что в установленный законом трехмесячный срок ответ на запрос пенсионного органа не поступил, при этом ответчиком были приняты меры для устранения имеющихся неточностей в документах истицы, и проводилась их проверка, оснований полагать права истицы нарушенными, не имеется. При этом судебная коллегия учитывает, что после поступления подтверждающих документов, О. Л.М. установлена страховая пенсия по старости с 06.12.2018 года (с даты приема заявления), что следует из представленных ответчиком документов.
Доводы апелляционной жалобы О. Л.М. по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Раменского городского суда Московской области от 1 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О.Л.М. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи