Решение по делу № 12-617/2017 от 05.10.2017

Дело №12-617/17

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Ижевск 09 ноября 2017 года

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Алабужевой С.В.,

при секретаре Садыковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП «Ижводоканал» на постановление Управления Роспотребнадзора по УР от <дата> о привлечении МУП «Ижводоканал» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителем главного государственного санитарного врача по УР Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее также – Управление Роспотребнадзора по УР) Бельтюковой И.В. от 25.01.2017г. МУП г.Ижевска «Ижводоканал» привлечено к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, директор МУП г.Ижевска «Ижводоканал» Катаев В.В. обратился в суд с жалобой, в обоснование жалобы указывает, что постановление является незаконным и необоснованным. В действиях юридического лица отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. Считает неверным вывод должностного лица административного органа о том, что ремонтные работы проводятся без отключения водопроводной сети в зависимости от категории системы водоснабжения, нарушения сроков проведения ремонтных работ после устранения аварий (в части водоразборных колонок по адресу: <адрес><адрес>), т.к. Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения предусмотрен перечень оснований, по которым поврежденные трубопроводы подлежат немедленному выключению, проведение ремонтных работ не сопровождается обязательным отключением водопроводной сети. В акте проверки указано о нарушении сроков проведения ремонтных работ со ссылкой на СанПин «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды…», однако, данный СанПин не нормирует и не устанавливает сроки проведения ремонтных работ, требования о сроках регламентированы ПТЭ и СП 31.13330.2012, на основании данных актов в учреждении разработан Технический регламент о локализации повреждений и аварий на водопроводной сети систем холодного водоснабжения, в соответствии с которым расчетное время ликвидации соответствующих повреждений аварии составляет не более месяца с момента возникновения повреждений, что свидетельствует о том, что водоснабжение потребителей не нарушено. Также из акта проверки и оспариваемого постановления следует, что учреждением допущены нарушения требований СанПин «Питьевая вода…» в части того, что подача воды населению должна быть прекращена с момента отбора проб и до получения результатов исследований на микробиологические показатели (данные выводы не подтверждаются материалами проверки, т.к. производство и подача населению питьевой воды, качество которой соответствует требованиям санитарных правил, обеспечивается организацией путем проведения мероприятий производственного контроля). Выводы о наличии факта нарушения, выразившиеся в использовании Ижевского водохранилища при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о несоответствии водного объекта санитарным правилам не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в частности, факт заключения договора водопользования от 01.12.2011г. фактически свидетельствует о законности использования данного водохранилища в качестве источника питьевого водоснабжения, также подтверждением факта согласования со стороны Роспотребнадзора являются процедура подготовки и заключения договора водопользования, неоднократное направление учреждением в Управление Росприроднадзора по УР писем с просьбой о согласовании использования источников водоснабжения с отклонениями от санитарно-гигиенических норм. При проведении анализа проб воды на содержание остаточного связанного хлора и остаточного свободного хлора экспертами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» не выполнено предписание на осуществление контрольных мероприятий, а именно: отбор проб произведен не перед подачей в распределительную сеть, а с технологического сооружения, где содержание хлора на выходе СанПин не регламентировано; не определена и не приводится в протоколе концентрация общего (суммарного) хлора в пробе питьевой воды; для исследования применена методика измерения, не утвержденная в установленном порядке. При этом, на станциях подготовки воды учреждения в целях сокращения расхода хлора применяется обеззараживание воды связанным хлором (хлораммонизация). В акте проверки отсутствуют результаты проверки работы сооружений СПВ «Пруд-Ижевск», не произведена оценка эффективности работы сооружений, оценка работы технологических сооружений не представлена, не указано, каким образом обнаруженное превышение хлора могло привести к заражению гепатитом А. В связи с отсутствием состава административного правонарушения, просит признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по УР от <дата> о привлечении МУП «Ижводоканал» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа, прекратить производство по делу.

В судебном заседании защитники лица, привлекаемого к административной ответственности Шаклеина А.А., Ушмаева М.А., действующие на основании доверенности, поддержали доводы жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, письменных пояснений по жалобе. Как следует из данных письменных пояснений, на станциях подготовки воды Ижводоканала применяется обеззараживание воды связанным хлором – с использованием хлораминов, которые образуются в результате последовательного вводу в обрабатываемую воду реагентов сульфата аммония и хлора. Результаты анализов лаборатории технологического контроля МУП г.Ижевска «Ижводоканал» свидетельствуют о том, что свободный хлор в воде, подвергнутой хлораммонизации, отсутствует. Для принятия решения о соответствии либо несоответствии пробы воды требованиям нормативных документов необходимо принимать результаты полученных лабораторией технологического контроля предприятия. При выполнении измерений установлены следующие нарушения: исследование проводило неуполномоченное лицо, были нарушены методики измерения (не оценивались условия выполнения измерений – температура, влажность, давление), не было установлено мешающее влияние на определение массовой концентрации хлора цианидов, нитритов, сульфидов, брома и т.д. В протоколе лабораторных исследований от 24.10.2016г. отсутствует информация об определении показателя «хлор остаточный суммарный» («общий хлор»), в связи с чем, неверно утверждение в экспертном заключении о том, что общая концентрация свободного и связанного хлора превышает допустимую в 1,5 раза в нарушение СанПин «Питьевая вода…». Акт отбора проб не содержит сведений, подтверждающих определение массовой концентрации хлора (свободного и связанного) на месте отбора проб. Акт проверки был составлен позднее протокола по делу об административном правонарушении, что является нарушением порядка привлечения к ответственности.

Представители административного органа Управления Роспотребнадзора по УР по доверенности Булатова А.Н., Бушмакина Ю.В. в судебном заседании указали, что считают обжалуемое постановление от 25.01.2017г. законным и обоснованным, жалобу заявителя – не подлежащей удовлетворению. В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении были установлены все обстоятельства, заявитель правомерно привлечен к ответственности. Экспертная организация ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» обладает специальными познаниями. Порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушен – был составлен протокол по делу об административном правонарушении, впоследствии было направлено извещение, по итогам эпидемиологического расследования был составлен акт, процедура составления акта нормативно не урегулирована, его составление не связано с протоколом об административном правонарушении.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

МУП г.Ижевска «Ижводоканал» осуществляет деятельность по эксплуатации инженерных систем водоснабжения и водоотведения, обеспечивает качество подаваемой питьевой воды, сброс сточных вод в соответствии с действующими стандартами, нормами и правилами.

В связи с поступившей информацией из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» (экстренные извещения №, 15903, 1488, 1487, 15883, 15892, 15886 от 10.10.2016г. о регистрации случаев острого вирусного гепатита А), с целью установления причинно-следственных связей формирования очагов острого вирусного гепатита А, предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека; организации своевременных и в полном объеме санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, для предотвращения возникновения угрозы здоровью людей, Управлением Роспотребнадзора по УР вынесено Распоряжение о проведении эпидемиологического расследования от 11.10.2016г. в отношении МУП г. Ижевска «Ижводоканал». Срок проведения эпидемиологического расследования с 12.10.2016г. по 10.11.2016г.

В рамках проведения эпидемиологического расследования Управлением в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» были выданы:

- предписание от 17.10.2016г. о проведении отбора проб воды (перед поступлением в разводящую сеть (станция подготовки воды (СПВ) «Кама-Ижевск», станция подготовки воды (СПВ) «Пруд-Ижевск») и в разводящей водопроводной сети) и их лабораторных исследований на соответствие требованиям СанПиН 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по микробиологическим показателям; по показателю - остаточный хлор (общий свободный, связанный);

- предписание от 12.10.2016г. о проведении обследования Службы по эксплуатации водопроводных сетей и сооружений, участков ремонта и восстановления сетей (Северовосточный, Центральный, Ленинский) на соответствие требованиям санитарных норм и правил.

По ходу проведения эпидемиологического расследования, по мнению административного органа, в деятельности МУП «Ижводоканал» вывялены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:

1) в силу п.1 Примечания к табл.3 СанПиН 2.<дата>-01 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», при одновременном присутствии в воде свободного и связанного хлора их общая концентрация не должна превышать 1,2 мг/л, при этом, фактически общая концентрация остаточного хлора в исследованной пробе воды, отобранной из РЧВ СПВ «Пруд-Ижевск» составила 1,35 мг/л (с учетом погрешности методики исследования) и превысила гигиенический норматив в 1,13 раза,

2) согласно табл.3 СанПиН 2.<дата>-01 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», гигиенический норматив содержания остаточного свободного хлора составляет в пределах 0,3-0,5 мг/л, фактически содержание остаточного свободного хлора в исследованной пробе воды, отобранной из РЧВ СПВ «Пруд-Ижевск», составило 0,91±0,23 мг/л (с учетом погрешности методики исследования), что превышает гигиенический норматив и является нарушением требований п. 3.4.2. таб.3 СанПиН 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

3) согласно акту санитарно-эпидемиологического обследования от 03.11.2016г., выполненного специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР», проведена санитарно-эпидемиологическая оценка Службы по эксплуатации водопроводных сетей и сооружений по адресу: <адрес>, и участков ремонта и восстановления сетей по адресам: <адрес> (Северовосточный участок), <адрес> (Центральный участок), <адрес> (Ленинский участок).

Выявлены следующие нарушения сроков проведения ремонтных работ после устранения аварий (с <дата>г.):

- <адрес>: капитальный ремонт в/колонки <адрес>, дата отключения – 17.06.2016г., дата проведения работ по промывке и дезинфекции 20.06.2016г.;

- <адрес>: замена фасонных частей в колодце в/колонки <адрес>, дата отключения –02.09.2016г., дата проведения работ по промывке и дезинфекции 05.09.2016г.; капитальный ремонт в/колонки <адрес>, дата отключения – 15.04.2016г., дата проведения работ по промывке и дезинфекциии 18.04.2016г.

Указанные факты являются нарушением п.2.5.СанПиН 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в соответствии с которым при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора.

4) при анализе представленных «Журналов контроля качества воды», «Журналов контроля анализов воды, не соответствующих требованиям СанПиН» выявлены следующие нарушения требований СанПиН 2.<дата>-01 (с <дата>г.): с момента отбора проб и до получения результатов исследований воды на микробиологические показатели, вода подается населению (а именно исследование воды по микробиологическим показателям составляет в среднем 2-3 дня до получения результата), т.е. её подача не прекращается, что является нарушением требований п. 2.7. СанПиН 2.<дата>-01, а именно: подача воды не приостановлена в период отсутствия информации о качестве питьевой воды, подтвержденной результатами лабораторного контроля (соответствия качества воды требованиям настоящих санитарных правил) в связи с чем, имеется реальная опасность для здоровья населения.

5) качество воды в Ижевском водохранилище не соответствует требованиям, предъявляемым к водным объектам, используемым в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением .УЦ.02.000.М.000070.05.14 от 07.05.2014г. о несоответствии водного объекта санитарным правилами условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

По результатам эпидемиологического расследования административный орган пришел к выводу о нарушении МУП «Ижводоканал» следующих требований санитарного законодательства, санитарных норм и правил:

- ст.ст. 11, 18, 19, 39 Федерального Закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- п.п. 2.5, 2.7, 3.4.2 СанПиН 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

В соответствии со ст.11 Федерального закона №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

В соответствии с ч.3 ст. 18 Федерального Закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Федерального Закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

П.3 ст.39 ФЗ №52-ФЗ предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Ч.1 ст.43 Водного Кодекса РФ предусмотрено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В силу ч.3 ст.1 ч.3 ст.23 Федерального Закона №416-ФЗ от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего и холодного водоснабжения, устанавливаются законодательством РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании, забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством РФ.

П.п. <дата>, <дата> МКД 3-02.2001 «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» (утв.Приказом Горстроя России от 30.12.1999г.) дополнительное профилактическое обслуживание производится при разработке и реализации мероприятий по обеспечению бесперебойности водоснабжения и устранению «узких мест» в системе подачи и распределения воды, в т.ч. и по замене устаревших типов и конструкций арматуры, а также мероприятий по предотвращению загрязнения воды в процессе ее транспортирования по водоводам и линиям сети. Планы мероприятий разрабатываются организацией водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) с привлечением, в необходимых случаях, специализированных организаций и представляются для утверждения в органы местного самоуправления. В качестве критерия бесперебойности подачи воды устанавливается выполнение требований (СНиП <дата>-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»).

Сроки локализации аварий (отключение поврежденных участков сети) устанавливаются регламентом ВКХ в зависимости от характеристики участка сети, диаметра, количества закрываемых задвижек, времени года и т.п.

При локализации аварии допускается прекращение подачи воды населению численностью до 1000 человек. В случае большей численности населения, обслуживаемого отключенными участками сети, а также при длительности ликвидации аварии более 24 часов должно быть организовано альтернативное (временное) водоснабжение.

В соответствии с п.4.4 СНиП <дата>-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» централизованные системы водоснабжения по степени обеспеченности подачи воды подразделяются на 3 категории:

I – допускается снижение подачи воды на хозяйственно-питьевые нужды не более 30% расчетного расхода и на производственные нужды до предела, устанавливаемого аварийным графиком работы предприятий; длительность снижения подачи не должна превышать 3 суток. Перерыв в подаче воды или снижение ниже указанного предела допускаются на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 минут;

II – величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при I категории; длительность снижения подачи не должна превышать 10 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускаются на время выключения поврежденных и включения резервных элементов или проведения ремонта, но не более чем на 6 часов;

III – величина допускаемого снижения подачи воды та же, что при I категории; длительность снижения подачи воды не должна превышать 15 суток. Перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела допускается на время ремонта, но не более чем на 24 часа.

Объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы населенных пунктов при числе жителей в них более 50 тыс. чел. следует относить к I категории, от 5 до 50 тыс.чел. - II категории, менее 5 тыс. чел. – к III категории.

В соответствии с Уставом МУП г.Ижевска «Ижводоканал» (утв. Распоряжением Администрации г.Ижевска от 17.07.2014г.), видом деятельности предприятия является: осуществление деятельности по эксплуатации инженерных систем водоснабжения и водоотведения. Обеспечение качества подаваемой питьевой воды в соответствии с действующими стандартами, нормами и правилами при соответствии исходной воды требованиям стандартов (п.п. 2.2.2, 2.2.3. Устава).

Согласно договору водопользования -з (зарегистрирован в государственном водном реестре 01.12.2011г. за .0101012-ХДЗ110-С-2011-00267/00) МУП г.Ижевска «Ижводоканал» принимает в пользование участок Ижевского водохранилища на р.Иж, расположенный на расстоянии 189 км. от устья р.Иж с целью забора (изъятия водных ресурсов из поверхностного водного объекта. МУП г.Ижевска «Ижводоканал» принимает в пользование часть Воткинского водохранилища на реке Кама с целью забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта.

В связи с имеющимися по мнению административного органа вышеперечисленными нарушениями, постановлением от 25.01.2017г. МУП г.Ижевска «Ижводоканал» привлечено к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из содержания ст.1.5 КоАП РФ, в производстве по делу об административном правонарушении обязанность доказывания факта совершения административного правонарушения и виновность лица в его совершении возложены на административный орган.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.

Суд, проанализировав доводы жалобы МУП «Ижводоканал» в совокупности с имеющимися в представленном по запросу суда административном материале в отношении МУП «Ижводоканал» доказательствами, на которые ссылается административный орган, приходя к выводу о совершении юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, приходит к следующему.

Относительно несоответствия проб воды в резервуаре чистой воды (РЧВ) СПВ «Пруд-Ижевск» гигиеническому нормативу по концентрации остаточного хлора.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001г. утверждены СанПиН 2.<дата>-01.2.1.4 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (далее - СанПиН 2.<дата>-01), устанавливающие гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.

В силу п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.<дата>-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства, ее качество должно соответствовать гигиеническим нормативам перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

В соответствии с табл.3 п.3.4.2 СанПиН 2.<дата>-01 и примечанием к ней, гигиенический норматив по остаточному свободному хлору установлен в пределах 0,3-0,5 мг/л, по остаточному связанному хлору – в пределах 0,8-1,2 мг/л, при одновременном присутствии в воде свободного и связанного хлора их общая концентрация не должна превышать 1,2 мг/л, предельно-допустимая концентрация связанного хлора должна составлять 0,8-1,2 мг/л.

В соответствии с протоколом лабораторных исследований от <дата> ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике», в пробах воды, отобранных из РЧВ СПВ «Пруд-Ижевск», установлено превышение норматива по хлору остаточному свободному 0,91+-0,23 мг/л, при нормативе не более 0,5 мг/л, при этом, общая концентрация свободного и связанного хлора в пробах воды при исследовании (в соответствии с протоколом) не определялась и с нормативом (1,2 мг/л) не сопоставлялась (л.д.90 адм.материала).

В соответствии с экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» от <дата>, исследованная проба воды, отобранная из РЧВ СПВ «Пруд-Ижевск» по адресу: <адрес>, по содержанию остаточного свободного хлора и по общей концентрации свободного и связанного хлора не соответствует требованиям п.3.4.2 СанПин 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

В соответствии с п.п.5,6 ст.26.4 КоАП РФ, эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Поскольку никаких исследований и расчетов на предмет определения содержания общей концентрации свободного и связанного хлора ни протокол лабораторных исследований от <дата>, ни заключение экспертизы от <дата> не содержат, содержащийся в заключении экспертизы вывод о превышении общей концентрации остаточного хлора в отобранных пробах питьевой воды допустимых концентраций в 1,5 раза (1,8 мг/л) является немотивированным, в данной части экспертное заключение не отвечает требованиям ст.26.4 КоАП РФ и не могло быть положено в основу вывода о совершении юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ.

Более того, в соответствии с содержанием оспариваемого постановления от <дата> (стр.2 постановления, л.д. 4 адм.материала), предприятию вменено нарушение требований п.3.4.2 таб.3 СанПин 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», выразившееся в том, что при гигиеническом нормативе 1,2 мг/л общая концентрация остаточного хлора в исследованной пробе воды, отобранной из РЧВ СПВ «Пруд-Ижевск» составила 1,35 мг/л с учетом погрешности методики исследования, что превышает гигиенический норматив в 1,13 раза.

Между тем, данный вывод административного органа никакими доказательствами не подтверждается - ни протокол лабораторных исследований от <дата>, ни заключение экспертизы от <дата> сведений и выводов о наличии общей концентрации остаточного хлора в отобранных из РЧВ СПВ «Пруд-Ижевск» пробах в объеме 1,35 мг/л, 0,91+-0,23 мг/л - не содержат.

При таких обстоятельствах, вывод о совершении МУП «Ижводоканал» нарушения требований п.3.4.2 таб.3 СанПин 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», выразившееся в том, что при гигиеническом нормативе 1,2 мг/л общая концентрация остаточного хлора в исследованной пробе воды, отобранной из РЧВ СПВ «Пруд-Ижевск» составила 1,35 мг/л с учетом погрешности методики исследования, что превышает гигиенический норматив в 1,13 раза; что при гигиеническом нормативе в пределах 0,3-0,5 мг/л содержание остаточного свободного хлора в исследованной пробе воды, отобранной из РЧВ СПВ «Пруд-Ижевск», составило 0,91+-0,23 мг/л, с учетом погрешности методики исследования, что превышает гигиенический норматив – подлежит исключению из оспариваемого постановления в связи с его недоказанностью. Доводы жалобы в данной части заслуживают внимание.

Относительно доводов жалобы о нарушении сроков проведения предприятием ремонтных работ.

Как следует из текста оспариваемого постановления, при анализе представленных учреждением документов, в соответствии с актом санитарно-эпидемиологического обследования от 03.11.2016г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР», установлено, что при проведении ремонтных работ (аварийных и плановых) не все работы сопровождаются отключением водопроводной сети в зависимости от категории системы водоснабжения.

Выявлены следующие нарушения сроков проведения ремонтных работ после устранения аварий (с <дата>г.):

- <адрес>: капитальный ремонт в/колонки <адрес>, дата отключения – 17.06.2016г., дата проведения работ по промывке и дезинфекции 20.06.2016г.;

- <адрес>: замена фасонных частей в колодце в/колонки <адрес>, дата отключения –02.09.2016г., дата проведения работ по промывке и дезинфекции 05.09.2016г.; капитальный ремонт в/колонки <адрес>, дата отключения – 15.04.2016г., дата проведения работ по промывке и дезинфекциии 18.04.2016г.

Предприятию вменено нарушение п.2.5.СанПиН 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

В соответствии с указанным пунктом, при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора.

Однако в административном материале отсутствуют доказательства того, что на объектах ремонта, указанных в оспариваемом постановлении, имели место аварии или технические нарушения, приводящие к необходимости немедленного отключения водоснабжения и немедленного ремонта.

Как обосновано указывает в жалобе юридическое лицо, п.2.5.СанПиН 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» не регламентирует сроки и порядок проведения ремонтных и иных восстановительных работ, а также работ по обслуживанию на сетях коммунального водоснабжения.

Приказом Госстроя России от <дата> утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001 (далее – ПТЭ). Указанные Правила являются обязательными для применения на всей территории Российской Федерации для организаций, эксплуатирующих системы водопроводно-коммунального хозяйства вне зависимости от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.

Как следует из содержания оспариваемого постановления, предприятию вменены нарушения при проведении работ по капитальному ремонту и замене фасонных частей колодца уличных водопроводных колонок, однако данные работы не являются работами по устранению аварий и технических повреждений, а являются плановыми работами по обслуживанию объектов системы водопроводно-коммунального хозяйства.

В соответствии с п.<дата> ПТЭ, авариями на водопроводной сети считаются повреждения трубопроводов, сооружений и оборудования на сети или нарушение их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды абонентам, затопление территории.

В соответствии с п.<дата> ПТЭ, аварией на водопроводной сети не считается выключение из работы отдельных участков трубопроводов, сооружений или оборудования, произведенное для:

а) предотвращения аварии, если при этом не была прекращена подача воды абонентам;

б) увеличения подачи воды на пожаротушение;

в) проведения планово-предупредительного ремонта, дезинфекции или присоединения к действующей сети новых трубопроводов или домовых вводов с предварительным оповещением абонентов о времени и продолжительности отключения.

С учетом данных норм, суд признает обоснованными доводы жалобы о том, что при проведении спорных ремонтных работ водоснабжение потребителей не нарушалось, абоненты МУП «Ижводоканал» обеспечивались водой в объемах соответствующих нормативным требованиям.

Предприятием при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении настоящей жалобы представлен принятый в соответствии с ПТЭ «Технический регламент о локализации повреждений и аварий на водопроводной сети систем холодного водоснабжения» (далее – Технический регламент), График ремонтных работ на 2016 год, схема расположения водопроводных колонок по <адрес>, схема расположения водопроводных колонок по <адрес>, схема расположения водопроводных колонок по <адрес>.

В соответствии с п.2.1 Технического регламента, утверждена классификация повреждений и аварий водопроводной сети.

Так, повреждения первого типа (П-1) – это повреждения на кольцевой водопроводной сети или на одном вводе в здание (в случае наличия двух и более) с утечками воды, в результате которых не происходит нарушение водоснабжения абонентов.

В соответствии с вышеуказанными схемами расположения водопроводных колонок, при проведении работ по ремонту водопроводной колонки, повреждению присваивается класс П-1, так как не происходит нарушение водоснабжения абонентов, поскольку имеется не менее 2-х соседних работающих колонок для водоснабжения потребителей.

Разделом 4 табл.4.1 Технического регламента, установлен срок ликвидации повреждений класса П-1 – не более месяца с момента возникновения повреждения. При проведении спорных ремонтных работ на водопроводных колонках указанные сроки не нарушены.

Таким образом, административным органом не опровергнуты возражения юридического лица об отсутствии нарушений сроков проведения ремонтных работ, соответствующих доказательств таких нарушений административный материал не содержит, вывод о нарушении сроков проведения ремонтных работ (с <дата>) основан на неправильном применении и толковании вышеуказанных норм и правил, доводы жалобы в данной части суд признает заслуживающими внимания.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в вину учреждению неправомерно вменено нарушение п.2.5 СанПиН 2.1.4 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - при проведении ремонтных работ (аварийные и плановые) не все работы сопровождаются отключением водопроводной сети в зависимости от категории системы водоснабжения. Нарушение сроков проведения ремонтных работ после устранения аварий (с <дата>):

- <адрес>: капитальный ремонт в/колонки <адрес><адрес>, дата отключения <дата>, дата проведения работ по промывке и дезинфекции <дата>;

- <адрес>: замена фасонных частей в колодце в/колонки <адрес>, дата отключения <дата>, дата проведения работ по промывке и дезинфекции <дата>;

- капитальный ремонт в/колонки <адрес>, дата отключения - <дата>, дата проведения работ по промывке и дезинфекции 18.04.2016г., нарушение п.2.5 СанПин 2.1.4 1074-01.

Указание на совершение МУП «Водоканал» данного нарушения подлежит исключению из мотивировочной части оспариваемого постановления в связи с недоказанностью его совершения.

Относительно вмененного в вину учреждению п.2.7 СанПин 2.<дата>-01 суд указывает следующее.

Подача питьевой воды населению запрещается или ее использование приостанавливается в следующих случаях, предусмотренных пунктом 2.7 СанПиН 2.<дата>-01:

- в установленный срок действия временных отклонений от гигиенических нормативов не устранены причины, обусловливающие ухудшение качества питьевой воды;

- системой водоснабжения не обеспечиваются производство и подача населению питьевой воды, качество которой соответствует требованиям указанных Санитарных правил, в связи с чем, имеется реальная опасность для здоровья населения.

Как усматривается из текста оспариваемого постановления, при анализе представленных журналов выявлены следующие нарушения требований СанПиН 2.<дата>-01 (с <дата>г.): с момента отбора проб и до получения результатов исследований воды на микробиологические показатели, вода подается населению (а именно исследование воды по микробиологическим показателям составляет в среднем 2-3 дня до получения результата), т.е. её подача не прекращается, что является нарушением требований п. 2.7. СанПиН 2.<дата>-01, а именно: подача воды не приостановлена в период отсутствия информации о качестве питьевой воды, подтвержденной результатами лабораторного контроля (соответствия качества воды требованиям настоящих санитарных правил) в связи с чем, имеется реальная опасность для здоровья населения.

Как указано выше, на основании пункта 3.2 СанПиН 2.<дата>-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

В соответствии с пунктом 4.2 СанПиН 2.<дата>-01 юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, осуществляется производственный контроль качества питьевой воды на основании рабочей программе.

Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

В подтверждение проведения мероприятий производственного контроля, МУП г.Ижевска «Ижводоканал» в материалы дела представлены доказательства того, что предприятием проводится постоянный контроль качества воды в соответствии с утвержденной рабочей программой производственного контроля, согласованной с Управлением Роспотребнадзора по УР – в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, непосредственно в распределительной сети. Периодичность отбора проб в постоянных контрольных точках, согласованных Управлением Роспотребнадзора по УР, в составе рабочей программы производственного контроля качества воды, определена в соответствии с СанПин 2.<дата>-01.

При этом, по микробиологическим показателям лабораторные исследования занимают до 3-х дней. С момента отбора проб и до получения результатов исследований воды на микробиологические показатели вода подается населению. При обнаружении по результатам анализа микробиологического загрязнения в пробе питьевой воды, учреждением принимаются незамедлительные меры по отключению участка сети для проведения его дезинфекции и промывки.

При наличии изменений состояния водоснабжения и ухудшения качества воды учреждение ставит в известность Управление Роспотребнадзора по УР путем направления телефонограммы (п.2.2.4 Правил технической эксплуатации МДК 3-02.2001). По результатам рассмотрения извещения, решение о запрещении или приостановлении использования населением питьевой воды из конкретной системы водоснабжения принимаются органом местного самоуправления по постановлению Главного государственного санитарного врача по соответствующей территории на основании оценки опасности и риска здоровью населения (п.2.7.1. СанПин 2.<дата>-01).

По результатам производственного контроля МУП г.Ижевска «Ижводоканал» за период с 01.10.2015г. по 31.09.2016г. на сооружениях подготовки воды отсутствуют пробы не соответствующие требованиям СанПин 2.<дата>-01, количество нестандартных проб в распределительной сети по микробиологическим показателям составляет 2,6% от общего количества отобранных проб, что следует из приложенных к административному материалу квартальных отчетов ЦАКВ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что МУП г.Ижевска «Ижводоканал» обеспечивается производство и подача населению питьевой воды, качество по микробиологическим показателям которой соответствует требованиям СанПин 2.<дата>-01, что подтверждается результатами лабораторных исследований проб воды, проводимых в рамках рабочей программы производственного контроля качества воды.

Кроме того, из буквального толкования п.2.7 СанПин 2.<дата>-01, следует, что для прекращения или приостановления подачи питьевой воды населению должна быть установлена реальная опасность подаваемой воды для жизни и здоровья населения.

Причем, в соответствии с п.2.7.1 СанПин 2.<дата>-01, решение о запрещении или приостановлении использования населением питьевой воды из конкретной системы водоснабжения принимается органом местного самоуправления по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории на основании оценки опасности и риска для здоровья населения, связанных как с дальнейшим потреблением воды, не соответствующей гигиеническим нормативам, так и с прекращением или приостановлением ее использования в питьевых и бытовых целях.

При этом, материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств наличия реальной опасности для жизни и здоровья населения в связи с подачей воды неустановленного качества МУП «Ижводоканал» в спорный период (с <дата> и в течение 2-3 дней до момента получения результатов исследования), а также отсутствует решение органа местного самоуправления о запрещении или приостановлении подачи питьевой воды в спорный период, принятое в порядке п. п.2.7.1 СанПин 2.<дата>-01.

Поскольку водоснабжающая организация не имеет права самостоятельно ограничивать подачу питьевой воды населению на период проведения лабораторных исследований, при отсутствии соответствующего решения органа местного самоуправления (иное противоречило бы требованиям ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), отсутствует и вина юридического лица в нарушении п.2.7 СанПин 2.<дата>-01. Доводы жалобы МУП «Ижводоканал» в данной части заслуживают внимания.

С учетом изложенного вывод административного органа о нарушении МУП «Ижводоканал» п.2.7 СанПиН 2.1.4 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», выразившемся в том, что с момента отбора проб и до получения результатов исследований воды на микробиологические показатели вода подается населению, подача воды не приостановлена в период отсутствия информации о качестве питьевой воды, подтвержденной результатами лабораторного контроля (соответствия качества воды требованиям настоящих санитарных правил) в связи с чем, имеется реальная опасность для здоровья населения – подлежит исключению из мотивировочной части оспариваемого постановления.

Относительно нарушения ч.3 ст.18 Федерального Закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с ч.3 ст.18 Федерального Закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Водоснабжение <адрес> осуществляется из 2 поверхностных источников: Ижевское водохранилище (Ижевский пруд) и Воткинское водохранилище. Для целей водоснабжения г. Ижевска МУП г. Ижевска «Ижводоканал» производит забор исходной воды из данных поверхностных источников.

Как усматривается из текста оспариваемого постановления от 25.01.2017г., вывод о несоответствии качества воды в Ижевском водохранилище требованиям, предъявляемым к водным объектам, используемым в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения основан на санитарно-эпидемиологическим заключении .УЦ.02.000.М.000070.05.14 от 07.05.2014г. о несоответствии водного объекта санитарным правилами условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

П.1 ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (п.1 ст.26.7 КоАП РФ).

В материалах дела об административном правонарушении санитарно-эпидемиологическое заключение .УЦ.02.000.М.000070.05.14 от 07.05.2014г. отсутствует. На л.д. 132 адм.материала имеется «черновая копия для внутреннего использования» вышеуказанного заключения, не заверенная подписью уполномоченного должностного лица и печатью организации, либо в ином установленном законом порядке, что не отвечает требованиям ст.26.7 КоАП РФ.

Это приводит суд к выводу о том, что данное заключение нельзя признать надлежащим доказательством, подтверждающими вину учреждения в части вменяемого нарушения ч.3 ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поскольку в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Иных доказательств, подтверждающих факт совершения предприятием указанного нарушения, Управлением Роспотребнадзора по УР не представило.

При таких обстоятельствах, вывод административного органа о совершении МУП «Ижводоканал» нарушения ч.3 ст.18 Федерального Закона от <дата> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», выразившегося в использовании в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения водного объекта, качество воды в котором не соответствует требованиям, предъявляемым к водным объектам (Ижевское водохранилище) – подлежит исключению из мотивировочной части оспариваемого постановления.

При составлении протокола МУП «Ижводоканал» были представлены возражения на акт от 10.11.2016г. и выданные предписания об устранении выявленных нарушений ,793, однако данным возражениям оценка административным органом не дана.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

В связи с вышеизложенным в действиях МУП «Ижводоканал» отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.4- 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление Управления Роспотребнадзора по УР от <дата> о привлечении МУП «Ижводоканал» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ в отношении МУП «Ижводоканал» - прекратить, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения (п.п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ), жалобу МУП «Ижводоканал» – удовлетворить.

Решение вступает в силу с момента вынесения, может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вручения или получения лицом копии решения.

Судья:                                 С.В. Алабужева

12-617/2017

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Другие
МУП "Ижводоканал"
Суд
Первомайский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Алабужева Светлана Вячеславна
Статьи

6.5

Дело на сайте суда
pervomayskiy.udm.sudrf.ru
05.10.2017Материалы переданы в производство судье
09.11.2017Судебное заседание
09.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее