Решение по делу № 2-3881/2019 от 16.10.2019

Дело № 2-3881/2019

64RS0043-01-2019-005116-29

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 декабря 2019 года                                 город Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Чечи И.В.,

при секретаре Мукабенове Б.Б.,

с участием истца Шишкиной ФИО8,

представителя истца Шишкиной иные данные – Чиковани Е.Г., действует на основании письменного заявления в порядке ст. 57 КАС РФ,

представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» – Радченко М.А., действует на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица комитета по управлению имуществом города Саратова – Макаренко М.Н., действует на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шишкиной ФИО9 к администрации муниципального образования «Город Саратов», муниципальному казенному учреждению «Капитальное строительство», третьи лица администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом города Саратова о признании решения незаконным, исключении жилого помещения из ведомственной целевой программы,

установил:

истец Шишкина Ю.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», муниципальному казенному учреждению «Капитальное строительство» (далее – МКУ «Капитальное строительство») о признании решения незаконным, исключении жилого помещения из ведомственной целевой программы.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию. Указывает, что решением Исполнительного комитета Волжского районного Совета народных депутатов от 14.10.1987 «О признании жилых домов литера иные данные по <адрес> аварийными» <адрес> литера иные данные по <адрес> признан аварийным. 28.12.2018 администрацией муниципального образования «Город Саратов» утверждено постановление «Об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый для муниципальных нужд в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, ст. 2, 16 Федерального Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» в целях развития ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда», утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.07.2013 . Данное постановление администрацией муниципального образования «Город Саратов» утверждено на основании ранее принятого Решения Исполнительного комитета Волжского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Однако данное решение от 14.10.1987 является недействующим правовым актом, поскольку постановлением администрации Волжского района города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ данное решение от 14.10.1987 в отношении жилого <адрес> литера иные данные по <адрес> утверждено как ошибочно принятое, где данный дом литер А не является аварийным. Таким образом, жилое помещение иные данные в <адрес> иные данные по <адрес>, принадлежащее истцу на праве собственности, ошибочно включено в участие в ведомственной целевой программе «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда». Межведомственная комиссия о признании <адрес> литера иные данные не созывалась, орган местного самоуправления новых решений о признании жилого помещения <адрес> (литер А) по <адрес> не издавал. После получения сведений о включении жилого помещения в ведомственную целевую программу истец обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением об исключении жилого помещения из ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда», утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.07.2013 №1347. 03.10.2019 истец получил ответ, которым в рассмотрении данного вопроса по формальным основаниям отказано.

Истец, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, просит:

- признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Город Саратов» в лице МКУ «Капитальное строительство» в исключении жилого помещения <адрес> (литер А) по <адрес> из ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда», утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.07.2013 № 1347,

- исключить жилое помещения <адрес> (литер А) по <адрес> из ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда», утвержденной постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ .

Истец Шишкина Ю.Н. и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, просили требования удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» и третьего лица комитета по управлению имуществом города Саратова в судебном заседании возражали против удовлетворения требований.

Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом заблаговременно, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

На основании пункта 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу пункта 2 данной статьи собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст.ст. 2, 14, 57, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.Следовательно, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42-48 Положения).

Согласно пунктам 7, 49 Положения, собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с пунктом 45 Положения для признания многоквартирного дома аварийным необходимо представление в комиссию ряда документов, в том числе, заключения специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

Статьями 32, 86, 134 ЖК РФ предусмотрен порядок сноса жилых домов при признании их аварийными, с обеспечением отселяемых граждан жилыми помещениями за счет муниципального образования. Следовательно, при рассмотрении обращений заявителя, данную обязанность следует возложить на соответствующий орган.

Судом установлено, что истец Шишкина Ю.Н. с 2010 года на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, площадью 34,9 кв.м.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда».

Как следует из текста данного постановления в перечень аварийных многоквартирных домов <адрес>, подлежащих расселению (второй этап), включен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит. А, В, Б, Г, Ж) (пункт 118). Основанием для включения дома в данную программу явилось решение от 14.10.1987. Срок расселения 31.08.2017. Площадь расселяемого жилью составляет 34,90 кв.м (то есть площадь, равная площади квартиры истца).

Из материалов дела следует, что действительно решением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилых домов иные данные по улице Б. Горной аварийными» дома по <адрес> литера <адрес> признаны аварийными.

Постановлением администрации Волжского района города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого <адрес> <адрес> по <адрес> постановлено считать ошибочно принятым. Данный дом литер А признан ветхим.

Постановлением администрации Волжского района города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации района от 09.12.1992 дополнено пунктом о признании утратившим силу решения Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в части жилого <адрес> <адрес>

Актом от 16.10.1992 комиссией в составе инженера ПТО Волжского РПО, инженера и мастера иные данные осмотрен <адрес> и установлено, что <адрес> данном доме пригодна для дальнейшего проживания.

Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, литер А, в котором расположена квартира истца , аварийным в установленном законом порядке не признавался.

Межведомственная комиссия о признании <адрес> литера <адрес> не созывалась, орган местного самоуправления новых решений о признании жилого помещения <адрес> (<адрес>) по <адрес> не издавал.

Учитывая, что основанием для включения дома в ведомственную целевую программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда» явилось отмененное решение от ДД.ММ.ГГГГ в части литера <адрес> то оснований для сохранения данного <адрес> литер А в рассматриваемой ведомственной целевой программе не имеется.

При наличии фактов аварийности дома администрация муниципального образования «Город Саратов» не лишена возможности инициировать процедуру, установленную Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, подготовить и предоставить документы на межведомственную комиссию по признанию помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным.

Также в 2019 году специалистами ООО «Каркас» по заказу Шишкиной Ю.Н. проведено обследования <адрес> установлено, что здание не представляет угрозу для проживания окружающих.

От предоставления другого жилого помещения в собственность Шишкина Ю.Н. отказалась и имеет волеизъявление проживать в данном жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности.

Учитывая, что на момент рассмотрения спора судом квартира Шишкиной Ю.Н. продолжает находиться в ведомственной целевой программе «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда», утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ , то ее жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, подлежит исключению из данной ведомственной целевой программы.

Также истец указывает, что ответ МКУ «Капитальное строительство» об отказе в исключении жилого помещения <адрес> (<адрес>) по <адрес> из ведомственной целевой программы является незаконным.

Однако, из ответа МКУ «Капитальное строительство» от 03.10.2019 следует, что администрацией Волжского района муниципального образования «Город Саратов» направлен запрос в Государственный архив Саратовской области о предоставлении заверенных копий постановлений администрации Волжского района города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ . Запрашиваемые документы до настоящего времени не получены. После получения ответа от Государственного архива Саратовской области администрацией Волжского района муниципального образования «Город Саратов» будет принято решение в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (литиные данные), <адрес>. В настоящее время рассмотреть вопрос об исключении жилого помещения <адрес> (лит. иные данные) по <адрес> из программы не представляется возможным.

Анализируя содержание ответа, вопреки доводам истца, он не содержит отказа в удовлетворении ее заявления и является промежуточным ответом, с указанием о рассмотрении ее обращения позже после получения необходимого пакета документов из государственного архива области.

В связи с этим, оснований для признания ответа МКУ «Капитальное строительство» от 03.10.2019 незаконным не имеется, поскольку им права истца не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ .

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 09.12.2019.

░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░

2-3881/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Шишкина Юлия Николаевна
Ответчики
Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Муниципальное казенное учреждение "Капитальное строительство" АМО "Город Саратов"
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Подготовка дела (собеседование)
07.04.2020Судебное заседание
27.11.2019Судебное заседание
13.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2020Дело оформлено
17.01.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее