Решение по делу № 33-10797/2015 от 23.06.2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

дело №...

г. Уфа     30 июня 2015 года

                

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.

судей Мугиновой Р.Х., Ткачевой А.А.

при секретаре Миграновой Д.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Уфа РБ на решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 29 апреля 2015 года, которым постановлено:

обязать администрацию ГО г. Уфа РБ подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по адресу: ..., площадью ... кв.м, с кадастровым номером ..., и направить его Зараменскому С.В.

Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия    

УСТАНОВИЛА:

Зараменский С.В. обратился в суд с иском о возложении обязанности на Администрацию г.Уфа РБ заключить с ним договор купли продажи земельного участка по адресу: ..., кадастровый номер ..., мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу. Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему в собственность указанного земельного участка, однако, администрация ГО г.Уфа РБ письменного ответа ему не предоставила, что нарушает его право на приобретение в собственность земельного участка во внесудебном порядке.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация ГО г. Уфа РБ ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие необходимость использование земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества. Общая площадь испрашиваемого земельного участка составляет ... кв.м, что значительно превышает максимально допустимый размер земельный участок, установленный в городских округах Республики Башкортостан для обслуживания индивидуального жилого дома. Обращает внимание, что спорный земельный участок отнесен к землям рекреационного назначения и относятся к территориям общего пользования. Более того, земельному участку адрес не присвоен. Отмечает, что договор аренды, заключенный с истцом на испрашиваемый земельный участок, не прекратил свое действие.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя Зараменского С.В. – В. о законности вынесенного по делу решения суда, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

В силу статьи 36 Земельного кодекса РФ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Из материалов дела следует, что Зараменский С.В. является собственником жилого дома по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ... года (л.д.11).

Жилой дом расположен на спорном земельном участке, который состоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровом паспортом земельного участка №... от ... года (л.д. 12-14), индивидуализирован как объект недвижимости, определено его конкретное местоположение, указана его площадь ... +/- ... кв.м. Земельный участок сформирован и состоит на кадастровом учете с ... года, ему присвоен кадастровый номер ..., разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома.

В связи с изложенным является несостоятельным довод апелляционной жалобы ответчика о том, что местоположение испрашиваемого земельного участка не известно.

В предусмотренном ст.36 Земельного кодекса РФ порядке ... года истец обратился в администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность путем выкупа, которое осталось без ответа.

Часть 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается отказ в предоставлении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таковым относятся: изъятие земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Проанализировав представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывая положения пунктов 5, 8, 9 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» и ст. 56, 85 ЗК РФ, исходя из того, что доказательства государственной регистрации ограничений прав, в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости», стороной ответчика не представлено, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом исковых требований о предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не существует, земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка отсутствуют.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, такой вывод основан на правовых нормах, регулирующих спорные правоотношения, и соответствует материалам дела, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Таким образом, судом был сделан правильный вывод о том, что истец имеет право на приобретение земельного участка путем выкупа, поскольку право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Довод апелляционной жалобы ответчика о нахождении испрашиваемого земельного участка в рекреационной зоне является несостоятельным в силу следующего.

В силу статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут включаться рекреационные зоны (часть 1). При этом земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (часть 9). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12).

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Согласно ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.

Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

В настоящий момент на территории городского округа адрес Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года № 7/4 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

Согласно ст. 41 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

В соответствии с пунктом 43.4 рекреационные зоны «Р-1», «Р-2» - это зоны городских парков, городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного и пассивного отдыха, зоны зеленых насаждений ограниченного пользования, озеленение специального назначения и т.д.

Согласно с пунктом 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Согласно ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Однако, каких-либо данных, свидетельствующих о том, что на спорной земельный участок изъят, ограничен в обороте, на нем находятся вышеуказанные объекты для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан не имеется.

В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов к землям особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также не имеется сведений и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.

Следовательно, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный ст.ст. 94 - 100 Земельного кодекса РФ, не имеется. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на предоставление такого земельного участка в собственность.

Изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что договор аренды, заключенный с истцом на испрашиваемый земельный участок, не прекратил свое действие, ввиду чего отсутствуют основания для удовлетворения требования истца об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, основан на неверном толковании норм материального права. Так, в силу п. 2.2. ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

Нельзя согласиться и с доводами жалобы ответчика об отсутствии доказательств наличия необходимости для размещения жилого дома земельного участка испрашиваемой площади, поскольку площадь участка в ... +/- ... кв.м свидетельствует о том, что земельный участок изначально отводился для строительства не только индивидуального жилого дома, но и надворных построек необходимых для обслуживания дома. Истцом земельный участок использован по целевому назначению, ими построен индивидуальный жилой дом и надворные постройки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия    

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 29 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ГО г. Уфа РБ - без удовлетворения.

Председательствующий:                    Ф.Т. Нурисламов

Судьи:                                 Р.Х. Мугинова

                                    А.А. Ткачева

33-10797/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Зараменский С.В.
Ответчики
Администрация Г.г.
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Нурисламов Фанис Тимерханович
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
30.06.2015Судебное заседание
06.07.2015Передано в экспедицию
06.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее