Решение по делу № 2-2855/2020 от 26.05.2020


Дело № 2-2855/2020

25RS0001 -01 -2020-002959-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2020 г. г.Владивосток

Ленинский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе председательствующей судьи Пономаревой М.Ю.,

при секретаре Гусаренко Я.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 в своих интересах и интересах жены ФИО2 к Министерству труда и социальной политики Приморского края о взыскании компенсаций, морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском, в обоснование указав, что Министерство труда и социальной политики Приморского края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не предоставляли ему (инвалиду) денежную компенсацию по оплате за содержание жилого помещения и ЖКУ в размере 50% на площадь квартиры равной 50,9 кв.м., а также с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не выплачивается денежная компенсация в размере 50% по оплате за телефон и радиоточку.

До ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлялись натуральные льготы за содержание жилого помещения и ЖКУ как Ветерану труда РФ, а жене ФИО2 как реабилитированной. По заявлению истца в отдел административно управления Первореченского района с ДД.ММ.ГГГГ в квитанциях на оплату за жилое помещение и ЖКУ указывается льгота – инвалид 2-й группы. Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, приватизирована в июле 2005 г. на двоих с женой. Оплата за все коммунальные услуги производится на его личный счет в соответствии со ст. 247 ГК РФ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежная компенсация в размере 50% за содержание жилого помещения (50,9 кв.м.) и ЖКУ ему как инвалиду производилась в полном объеме, согласно ст. 17 Закона № 181-ФЗ. В 2005 г. ни одна ресурсоснабжающая организация г. Владивостока ни с истцом, ни с его женой, не заключили письменные договоры в соответствии с требованием ст. 307 ГК РФ и закона Приморского края от 29.05.2002 «О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере» и Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Указывает, что у истца никогда не было задолженностей по оплате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, но ресурсоснабжающие организации в квитанциях выставляли к оплате необоснованные законодательством задолженности в разных суммах с начислением пени. Начальник отдела административного управления Первореченского района ФИО10 на основании сведений от ресурсоснабжающих организаций лишала истца и его жену с 01.01.2016 по 01.09.2016 ежемесячно частично денежной компенсации по оплате за содержание жилого помещения и ЖКУ, а с 01.09.2016 по 01.09.2019 лишила денежной компенсации в полном размере, но после предоставления ей документов об отсутствии любых задолженностей по оплате за ЖКУ, выставляемых ресурсоснабжающими организациями выплатила истцу и его жене денежную компенсацию не в полном размере.

Таким образом, с 01.01.2016 по 01.01.2020 за содержание жилого помещения и коммунальные услуги оплачена сумма 142516 руб. 13 коп. и положена денежная компенсация в размере 50% - в сумме 71258 руб. 06 коп., выплачена компенсация в сумме 51747 руб. 48 коп. (7599,26 руб. +44148,22 руб.). На 01.01.2020 не выплачена денежная компенсация в сумме 19510 руб. 58 коп. (71258,06 руб. – 51747,48 руб.)

Противоправные действия со стороны чиновников носили длительный период и повлекли нравственные страдания, ухудшение здоровья из-за лишения выплаты денежной компенсации за ЖКУ, которые необходимы для закупки лекарств. Принесенный истцу и его жене (инвалидам) моральный, нравственный и материальный вред на сумму 20000 руб.

Истец полагает, что сбор взносов в фонд капитального ремонта МКД в Приморском крае осуществляется принудительно с несоблюдением ст. 118 ГК РФ и при отсутствии согласия решения общедомового собрания собственников квартир. Основываясь на законодательство, истец не вносил денежный взнос в фонд капитально ремонта МКД и поэтому его и его жену с 01.01.2016 лишили денежной компенсации в размере 50% по оплате ЖКУ. Истец опирается на то, что Верховный Суд РФ поддержал в споре с чиновниками жительницу Смоленской области, инвалида 2-й группы, которая была лишена льготы ЖКУ за долг по взносам на капремонт. Верховный Суд РФ отметил, что сама по себе задолженность не является основанием для лишения гражданина социальной поддержки.

В сентябре 2015 истцу исполнилось 80 лет, но Министерство труда и социальной политики Приморского края не освободило его от внесения взносов на капремонт в 100%-размере согласно ФЗ от 29.12.2015 № 399-ФЗ, а наоборот, с 01.01.2016 лишило истца денежной компенсации по оплате за ЖКУ до сентября 2019 года.

Просит суд привлечь Министерство труда и социальной политики Приморского края за неисполнение статей 17,28 и 30 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 153 Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 и решений Конституционного Суда РФ к административной ответственности согласно ст. 32 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»; взыскать с Министерства труда и социального развития Приморского края 19510 руб. 58 коп. - невыплаченную денежную компенсацию в размере 50% от оплаты за содержание жилого помещения и коммунальных услуг с 01.01.2016 по 01.01.2020; 20000 руб. - за принесенный двум инвалидам моральный, нравственный и материальный вред, за принесенные страдания, а также ухудшение здоровья из-за невыплаты положенной денежной компенсации ежемесячно, необходимой для приобретения различных лекарственных препаратов; потребовать от Министерства труда и социальной политики Приморского края выполнять ст. 28 Федерального закона № 181-ФЗ по предоставлению денежной компенсации в размере 50% от стоимости оплаты контактного телефона и радиоточки; взыскать с Министерства труда и социального развития Приморского края государственную пошлину в сумме 500 руб. в доход бюджета г. Владивостока.

Согласно предоставленным расчетам истец в указанный период времени оплатил за услуги отопления и ГВС, электроснабжения, ХВС и водоотведения, содержания жилого помещения в полном объеме. Ответчик предоставил истцу льготу по компенсации расходов не в полном объеме.

Согласно предоставленным в суд расчетам за указанный период времени истец внес положенные платежи на общую сумму 142 515,28 рубля. Согласно закону, истец имеет право на получение компенсации в размере 50%, что составило: 142 515,28 х 50% = 71 257,99 руб.

За период с 01.01.2016 по 31.08.2016 выплачено 1 301,48 + 1 301,48 = 2 602,96 руб. вместо положенных 12 272 руб. 65 коп.

Ответчик длительное время не выплачивал истцу положенную компенсацию, ссылаясь на наличие задолженности у последнего за коммунальные услуги.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачено: 2 269,62 + 2 726,68 = 4 995,30 руб.

После доказательства отсутствия задолженности в судебном порядке, 16.10.2019 ответчик выплатил компенсацию в размере: 22 302,64 + 21 845,58 = 44 148,22 руб., что подтверждается платежными документами.

Таким образом, ответчик не выплатил предусмотренную законом льготу на содержание жилья и оплату коммунальных услуг на сумму:

71257,99 руб. – 2 602,96 руб. – 4 995,30 руб. – 4 4148,22 руб. = 19 511,51 руб.

Истец имеет право на соответствующую компенсацию за пользование телефоном. В 2017, 2018, 2019, 2020 гг. истец внес платежи на сумму общую 10861,14 руб. Компенсация, предусмотренная законом, должна составлять: 10861, 14 руб. х 50% = 5 430,57 руб.

Общая сумма невыплаченной истцу компенсации составляет 24 942,08 руб. (19 511,51 + 5 430,57).

Ссылается на разъяснения Конституционного Суда РФ №5-П от 15.05.2006 г. по запросу проверки конституционности ряда норм закона №122-ФЗ от 22.08.2004 г. : «Согласно ст. 153 закона №122-ФЗ все граждане, у которых до 01.01.2005 было право на льготы и компенсации, закрепленные в отменяемых законах, не утрачивают этого права после вступления в силу нового закона». Истец имел право на льготы и компенсации по оплате коммунальных услуг, исчисляемых со всего объема площади жилья и всего объема предоставляемых коммунальных услуг.

Просит взыскать с ответчика в свою пользу 24942,08 руб.

Истец в судебном заседании действовал от своего имени и от имени своей жены ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании нотариальной доверенности <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования поддержал, представил письменные дополнения к судебному иску, согласно которым, решением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Согласно ст. 153 Закона № 122-ФЗ все граждане, у которых до 01.01.2005 было право на льготы и компенсации, закрепленные в отменяемых законах, не утрачивают этого права после вступления в силу нового закона. И органы власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления не вправе сокращать объем представленных льгот и, конкретнее, не могут понижать размер денежно эквивалента социальных выплат». В ст. 79 о Конституционном Суде РФ записано: «Решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их принятия и не подлежат никем обсуждению». Обращает внимание ответчика, что 50-ти процентная скидка по оплате за пользование телефоном и радиоточкой, предусмотренная ст. 28 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является социальной льготой и не относится к обязанности Пенсионного фонда предоставлять инвалиду данную льготу. Начальник отделения административного управления по Первореченскому району ФИО10 истцу и его жене (инвалидам) с 01.01.2016 предоставила денежную компенсацию в неполном размере, а с 01.07.2016 прекратила предоставлять в полном размере.

Просит суд взыскать с Министерства труда и социального развития Приморского края общую сумму выплаты в размере 32941 руб. 15 коп, из которых 19510 руб. 58 коп. - денежная компенсация в размере 50% от оплаченной суммы за услуги, невыплаченная с 01.010.2016 по 01.01.2020; 5 430 руб. 57 коп. - денежная компенсация в размере 50% от суммы, оплаченной за пользование телефоном с 01.05.2017 по 01.06.2020; 8000 руб. - своевременно не предоставленная единовременная социальная выплата лицам, получающим пенсию в Приморском крае за период 01.01.2016 по 01.04.2019; 20000 руб. за причиненный моральный, нравственный, материальный вред за принесенные страдания двум инвалидам в преклонном возрасте (85 лет и 79 лет) в течение длительного периода времени из-за не предоставления ежемесячно денежной компенсации по оплате за ЖКУ, которая постоянно необходима для лечения и поддержки здоровья в условиях высоких цен на лекарства; принять решение о наложении на Министерство труда и социального развития Приморского края штрафа, предусмотренного правилами части 6 ст. 13 Закона № 242-ФЗ «О защите прав потребителей» за несоблюдение в добровольном порядке выплатить не предоставленную денежную компенсацию за ЖКУ и единовременные выплаты пенсионерам.

Истцу единовременная социальная выплата как лицу, получающему пенсию в Приморском крае за период с апреля 2016 г. по февраль 2020 г. в размере 5000 руб. не была выплачена, также не выплачены единовременные социальные выплаты, получающим пенсию за 16.06.2017, 16.02.2018 по 1000 руб. за каждый год, не предоставлена единовременная социальная выплата детям войны 16.11.2018 в сумме 1000 руб. Итого за указанные периоды истцу не предоставлены социальные выплаты в сумме 8000 руб.

В судебном заседании истец и представитель истца отказался от требований 8000 руб., указав, что данные требования не относятся к ответчику это выплаты производимые Управлением Пенсионного Фонда.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной политики Приморского края в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменный отзыв, согласно которому ФИО1 и ФИО2 предоставление ЕДВ на оплату ЖКУ выплачена согласно действующего законодательства, нарушений не выявлено, подсчет истца о положенных ему и его супруге выплатах по ЖКУ путем деления суммы фактической оплаты напополам неверен. Полагает, что требования истца о взыскании материального и морального вреда в размере 20 000 рублей не подлежат удовлетворению, поскольку нарушений действующего законодательства не допущено.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Истец состоит на учете в отделении АТУ по Первореченскому и Советскому районам КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» (далее - отделение) как ветеран труда с 02.12.2004, инвалид 2 группы с 01.01.2005, «дети войны» с 01.12.2018, ФИО2 - как реабилитированные лица с 26.01.2003, инвалид 3 группы с 01.08.2007, «дети войны» с 01.12.2018.

Меры социальной поддержки инвалидам, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, в том числе ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДВ на оплату ЖКУ), предоставляется в соответствии с Федеральным законом РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181 - ФЗ).

До 01.01.2005 года меры социальной поддержки ветеранам труда регламентировались федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии со статьей 22 Закона РФ от 12.01.1995 г. № 5 - ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон № 5-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон № 122 - ФЗ)) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В связи с этим в Приморском крае принят закон Приморского края № 206 - КЗ от 29.12.2004 года «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (далее - закон № 206- КЗ).

Статьей 4 закона № 206 - КЗ введена ежемесячная денежная выплата, которой заменены предоставляемые ранее ветеранам труда натуральные льготы: зубопротезирование, бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, льгота по оплате телефона, и т.д.

В то же время Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 года модернизировал механизм финансирования предоставляемых гражданину (федеральному льготнику) отдельных льгот путем установления ежемесячной денежной выплаты при сохранении права на возможность получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 25 статьи 63 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» Закон №181 - ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен статьей 28.1, устанавливающей ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) для данной категории граждан. Пункт 7 этой статьи предусматривает, что часть суммы ЕДВ может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статья 6.2 этого закона указывает, что в состав набора социальных услуг включаются социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Согласно пункту 3 статьи 28.1 Закона № 181 – ФЗ, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Соответственно, истец получает ЕДВ только как инвалид 2 группы, и права на получение ЕДВ как ветеран труда не имеет.

В настоящее время согласно данным за июль 2020, предоставленным в рамках информационного обмена с органами Пенсионного фонда Приморского края, размер ЕДВ у ФИО1 как у инвалида 2 группы составляет 2 782,67 рублей, в том числе 1 627,61 рубль в денежном выражении, и соответственно 1 155,06 рублей в виде набора социальных услуг: лекарство, проезд, санаторно-курортное лечение.

Согласно предоставленной представителем ответчика выписке из карточки информационного обмена, ФИО1 инвалиду 2 группы, размер установленной ЕДВ составляет 2782,67 руб., получает набор социальных услуг в текущем году (лекарства, проезд, санаторно-курортное лечение).

В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122 - ФЗ статья 16 Закона РФ от 18.10.1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» изложена в новой редакции, вступающей в силу с 01.01.2005 г.: «Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации».

Супруга ФИО1 - ФИО2 получает ЕДВ как инвалид 3 группы, по данным Пенсионного фонда за июль 2020 года - в размере 2 227,55 рублей, в том числе – 1 072,49 рублей в денежном выражении, соответственно 1 155,06 в виде набора социальных услуг, и права на получение ЕДВ как реабилитированной, согласно краевому законодательству, не имеет.

Согласно предоставленной представителем ответчика выписке из карточки информационного обмена, ФИО2 инвалиду 3 группы, размер установленной ЕДВ1 составляет 2227,55 руб., получает набор социальных услуг в текущем году (лекарства, проезд, санаторно-курортное лечение).

Из ответа УФПС Приморского края № 10.4.5.2-25/689 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1 единовременные выплаты по 1000 рублей с 2016 года по 2020 год получал лично (поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ)

Согласно предоставленной представителем ответчика выписке Бондаренко Е.А. полагается соцподдержка в виде скидки 50% за январь 2016 г.: по канализации ГВС, по электроэнергии, по оплате взноса за капитальный ремонт, по отоплению, за ремонт жилья, по канализации, по ХВС (соглашение отсутствует, есть задолженность).

До августа 2008 года льгота по оплате расходов на жилищно-коммунальные услуги предоставлялась льготным категориям граждан в виде скидки 50% в квитанциях.

С 01.08.2008 в связи с принятием Постановления Губернатора Приморского края от 16.07.2008 № 63-пг «О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края» (далее - Порядок) МСП на ЖКУ стали предоставляться в виде ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ на ЖКУ).

В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законом порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Часть 14 статьи 13 Закона гласит, что меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, квартира, расположенная по адресу <адрес>, приватизирована 18.10.2005 года, правообладателями квартиры являются ФИО1 и ФИО2, квартира находится в общей совместной собственности, поэтому согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 19 ЖК РФ относится к частному жилищному фонду (совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц).

В связи с этим, ФИО1 и ФИО2 как инвалидам 2 и 3 группы предоставляются меры социальной поддержки только на оплату коммунальных услуг: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение холодной и горячей воды, электрическая энергия, холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды, а в отопительный период - на отопление.

В соответствии с пунктом 3.2. Порядка ФИО1 как ветерану труда и ФИО2 как реабилитированной предоставляется компенсация в размере 50 % расходов по оплате содержания и ремонта жилья с учетом региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий в Приморском крае, без учета льготного размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения.

Данные региональные стандарты утверждены Законом Приморского края от 11.06.2002 № 241-КЗ «О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере». Согласно статье 7 данного закона размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, в Приморском крае составляет:

33 кв. м общей площади жилья - на одиноко проживающих граждан;

42 кв. м общей площади жилья - на семью из двух человек;

18 кв. м общей площади жилья - на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Ранее в пункте 6 статьи 22 Закона № 5 -ФЗ для ветеранов труда была предусмотрена оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно вступившему в силу с 01.07.2015 Федеральному закону от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и участникам ВОВ, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (далее - федеральные льготники) предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, т.е. компенсация предоставляется на фактический объем потребленных и оплаченных жилищно-коммунальных услуг (по показаниям приборов учета).

С целью единообразия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (далее - краевые льготники) внесены соответствующие изменения в закон Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», которые вступили в силус 01.01.2016.

Сведения о фактическом объеме потребленных и оплаченных жилищно- коммунальных услуг от поставщиков услуг начали поступать только в ноябре 2015 года, поэтому перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ с 01.07.2015 федеральным льготникам территориальные отделы Департамента труда и социального развития Приморского края (структура, действовавшая до 01.01.2020) начали производить после поступления указанных сведений.

Краевым льготникам ЕДВ на оплату ЖКУ с января 2016 года предоставляется на основании фактических данных, предоставленных поставщиками коммунальных услуг.

Статьей 160 ЖК РФ предусмотрено, что компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.11 (пункт 1.4. действующей редакции) Порядка приостановление предоставления ЕДВ на оплату ЖКУ производится при наличии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в течение более двух месяцев.

По сведениям, предоставленным Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края и ПАО «ДЭК», у истца имелась задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт, а также по электрической энергии. В связи с задолженностью, предоставление ЕДВ на оплату ЖКУ было приостановлено с 01.08.2016.

Выплата ЕДВ на ЖКУ истцу и его супруге восстановлена с 01.08.2019 с учетом изменений в составе семьи: с мая 2017 - на 16,97 кв.м, с сентября 2019 - на 21 кв.м на каждого на содержание и ремонт жилья.

Доплата за период с 01.08.2016 по 31.07.2019 года в размере 22 302,64 рублей истцу предоставлена в октябре 2019 года, ФИО2 в размере 21 845,58 рублей — в октябре 2019 года.

Согласно пункту 3.1 Порядка расчет суммы ежемесячной денежной выплаты производится индивидуально каждому получателю в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 3.2. Порядка от 16 июля 2008 года № 63-пг «О форме, Порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края» при расчете суммы ежемесячной денежной выплаты учитываются: перечень фактически предоставляемых коммунальных услуг; количество лиц, зарегистрированных совместно с получателем, и членов семьи, на которых распространяется право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг согласно действующему законодательству; общая площадь жилого помещения; нормативы потребления коммунальных услуг, установленные в соответствии с действующим законодательством и т.д.

В связи с этим ЕДВ на оплату ЖКУ истцу и его супруге предоставлялась с учетом изменений в составе семьи:

- с 01.08.2008 по 10.05.2017 назначение ЕДВ на оплату ЖКУ истцу и его супруге произведено с учетом 4-х зарегистрированных в квартире, общей площадью 50,9 кв.м., включая их сына ФИО3 и внука ФИО11. Соответственно, меры социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, отопление, рассчитывались на долю площади 12,72 кв.м каждому, а компенсация расходов на коммунальные услуги 50% на 1/4 часть.

-      с 11.05.2017 по 18.09.2017 - с учетом, что в квартире осталось зарегистрировано 3 человека, то ЕДВ на ЖКУ рассчитывалась по 50% каждому льготнику на содержание жилья долю площади 16,97, на коммунальные услуги 50% на 1/3 часть расходов по ЖКУ;

-      с 19.09.2017 по настоящее время - 50% на содержание жилья на 21 кв.м каждому, на коммунальные услуги - 50% на 1/2 доли расходов.

Согласно справке о лицах, зарегистрированных по месту жительства (пребывания) в жилом помещении (выписка из Ф-10), в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы ФИО1 и ФИО2, сын ФИО3 снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, внук ФИО4 снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ (площадь <адрес>,90 кв.м., жилая площадь 34,30 кв.м.)

До ДД.ММ.ГГГГ согласно пунктам 3.3 и 3.6 Порядка, ЕДВ на оплату ЖКУ рассчитывалась исходя из нормативов потребления коммунальных услуг или с учетом последних полученных сведений, подтверждающих фактический объем потребленных и оплаченных коммунальных услуг, и предоставляется получателям в месяце, за который необходимо произвести оплату коммунальных услуг, с последующим перерасчетом, с учетом данных о фактическом объеме потребленных и оплаченных коммунальных услуг, с последующей доплатой или удержанием (в зависимости от сложившегося факта). Излишне выплаченная сумма мер социальной поддержки удерживается из сумм, начисленных на текущий месяц.

У ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелась переплата (излишне выплаченная сумма ЕДВ на ЖКУ за 2015 год) в размере 947,55 рублей, а также в процессе выплаты в 2016 году возникали переплаты, которые удерживались из текущих выплат. Данные суммы были выплачены, поэтому учитываются в общей сумме предоставленной ЕДВ на ЖКУ.

Общая сумма расчетной ЕДВ на ЖКУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 30 103,2 руб., общая сумма предоставленной ЕДВ на ЖКУ- 30 103,6 руб.

ДД.ММ.ГГГГ принято постановление -пг «О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ -пг «О форме, Порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края», вступившее в силу с ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому предусмотрено предоставление льготным категориям граждан компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг без авансирования.

В связи с этим в июне и июле 2019 года ЕДВ на ЖКУ федеральным и краевым льготникам не предоставлялась.

Выплата за июнь 2019 (по оплаченным квитанциям по ЖКХ) произведена всем льготникам в августе 2019, за июль 2019 - в сентябре 2019, за август 2019 - в октябре 2019 и т.д. Поэтому в таблице расчета данные за июнь и июль 2019 года обнулены, а выплаты ЕДВ на ЖКУ отражены в сведениях за январь и февраль 2020 года соответственно (полностью расчет предоставлен в информации о начисленной и выплаченной сумме ЕДВ на оплату ЖКУ ФИО1 с 01.01.2016 по 31.12.2019 и информации о начисленной и выплаченной сумме ЕДВ на оплату ЖКУ ФИО2. с 01.01.2016 по 31.12.2019).

Согласно статье 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Компенсация по капитальному ремонту предоставлялась супругам ФИО15 с 01.10.2014 года на долю занимаемой площади с учетом количества зарегистрированных в квартире в общей сумме льготы. В связи с наличием задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт в количестве 12 месяцев ЕДВ на ЖКУ, в том числе компенсация по капитальному ремонту супругам ФИО15 была приостановлена с 01.08.2016 года.

С 01.05.2019 года супругам ФИО15 по заявлению согласно ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -K3 "О детях войны в <адрес>" предоставляется 100 % компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт на доли площади жилого помещения (по 25,45 кв.м) по категории «дети войны» с ДД.ММ.ГГГГ в виде нулевых квитанций от Фонда капитального ремонта. Задолженность перед Фондом капитального ремонта по уплате взноса на капитальный ремонт до ДД.ММ.ГГГГ у семьи ФИО15 по данным за июль 2020 ФПК Фонда капитального ремонта Приморского края составляет 4 месяца.

Как следует из справок Отделения Административного территориального управления по Первореченскому и Советскому районам и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 получает 50% скидку по оплате ЖКУ инвалидам, ветеранам труда: общая выплаченная сумма с января 2016 по февраль 2020 составляет 26798,46 руб., ФИО1 получает 100% скидку на капитальный ремонт: общая выплаченная сумма с января 2016 по февраль 2020 составляет 2754,73 руб., и ФИО2 получает 50% скидку по оплате ЖКУ инвалидам: общая выплаченная сумма с января 2016 по февраль 2020 составляет 26798,46 руб., ФИО1 получает 100% скидку на капитальный ремонт детям войны: общая выплаченная сумма с января 2016 по февраль 2020 составляет 2754,73 руб.

Согласно справке из Отделения Административного территориального управления по Первореченскому и Советскому районам от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 и ФИО2 действительно получает единовременную выплату лицам, получающим пенсию ПК: общая выплаченная сумма каждому из истцов с января 2016 по февраль 2020 составляет 5000 руб.; действительно получает ежегодную денежную выплату детям войны к знаменательным датам, общая выплаченная сумма с января 2016 по февраль 2020 составляет 2000 руб. каждому; действительно получает единовременную социальную выплату детям войны, выплаченная сумма с января 2016 по февраль 2020 составляет 1000 руб. каждому.

Оценивая в совокупности доказательства по данному делу, суд считает исковые требования ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Приморского края о взыскании компенсаций, не подлежащими удовлетворению, соответственно, учитывая, что факт нарушения прав истца ответчиком не установлен, не подлежат удовлетворению и требование о компенсации морального вреда.

Требование о предоставлении денежной компенсации в размере 50% от стоимости оплаты контактного телефона и радиоточки, также не подлежит удовлетворению.

Согласно в ст. 28 Закона № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции Федерального Закона 122-ФЗ от 22.08.2004) часть пятая статьи утратила силу (инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой).

Соответственно требование истца в данной части не основано на законе.

Как следует из позиции КОНСТИТУЦИОННого СУДа РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ отраженной в ОПРЕДЕЛЕНИи от ДД.ММ.ГГГГ N 187-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ СЕРГЕЕВОЙ ТАТЬЯНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 12.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ" Исходя из необходимости обеспечения минимального материального обеспечения пенсионеров, проживающих на территории Российской Федерации, не осуществляющих работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, законодатель в статье 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусмотрел возможность назначения данной категории граждан социальной доплаты к пенсии (федеральной и региональной) в случае, если сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Частью 3 названной статьи определены виды мер социальной поддержки, которые не учитываются при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии. Такое правовое регулирование, установленное в пределах полномочий законодателя, является элементом правового механизма государственной социальной помощи, направлено на повышение социальной защиты неработающих пенсионеров, материальное обеспечение которых не достигает прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, в равной мере распространяется на лиц, относящихся к данной категории, и не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права.

Разрешение же вопроса об исключении ежемесячной денежной выплаты инвалидам из общей суммы материального обеспечения пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, с чем, как видно из материалов жалобы, заявительница связывает нарушение своих прав, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

В соответствии со ст. 1099 ГПК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и ст. 151 ГК РФ.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностные лиц этих органов.

Для возмещения ущерба на основании ст. 1069 ГК РФ необходимо наличие оснований: материальное основание ответственности государства за ущерб причиненный органом власти (должностными лицами); процессуальное основание и источник возмещение ущерба.

Материальное основание ответственности государства за ущерб, причиненный незаконными действиями (бездействием) органов исполнительной власти (должностных лиц), составляют: незаконные действия органов власти (должностных лиц), материальный и (или) моральный ущерб, наличие причинной связи между незаконными действиями и ущербом, наличие вины органа власти (должностного лица).

Пленум Верховного Суда РФ в ч. 2 ст. 1. Постановления Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20.12.1994 № 10 разъясняет, что суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Моральный вред подлежит взысканию при наличии доказательств причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими у истца нравственными или физическими страданиями, наличие которых также необходимо доказать.

В ходе судебного заседания наличие противоправных действий со стороны должностных лиц и причинение в результате морального вреда истцу не нашло своего подтверждения, в связи с чем требования о компенсации морального вреда в пользу каждого из истцов удовлетворению не подлежит.

Оснований к взысканию с ответчика в пользу истцов госпошлины в соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.12,194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 в своих интересах и интересах своей жены ФИО2 к Министерству труда и социальной политики Приморского края о взыскании компенсаций, морального вреда, - оставить без удовлетворения.


Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке - в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока в течение месяца с даты изготовления решения в окончательном виде.

Судья М.Ю. Пономарева

2-2855/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бондаренко Евгений Александрович
Ответчики
Министерство труда и социальной политики ПК
Суд
Ленинский районный суд г. Владивосток
Судья
Пономарева Марина Юрьевна
Дело на странице суда
leninsky.prm.sudrf.ru
26.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2020Передача материалов судье
27.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2020Судебное заседание
07.09.2020Судебное заседание
24.09.2020Судебное заседание
16.11.2020Судебное заседание
16.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее