Дело № 2- 2744\2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе:
председательствующего судьи Андреевой О.Ю.
при секретаре судебного заседания Нелидовой М.А.
с участием: истца Малининой Т.Н., представителя истца Заря О.К., представителя ответчика Администрации Волгограда Осадчей Ю.П., Администрации Красноармейского района г. Волгограда Очаковского И.М.
06 июня 2016 года в городе Волгограде рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малининой Т.Н. к Администрации Волгограда и Администрации Красноармейского района г. Волгограда о признании бездействий незаконными, признании жилого помещения непригодным для проживания и возложении обязанностей по предоставлению жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Малинина Т.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Волгограда, Администрации Красноармейского района г. Волгограда признании квартиры <адрес> непригодной для проживания и возложении обязанностей предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником квартиры <адрес>. Длительное время ответчику известно, что указанный жилой дом не отвечает санитарно-техническим нормам, однако капитальный ремонт ответчиком произведён не был. Постановлением Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Между тем вопрос о их переселении ответчиками не решается несмотря на то, что принадлежащая ей квартира находится в аварийном состоянии, не пригодным для проживания. Полагают, что бездействие администрации Волгограда по неприятию мер к расселению граждан из аварийного жилья нарушает жилищные права её и её семьи.
Ссылаясь на то, что проживание в аварийно опасном доме угрожает жизни и здоровью её семьи, с учетом уточненных исковых требований, истец просит признать незаконным бездействие Администрации Волгограда выраженное в непринятии мер по из расселению из аварийного жилья; обязать Администрацию Волгограда предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по учетным нормам предоставления жилья, взамен аварийного и признать квартиру <адрес> непригодной для проживания.
В судебном заседании истец Малинина Т.Н. и её представитель Заря О.К. исковые требования и доводы. Изложенные в их обоснование поддержали. Просили иск удовлетворить, ссылаясь на наличие у ответчиков обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в связи с признанием жилого дома аварийным.
Представитель ответчика Администрации Волгограда Осадчая Ю.Л. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что истец является собственником жилого помещения, в связи с чем, ввиду признания жилого дома аварийным, вправе претендовать только на выкуп её жилого помещения. Обязанность по предоставлению другого жилого помещения собственнику аварийного жилья возникает у органов власти только в случае включения жилого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного фонда, в которую <адрес> не включен. Вместе с тем, переселение граждан из данного дома планируется осуществлять в рамках муниципальной программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ. по которой истец имеет право на выкуп её жилого помещения. Кроме того, указала на то. что решение вопроса о признании жилых помещений непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, в связи с чем к Администрации Волгограда такие требования быть предъявлены не могут. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика Администрации Красноармейского района г. Волгограда Очаковский И.М. иск не признал, ссылаясь на то, что администрация района не является распорядителем муниципального жилого фонда, а потому является ненадлежащим ответчиком по данному спору.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. ч. 1, 2, 6, 8 - 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Судом установлен, что Малинина Т.Н. является собственником квартиры <адрес>
Постановлением Администарции Волгграда от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с ухудшением по причине физического износа в процессе эксплуатации здания в целом его эксплуатационных характеристик, приведших к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований(л.д.21-22).
Как видно из распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков граждан, подлежащих переселению из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, <адрес> утвержден список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья, в данный список входят истцы.
Согласно письму Министерства Жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, мероприятия по расселению указанного дома планируется осуществлять в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья» муниципальной программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ, утверждённой постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно подпункту "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В соответствии с пунктом 22 этого же Постановления судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находятся принадлежащее ответчику жилое помещение, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.
Поскольку соглашение между истцом и администрацией Волгограда о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не имеется, то у суда не имеется оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению собственника изымаемого жилого помещения другим благоустроенным жилым помещением.
При этом, ссылка суда на пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" необоснованна, поскольку спорный жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Необоснованными являются и требования истца о возложении на ответчиков обязанности по признанию <адрес> непригодным для проживания, поскольку в соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации 28.01.2006 г. Положением № 47 о признании жилого помещения непригодным для проживания решение данного вопроса отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии. А потому данные ответчики являются ненадлежащими ответчиками по заявленному истцом требованию о признании принадлежащей ей квартиры жилым помещением неприглядным для проживания, что является основанием к отказу истцу в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 56, 1940198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Малининой Т.Н. к Администрации Волгограда и Администрации Красноармейского района г. Волгограда о признании бездействий незаконными, признании жилого помещения непригодным для проживания и возложении обязанностей по предоставлению жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Ссылка в апелляционной жалобе на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанный жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Председательствующий: О.Ю. Андреева
Мотивированное решение составлено 14 июня 2016 г.
Судья: О.Ю. Андреева