РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2018 года <адрес обезличен>
Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:
председательствующего судьи Радионовой Н.А.,
при секретаре Даниловой А.Г.,
с участием:
истца Зиненко Н.Н.,
представителя истца Смертина А.В.,
действующего на основании доверенности № <адрес обезличен>8 от <дата обезличена>, ордера № С 105112 от <дата обезличена>,
ответчика Жданова В.В.,
представителя ответчика Доманина Д.А. – опекуна Жданова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Зиненко Н. Н. к Жданову В. В., Доманину Д. А., Горбуновой В. А. о восстановлении срока для принятия наследства,
Установил:
Зиненко Н. Н. обратились в Ленинский районный суд <адрес обезличен> с иском к Жданову В. В., Доманину Д. А., Горбуновой В. А. о восстановлении срока для принятия наследства.
В обоснование исковых требований истец указала, что <дата обезличена> умерла ее дочь Жданова О. В.. Истец является наследником по закону имущества умершей.
В установленный срок она не смогла принять наследство, так как извещение от нотариуса от <дата обезличена> получила только в конце апреля 2018 года, так как на момент смерти дочери и после находилась на Украине и приехала в Ставрополь только в октябре 2018 года.
На основании изложенного просит суд восстановить срок для принятия наследства, открывшегося <дата обезличена> после смерти Ждановой О. В..
В судебном заседании истец Зиненко Н.Н., ее представитель- адвокат Смертин А.В., исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили суд их удовлетворить. Суду пояснили, что истец на момент смерти дочери и после находилась на Украине и приехала в Ставрополь только в октябре 2017 года, однако, извещений от нотариуса не получала вплоть до конца апреля 2018 года. О смерти дочери истец до этого времени не знала, так как между ними были напряженные отношения, она располагала сведениями о месте жительства, контактном номере телефона дочери и ее мужа, однако они не созванивались и не общались, однако истец считает, что имеет право на наследство.
Ответчик Горбунова В.А., извещенный надлежащим образом и своевременно о дате судебного заседания, в судебное заседание не явился, с заявлением о рассмотрении дела без его участия в суд не обращался.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным провести настоящее судебное заседание в отсутствие не явившегося истца.
Ответчик Жданов В.В., представителя ответчика Доманина Д.А. – опекун Жданов В.В., возражал против удовлетворения исковых требований, считал, что истцом не представлены доказательства уважительности пропуска срока принятия наследства.
Третье лицо нотариус Кашурин И.Н., извещенный о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным провести настоящее судебное заседание в отсутствие не явившегося третьего лица.
Суд, выслушав участников производства, изучив материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В судебном заседании установлено, что <дата обезличена> умерла Жданова О. В., проживающая на день смерти по адресу: <адрес обезличен>.
Наследниками по закону имущества умершей являются – ее муж Жданов В.В., внук - Доманин Д.А., дочь - Горбунова В.А., мать – Зиненко Н.Н.
В состав наследуемого имущества входит:
- 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес обезличен>;
- денежные вклады и компенсации;
- накопительная часть пенсии.
Согласно пункту 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Пункт 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (пункт 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Днем открытия наследства является день смерти гражданина (пункт 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали (статья 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в целях восстановления срока в порядке статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое значение имеет то обстоятельство, знал или должен был знать наследник о смерти наследодателя, то есть о факте открытия наследства.
Согласно п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> «О судебной практике по делам о наследовании» споры, связанные с восстановлением срока для принятия наследства и признанием наследника, принявшим наследство, рассматриваются в порядке искового производства с привлечением в качестве ответчиков наследников, приобретших наследство (при наследовании выморочного имущества - Российской Федерации либо муниципального образования, субъекта Российской Федерации), независимо от получения ими свидетельства о праве на наследство.
Требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (ст. 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Несоблюдение хотя бы одного из указанных условия влечет отказ в удовлетворении требований.
Таким образом, основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя (ст. 1113 ГК РФ), но и представление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не должен был знать об этом событии по объективным, не зависящим от него обстоятельствам, а также при условии соблюдения таким наследником срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.
Истец утверждает, что на момент смерти дочери и после находилась на Украине и приехала в Ставрополь только в октябре 2017 года, однако, извещений от нотариуса не получала вплоть до конца апреля 2018 года. О смерти дочери до этого времени не знала, так как между ними были напряженные отношения, она располагала сведениями о месте жительства, контактном номере телефона дочери и ее мужа, однако они не созванивались и не общались.
Суд считает недоказанными довода истца о том, что она не знала о смерти дочери, и не находит неуважительными причины пропуска истцом срока для принятия наследства.
Родственные отношения наследника с наследодателем подразумевают не только возможность предъявить имущественные требования о наследстве, но и проявление внимания наследника к судьбе наследодателя. При должной степени заботы и внимательности к наследодателю истец должен был знать о смерти наследодателя и открытии наследства.
Какие-либо личные взаимоотношения между наследником и наследодателем к уважительности причин пропуска срока, установленного ст. 1154 ГК РФ, относиться не могут.
Кроме того, доводы истца о том, что она не знала о смерти дочери ранее апреля 2018 года, опровергаются объяснениями истца и его представителя, которые указали, что истец располагала сведениями о месте жительства, контактном номере телефона дочери и ее мужа.
Кроме того, материалы дела содержат сведения о неоднократном направлении нотариусом в адрес истца извещений об открытии наследства после смерти Ждановой О.В. (исх. <номер обезличен> от <дата обезличена>, исх. <номер обезличен> от <дата обезличена>, исх. <номер обезличен> от <дата обезличена>).
Однако, извещений об открытии наследства после смерти Ждановой О.В. (исх. <номер обезличен> от <дата обезличена>, исх. <номер обезличен> от <дата обезличена>) истец на почте не получала, они вернулись в адрес нотариуса с отметкой «истек срок хранения». Истцу направлялись уведомления с почты о получении заказных писем. Доказательств того, что она поменяла место жительства, в материалах делах не имеется.
Риск неблагоприятных последствий, вызванных нежеланием являться за заказными уведомлениями, несет сам истец в силу ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ. Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, лишивших возможности являться за заказными уведомлениями, истец не представил.
Каких-либо доказательств, объективно препятствующих истцу узнать о смерти дочери ранее конца апреля 2018 года, материалы дела также не содержат.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие реальной возможности у истца получить сведения о смерти дочери – Ждановой О.В. в установленный положениями статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, при наличии информации о месте жительства и номере телефона последней, отсутствие проявления истцом интереса к судьбе наследодателя как до смерти так и после смерти, отсутствие, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, доказательств, с достоверностью свидетельствующих о наличии объективных, не зависящих от истца обстоятельствах, препятствующих ему получать информацию о состоянии здоровья дочери – Ждановой О.В., общаться с ней, своевременно узнать о смерти и открытии наследства, суд полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований в части восстановления срока для принятия наследства.
Наличия иных причин, препятствовавших принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом, - тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность, истцом также суду не представлено.
Поскольку истцами не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока, установленного ст. 1154 ГК РФ, для принятия наследства после смерти дочери, а также доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствовавших реализации наследственных прав в установленный законом срок, оснований для его восстановления не имеется.
С учетом установленных обстоятельств дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования Зиненко Н. Н. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 112 ГПК РФ, 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░