Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 05 июня 2019 года
Фроловский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Грошевой О.А.,
при секретаре Любимовой Д.А.,
с участием истца Фроловского межрайонного прокурора <адрес> Страховой О.В.,
представителя ответчика администрации городского округа <адрес> по доверенности Гюрджана А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Фроловского межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ «Детский сад № «Аленушка», администрации городского округа <адрес> об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности,
у с т а н о в и л :
И.о. Фроловского межрайонного прокурора <адрес> обратился в суд с иском к МКДОУ «Детский сад № «Аленушка», в котором просил обязать ответчика устранить нарушения антитеррористического законодательства на объекте (территории) детского сада, расположенном по адресу: <адрес>, а именно дооборудовать систему видеонаблюдения с охватом критических элементов объекта (территории), архивирования и хранения данных в течение одного месяца; оборудовать автономной системой оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) с целью оперативного информирования лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта, оборудовать охранной сигнализацией и заключить договор на физическую охрану объекта с сотрудниками частных охранных организаций, в соответствии с требованиями. В обоснование заявленных требований указано, что Фроловской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, расположенных на территории городского округа <адрес> и <адрес>, в ходе которой комиссией по обследованию состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) в период с 04 по ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование объекта и установлено нарушение Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, о чем составлен соответствующий акт. Срок завершения мероприятий, указанных в акте, составляющий 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категоризации объекта (территории), истек, однако до настоящего времени мероприятия не выполнены. Невыполнение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта может явиться причиной причинения вреда жизни и здоровью как воспитанников, так и персонала, уничтожения и повреждения имущества при угрозе возникновения террористического акта.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ изменены исковые требования, а именно дополнены требованиями к администрации городского округа <адрес> профинансировать мероприятия по антитеррористическому законодательству на объекте (территории) МКДОУ «Детский сад № «Аленушка», расположенном по адресу: <адрес> по дооборудованию системы видеонаблюдения с охватом критических элементов объекта (территории), архивирования и хранения данных в течение одного месяца; оборудования автономной системой оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) с целью оперативного информирования лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта, оборудованию охранной сигнализацией и заключению договора на физическую охрану объекта с сотрудниками частных охранных организаций, в соответствии с требованиями.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором представлено заявление об отказе от заявленных требований к администрации городского округа <адрес> профинансировать мероприятия по антитеррористическому законодательству на объекте (территории) МКДОУ «Детский сад № «Аленушка», расположенном по адресу: <адрес> по дооборудованию системы видеонаблюдения с охватом критических элементов объекта (территории), архивирования и хранения данных в течение одного месяца и к МКДОУ «Детский сад № «Аленушка» по устранению нарушений антитеррористического законодательства на объекте (территории) детского сада, расположенном по адресу: <адрес> по дооборудованию системы видеонаблюдения с охватом критических элементов объекта (территории), архивирования и хранения данных в течение одного месяца. Отказ от иска принят судом, производство по делу в данной части прекращено.
Помощник Фроловского межрайонного прокурора <адрес> Страхова О.В. в судебном заседании измененные исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в исковом заявлении основаниям, а также указала, что межведомственная комиссия по обследованию и категорированию объекта была проведена в период с 29 по ДД.ММ.ГГГГ, которой установлено нарушение Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, 12 месяцев для устранения недостатков истекли ДД.ММ.ГГГГ, полагала возможным предоставить ответчикам срок для исправления выявленных недостатков в 1 год.
Представитель МКДОУ «Детский сад № «Аленушка», его заведующая Чибирякова Е.Б. в судебное заседание не явилась, представила заявление о согласии с заявленными требованиями, в котором одновременно просила рассмотреть дело без ее участия и предоставить срок для исполнения заявленных прокурором требований в 24 месяца.
Представитель ответчика администрации городского округа <адрес> по доверенности Гюрджан А.И. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав, что не оспаривает отсутствие в МКДОУ «Детский сад № «Аленушка» автономной системы оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) с целью оперативного информирования лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта, а также охранной сигнализацией и договоров на физическую охрану объекта с сотрудниками частных охранных организаций. Вместе с тем, находит заявленные требования преждевременными, поскольку Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ (далее Требования), не является нормативно-правовым актом, не обязывает ответчиков к выполнению указанных в нем мероприятий и не устанавливает каких-либо сроков. В свою очередь администрация городского округа <адрес> ДД.ММ.ГГГГ распоряжением №-р утвердила План мероприятий по укреплению антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений городского округа <адрес> на 2019-2021 годы, в котором поименованы мероприятия, указанные прокурором в исковом заявлении, однако срок для их выполнения еще не наступил.
Далее в ходе рассмотрения дела представитель ответчика администрации городского округа <адрес> по доверенности Гюрджан А.И. частично изменил свою позицию, указав, что в указанный в пункте 15 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, двенадцатимесячный срок завершения мероприятий, должен исчислять с момента утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории), однако имеющийся в администрации городского округа <адрес> акт обследования и категорирования не имеет даты его утверждения, в связи с чем до настоящего времени не утвержден, а представленный МКДОУ «Детский сад № «Аленушка» аналогичный акт содержит дату утверждения, которая сфальсифицирована его руководителем.
Представитель третьего лица Отдела по образованию, опеке и попечительству администрации городского округа <адрес>, привлеченный к участию в деле на основании определения Фроловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно устава МКДОУ «Детский сад № «Аленушка» по своей организационно-правовой форме данное образовательное учреждение является муниципальным казенным учреждением, его учредитель - муниципальное образование городской округ <адрес>, функции и полномочия которого в соответствии с муниципальными правовыми актами городского округа <адрес> осуществляют администрация городского округа <адрес> и отдел по образованию, опеке и попечительству администрации городского округа <адрес>.
Согласно ст. 12 Федерального закона "Об образовании в РФ" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в РФ в числе основных задач противодействия терроризму является устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, а также обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения.
Фроловской межрайонной прокуратурой проведена проверка в МКДОУ «Детский сад № «Аленушка» относительно исполнения требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействии экстремизму и терроризму в образовательных организациях. В ходе проведения проверки было установлено, что в данном учреждении необходимо дооборудовать систему видеонаблюдения с охватом критических элементов объекта (территории), архивирования и хранения данных в течение одного месяца; оборудовать автономной системой оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) с целью оперативного информирования лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта, оборудовать охранной сигнализацией и заключить договор на физическую охрану объекта с сотрудниками частных охранных организаций, в соответствии с требованиями.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. п. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В связи с вышеизложенным вопреки доводам представителя ответчика администрации городского округа <адрес> по доверенности Гюрджана А.И., Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которое в силу ст. 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ, является обязательным к исполнению в Российской Федерации, устанавливает обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно п. 23 «а», «б», п. 27, п. 28 указанного Постановления в отношении объектов (территорий) второй категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
- обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией);
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.
С учетом вышеназванных норм МКДОУ «Детский сад № «Аленушка» должно на своем объекте (территории) оборудовать систему видеонаблюдения с охватом критических элементов объекта (территории), архивирования и хранения данных в течение одного месяца, оборудовать автономную систему оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) с целью оперативного информирования лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта, оборудовать охранную сигнализацию, обеспечить охрану объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
При этом обеспечение объекта охраной в силу вышеприведенных положений возможно не только путем заключения договоров на физическую охрану с сотрудниками частных охранных организаций, но и путем ее обеспечения подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.
В свою очередь из акта проверки объекта (территории) образовательной организации от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного начальником отдела по образованию, опеке и попечительству администрации городского округа <адрес>, следует, что имеющееся на объекте по адресу Калинина, <адрес> видеонаблюдение не охватывает критические элементы со сроком хранения данных в течение 1 месяца, отсутствует автономная система оповещения и охранная сигнализация, физическая охрана объекта осуществляется сторожами и сотрудниками учреждения.
Однако в настоящее время ответчиком частично устранены выявленные нарушения, а именно объект (территория) дооборудован системой видеонаблюдения с охватом критических элементов объекта (территории), архивирования и хранения данных в течение одного месяца, о чем заявлено прокурором.
Вышеназванные обстоятельства стороной ответчика не оспорены.
При этом позиция представителя ответчика администрации городского округа <адрес> по доверенности Гюрджана А.И. о преждевременности заявленных исковых требований является несостоятельно по следующим основаниям.
Пунктом 15 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Согласно представленному в суд акту по обследованию и категорированию объекта МКДОУ «Детский сад № «Аленушка» подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем комиссии ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует п. 14 Требований. При этом возможное отсутствие даты утверждения настоящего акта в экземпляре, который находится в администрации городского округа <адрес> не позволяет суду прийти к выводу о том, что акт утвержден не был, поскольку вышеназванный акт является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта, который разработан ДД.ММ.ГГГГ и в последствии прошел все согласования, предусмотренные п. п. 40 и 41 Требований, в том числе руководителем отдела по образованию, опеке и попечительству администрации городского округа <адрес>, который в свою очередь является структурным подразделением администрации городского округа <адрес>. При таких обстоятельствах заявление представителя администрации городского округа <адрес> о том, что акт по обследованию и категорированию объекта до настоящее время не утвержден, является голословным.
Таким образом, 12-месячный срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), установленный Требованиями, на момент рассмотрения дела истек.
В свою очередь утверждение Плана мероприятий по укреплению антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений городского округа <адрес> на 2019-2021 годы, представленного стороной ответчика, не может отменить законодательно закрепленный срок для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
При этом в силу п. 17 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1235 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без оборудования автономной системой оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории), оборудования охранной сигнализацией физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1235 пункта 23, признающего такие мероприятия обязательными.
Согласно положениям ч. ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Рассматривая требования прокурора относительно срока, в течение которого подлежат устранению выявленные нарушения, суд признает их разумными и достаточными для восстановления нарушенного права, поскольку позволяет фактически исполнить не только финансирование образовательного учреждения, но и проведение необходимых для этого работ. Предоставление большего срока, нежели указано прокурором в судебном заседании, будет способствовать неоправданному затягиванию процесса восстановления антитеррористической защищенности образовательного учреждения, что в свою очередь ведет к более длительному нарушению прав и законных интересов детей, работников образовательного учреждения и иных граждан в части их безопасного пребывания в образовательном учреждении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Фроловского межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ «Детский сад № «Аленушка», администрации городского округа <адрес> об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа <адрес> в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия антитеррористического законодательства на объекте (территории) МКДОУ «Детский сад № «Аленушка», расположенном по адресу: <адрес> по оборудованию автономной системой оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) с целью оперативного информирования лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта, оборудованию охранной сигнализацией, по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать МКДОУ «Детский сад № «Аленушка» в течение одного года с момента финансирования устранить нарушения антитеррористического законодательства на объекте (территории) МКДОУ «Детский сад № «Аленушка», расположенном по адресу: <адрес>: оборудовать автономную систему оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) с целью оперативного информирования лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта, оборудовать охранную сигнализацию, обеспечить охрану объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья О.А. Грошева
Изг. 10.06.2019