РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2015 года г. Черкесск
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской республики в составе
председательствующего судьи М.А. Аслануковой,
при секретаре судебного заседания Туарчиеве Р.К.,
с участием представителя истца Семеновой А.Б., действующей по доверенности,
представителя ответчика - Министерства сельского хозяйства КЧР в лице Каракетовой Ф.С., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Эркеновой ФИО1 к Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и Малокарачаевскому муниципальному району о взыскании неполученной субсидии,
установил:
Эркенова М.М. обратилась в Черкесский городской суд с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства КЧР и Малокарачаевскому муниципальному району о взыскании неполученной субсидии. В обоснование требований истец указала, что она является участником федеральной целевой программы «Социальное развитие села на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ 15.07.2013г. Все необходимые документы были им предоставлены и получено соответствующее свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности. ДД.ММ.ГГГГ она заключила договор купли-продажи жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. Часть субсидии в размере 449000 рублей за счет средств федерального бюджета Министерством сельского хозяйства КЧР перечислена на банковский счет истца, а субсидия за счет территориального бюджета в размере 327000 рублей и местного бюджета – 55000 рублей не перечислены. Просила взыскать с Министерства сельского хозяйства КЧР за счет казны КЧР в ее пользу неполученную субсидию в размере 327000 рублей и 55000 рублей- с Малокарачаевского муниципального района.
Истец Эркенова М.А. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о дате и времени судебного заседания. Просила рассмотреть дело без ее участия.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, просила удовлетворить требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Министерства сельского хозяйства КЧР в лице представителя Каракетовой Ф.С. в судебном заседании исковые требования истца не признала, просила отказать в удовлетворении иска. Суду пояснила, что Министерство не отказывается от своих обязательств и оставшаяся сумма субсидии будет перечислена по поступлению денежных средств на эти цели в бюджет Республики. Кроме того, финансовый год еще не закончился на момент рассмотрения дела.
Ответчик – Малокарачавеский муниципальный район в своем заявлении просил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие его представителя, возражения на иск не представил.
Третье лицо - Министерство финансов КЧР в судебное заседание своего представителя не направило, о рассмотрении дела без участия своего представителя не просило. Представлены письменные возражения на иск, которые мотивированы тем, что финансовый год в соответствии с Бюджетным кодексом РФ длится с 01 января по 31 декабря и он еще не закончился. Социальные выплаты из республиканского бюджета предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на соответствующий год, на условиях софинансирования расходных обязательств Карачаево-Черкесской Республики на осуществление социальных выплат за счет средств бюджета КЧР и субсидии из федерального бюджета, предоставленной КЧР в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Определением от 09.11.2015г. по ходатайству представителя истца произведена замена ненадлежащего ответчика – Министерства финансов КЧР на надлежащего – Министерство сельского хозяйства КЧР.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которая предусматривает предоставление отдельным категориям семей, проживающим в сельской местности, предоставление из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации социальных выплат (субсидий) на улучшение жилищных условий. Условия предоставления этих социальных выплат оговорены в Приложении № 4 к федеральной целевой программе – Типовом положении о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности.
Согласно п.25 Типового положения (приложения № 4) орган исполнительной власти в срок не более 30 календарных дней с момента зачисления субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на мероприятия, связанные с предоставлением и распределением субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учёта операций со средствами, поступающими в бюджеты субъектов Российской Федерации, перечисляет средства социальных выплат на банковские счета получателей социальных выплат. Как указано в п.27 Типового положения (приложения № 4), перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение.
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 12 марта 2014 года № 59 были утверждены Правила расходования средств республиканского бюджета, направляемых на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Этим же постановлением Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики было определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по выполнению мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 12 марта 2014 года № 59, перечисление средств на осуществление социальных выплат Уполномоченному органу осуществляется в установленном порядке Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств (п.8). Для перечисления средств получателям социальных выплат, включённым в сводный список получателей социальных выплат, утверждённый в установленном порядке, уполномоченный орган ежемесячно не позднее 30 числа месяца, следующего за отчётным, представляет в министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики заявку на кассовый расход по каждому получателю социальных выплат (п.9). Операции по кассовым расходам уполномоченного органа, источником финансового обеспечения которых являются социальные выплаты, учитываются на лицевом счёте, открытом в территориальном управлении Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (п.10).
Судом установлено, что согласно свидетельству №4 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Эркенова М.М. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в рамках которой ей предоставляются средства в размере 831000 рублей на приобретение жилого помещения в Учкекенском сельском поселении.
ДД.ММ.ГГГГ между Джанибековыми Ю.М., Н.М., М.Ю.,А.Ю. с одной стороны и Эркеновой М.М, Эркеновыми М.А. и А.А-Ю. с другой стороны, заключен договор купли - продажи жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Жилой дом оценен в 3696209 рублей, из которых 831000 рублей должно быть оплачено за счет социальной выплаты на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство(приобретение) жилья в сельской местности №, выданного Министерством сельского хозяйства КЧР, путем перечисления денежных средств с именного блокированного счета Покупателя – Эркеновой ФИО1 на лицевой счет Продавца – Джанибекова ФИО2, открытый в Карачаево-Черкесском РФ ОАО «Россельхозбанк», <адрес>.
22.04.2015г. выдано свидетельство о государственной регистрации права на домовладение и земельный участок на имя истца, супруга и двоих детей.
Как установлено в судебном заседании истец не может исполнить свои обязательства перед продавцом Джанибековым Ю.М. в полном объеме по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя ответчика - Министерства сельского хозяйства КЧР о том, что выплата Эркеновой М.М. недостающей субсидии не произведена по причине отсутствия в бюджете Республики денежных средств на эти цели, несостоятельны, и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, достоверные доказательства невозможности перечисления на счёт истца оставшейся части социальной выплаты, за счёт которой истец должен рассчитаться с продавцом жилого дома, ответчиками в нарушение норм статьи 56 ГПК РФ суду не представлено.
В соответствии с Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации и расходуется на следующих условиях:
- наличие региональной программы, предусматривающей мероприятия, указанные в пункте 2 Правил;
- наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение в очередном финансовом году и плановом периоде расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил. Объем бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации предусматривается в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации исходя из необходимости достижения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением о предоставлении субсидии между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органом исполнительной власти (далее - соглашение о предоставлении субсидии). Доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации в финансировании расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, составляет не менее 30 процентов (за исключением высокодотационных субъектов Российской Федерации), а для высокодотационных субъектов Российской Федерации - не менее 5 процентов. При этом субъект Российской Федерации вправе увеличить долю своих расходов в целях сокращения расходов за счет средств бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
- привлечение субъектом Российской Федерации в объемах, необходимых для достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии:
-средств бюджетов муниципальных образований, в муниципальных программах которых предусмотрены мероприятия, указанные в пункте 2 настоящих Правил…
В целях реализации постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 N 358 "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года" социальные выплаты из республиканского бюджета предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, на условиях софинансирования расходных обязательств Карачаево-Черкесской Республики на осуществление социальных выплат за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики и субсидии из федерального бюджета, предоставленной Карачаево-Черкесской Республике в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
В соответствии со статьей 126 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Субъект Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. Субъект Российской Федерации отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну субъектов Российской Федерации, в том числе республик в составе Российской Федерации.
Названная норма включает в казну, как бюджетные средства, так и иное имущество, средства бюджета являются лишь частью казны. Следовательно, объекты взыскания по долгам государства не зависят от того, отражены ли в бюджете соответствующие долги.
Суд в соответствии со статьей 196 ГПК РФ принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
При подаче иска в суд подлежала оплате государственная пошлина в размере 7020 рублей.
Истцом оплачена сумма государственной пошлины в размере 5720 рублей.
Государственная пошлина в размере 5720 рублей, уплаченная истцом при подаче иска, подлежит взысканию с ответчика – Министерства сельского хозяйства КЧР в пользу истца. Не доплаченная государственная пошлина в размере 1300 рублей подлежит взысканию с Малокарачаевского муниципального района.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 327000 (░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░)░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ № ░ ░-░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 5720 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - 1500 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 55000(░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░)░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ № ░ ░-░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1300(░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ 11 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░