Решение по делу № 2-268/2020 от 18.05.2020

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 октября 2020 года                                      <адрес> УР

Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Трудолюбовой Е.И. - единолично, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации муниципального образования «<адрес>» об установлении границ земельного участка, постановке земельного участка на кадастровый учет,

у с т а н о в и л:

          ФИО2 первоначально обратился в суд с иском к Якшур-Бодьинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР об установлении границ земельного участка. В последующем по ходатайству истца была произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего – Администрацию муниципального образования «<адрес>», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Исковые требования мотивированы следующим.

           ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО14 (№ квалификационного аттестата кадастрового инженера ) был подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: УР, <адрес>, общей площадью 1220 кв.м.+/- 12 кв.м.

Указанный межевой план на земельный участок был направлен заявителем, согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР для постановки на кадастровый учет, с уточненными границами земельного участка.

В координатах (уточненных):

Точка границ:                        Координаты, м (Х)                    Координаты, м (Y)

н 1                                           413286,37                                    2229083,42

н 2                                           413292,17                                    2229101,42

н 3                                           413262,17                                    2229109,63

н 4                                           413229,41                                    2229123,51

н 5                                           413222,64                                    2229104,81

н 6                                           413231,61                                    2229102,30

н 7                                           413256,02                                    2229093,41

н 1                                           413286,37                                    2229083,42

Площадь земельного участка по сведениям Единого государственного реестра недвижимости составляет 700 кв.м.

Предельный минимальный и максимальный размер земельного участка составляет 600/2500 кв.м., оценка расхождения площади земельного участка составляет 520 кв.м.

В результате уточнения местоположения границ земельного участка площадь увеличивается с 700 кв.м. до 1220 кв.м., изменяется конфигурация земельного участка от имеющейся в правоустанавливающих документах.

Согласно сведениям ЕГРН указанный земельный участок принадлежит истцу на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей , общей площадью 700 кв.м.

Однако истец фактически пользуется земельным участком площадью 1220 кв.м. на местности более 15 лет, что подтверждается аэроснимками на сайте Google Планета земля, версия 7.3 (показ исторических фотографий) по дате времени. Так, на дату ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время обозначено пользование земельного участка в графическом изображении в конфигурации отраженном в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ.

             Согласно свидетельства о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером расположенному по адресу: ФИО1, <адрес> используется для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов.

           На основании ч.1 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном указанным Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ с лицами, указанными в ч.3 ст.39 указанного Федерального закона (далее- заинтересованные лица), в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

           Согласно ч.1 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

           Спор по границам у истца со смежными пользователями отсутствует, что подтверждается Актом согласования местоположения границы земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.8 ст.22 ФЗ № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть, точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

            Таким образом, в силу п.8 ст. 22 ФЗ № 218-ФЗ сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, может быть достаточно для определения границ такого земельного участка только в том случае, если в составе таких сведений содержится информация, позволяющая определить координаты характерных точек границ такого земельного участка при его образовании (например, соответствующий каталог координат характерных точек таких границ).

В соответствии с чертежом, содержащимся в Государственном акте, установить местоположение границ земельного участка не имеется возможности, в связи с отсутствием в указанном чертеже сведений, позволяющих определить координаты характерных точек границ земельного участка при его образовании.

Проект межевания в отношении территории Якшур-Бодьинского МО, утвержденный в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке, также отсутствует.

В соответствии с абз.3 п.70 Раздела III Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее – Приказ ) при отсутствии в правоустанавливающих документах сведений о местоположении границ земельного участка или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.

Указанная позиция также подтверждается письмом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ и письмом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ -ПК/<адрес> «Об усилении контроля за деятельностью подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений». Следует учитывать, что исходя из указанных писем, иные альтернативные источники (ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленными органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных и т.д.) могут быть использованы в случае отсутствия карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее. К тому же, иные альтернативные источники, подтверждающие право на земельный участок, или документы, определяющие местоположение границ земельного участка, отсутствуют.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами при подготовке межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ и определении фактического местоположения границ земельного участка существующих на местности 15 и более лет, кадастровым инженером были использованы ортофотопланы Росреестра в отношении территории Якшур-Бодьинского МО, а также картографическая основа и картографические материалы ЕГРН.

Как было указано выше, земельный участок был предоставлен ФИО2 на основании Государственного акта еще в 1992 году, что позволяет сделать вывод о том, что его образование, и соответственно, первичное установление границ на местности также произошло в 1992 году.

При этом в силу п.1 ст. 69 ФЗ № 218-ФЗ установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что земельный участок образован, закреплен на местности с использованием межевых знаков и существует более пятнадцати лет.

В правоустанавливающих документах нет сведений, позволяющих установить точное местоположение границ земельного участка на местности, в связи с отсутствием в правоустанавливающих документах точных координат таких границ, также в <адрес> отсутствует проект межевания территории в отношении земельного участка, отсутствие которых в соответствии с ч.10 ст.22 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» означает, что в целях установления границ земельного участка, его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет, закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Таким образом, кадастровый инженер ФИО4 при составлении межевого плана верно руководствовалась границами земельного участка, существующими 15 и более лет, закрепленными с помощью естественного (деревья) и искусственного происхождения (забор), а также сведениями Росреестра (карты, планы), являющиеся картографической основой ЕГРН, и (или) карты (планы), представляющие собой фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.

Согласно п.1 ст.43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

В соответствии п.2 ст.43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных участках смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН. о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлении о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН. в отношении указанных смежных земельных участков не требуется.

В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Таким образом, положения п.2 ст.43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» применяются в отношении частей границ смежных земельных участков, местоположение границ которых уточняется в связи уточнением местоположения границ земельного участка, в отношении которого в орган регистрации представлено заявление об осуществлении его государственного кадастрового учета.

Исходя из комплексного анализа положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» уточнение границ земельного участка допускается в следующих случаях:

- при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

- в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

- в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

- при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка.

В соответствии с п.20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , межевой план оформляется в виде одного документа также в случае, если одновременно уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков.

Указанная позиция также была отмечена в Письме Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-<адрес>.

Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.

Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в ЕГРН.

В настоящее время границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: УР, <адрес>, подлежат уточнению.

           На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просит установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: УР, <адрес>, общей площадью 1220 кв.м., по установленным координатам точек в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец ФИО2 не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя по доверенности ФИО5; уточненные исковые требования поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца ФИО5, действующая на основании доверенности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что согласно обмеров при подготовке межевого плана на сегодняшний день площадь земельного участка составляет примерно 1220 кв.м. Согласно государственному акту на землю, ФИО2 выделялось 7 соток, но кроме данного участка еще имеется земля непосредственно под домом. Квартира приватизирована в 2004 году. Обмеры произведены с учетом фактического использования земельного участка. <адрес> земельного участка, кроме 7 соток, находится под постройками и жилым домом. Жилое помещение выдавалось Якшур-Бодьинским лесхозом.

Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» ФИО6 с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что в <адрес> поступал запрос о согласовании границ спорного земельного участка. Основной причиной отказа явилось то, что по сведениям из государственного акта на право собственности на землю выдавалась земля площадью 0,7 га. Фактическая площадь по межевому плану составляет 1220 кв.м., т.е. идет увеличение площади более чем на 10%. На основании этого было отказано в согласовании границ данного земельного участка. В ходе дальнейшего рассмотрения дела представитель ответчика ФИО7 с уточненными требованиями согласилась, пояснив, что в ходе рассмотрения дела доводы истца нашли свое подтверждение.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО1 <адрес>. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

           Выслушав участвующих по делу лиц, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ).

Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры о границах земельного участка.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.

Из разъяснений, приведенных в пункте 45 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что негаторный иск подлежит удовлетворению при существовании реального нарушения прав и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальное нарушение или угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

При рассмотрении споров о границах участков следует учитывать наличие у истца субъективного права на земельный участок (права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды земельного участка); наличие препятствий к осуществлению правомочий пользования и владения участком (в чем заключается нарушение или угроза нарушения права); факт противоправного создания именно ответчиком препятствий к осуществлению истцом правомочий по пользованию и (или) распоряжению земельным участком и другие обстоятельства.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.

Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона N 218-ФЗ), при этом при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

Аналогичные положения содержались и в ранее действовавшем законодательстве.

Согласно пункта 1 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее Закон № 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Из пункта 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ следует, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В соответствии с частью 8, 10 статьи 22 указанного Закона в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 является собственником земельного участка по адресу: УР, <адрес>, общей площадью 0,07 га на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей , выданного ДД.ММ.ГГГГ исполкомом Селычинского сельского Совета народных депутатов <адрес> УР.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 18:24:091002:38, общей площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес>, используется для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов.

В соответствии с кадастровым планом земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) от ДД.ММ.ГГГГ, , выданного Территориальным (межрайонным) отделом N <адрес> Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по УР в отношении спорного земельного участка, разрешенное использование – личное подсобное хозяйство, площадь 700 кв.м., участок занят и необходим для размещения многоквартирного жилого дома; объект недвижимости расположен и на смежном земельном участке; площадь и местоположение границ земельного участка ориентировочные, подлежат уточнению при межеванию.

В соответствии с договором № З-293 от ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ООО «ГеоСтрой» ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен межевой план, в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка истца с кадастровым номером

Из заключения кадастрового инженера следует, что местоположение границ земельного участка установлены посредством определения координат характерных точек таких границ, которые на местности закреплены 15 и более лет с использованием объектов искусственного происхождения (деревянные столбы), что соответствует положениям ч.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ. Площадь уточняемого земельного участка составила 1220 кв.м., что на 520 кв.м. больше площади по документам. Уточняемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории <данные изъяты>» <адрес> УР, утвержденными Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, расположен в зоне Ж1 «зона индивидуальной усадебной жилой застройки», предельный минимальный размер 600 кв.м., максимальный 2500 кв.м. Таким образом, увеличение площади земельного участка в результате межевания не противоречит положениям действующего законодательства и муниципальных нормативных актов, из чего можно сделать вывод о том, что отказ Администрации МО «<адрес>» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ) в согласовании границ земельного участка считается незаконным и необоснованным.

          К межевому плану приложен акт согласования местоположения границ земельного участка, из которого следует, что спор по границам у истца со смежными пользователями отсутствует.

Как установлено судом, истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР для постановки земельного участка на кадастровый учет в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ.

           В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР от ДД.ММ.ГГГГ приостановлен государственный кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: УР, <адрес>. Учет приостановлен в связи с тем, что представленные для кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (ч.8 ст. 21, ч.13 ст. 22 Закона). Представленный межевой план подготовлен не в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ .

           Из ответа главы Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ директору ООО «ГеоСтрой» ФИО8 следует, что отказано в согласовании местоположения границ земельного участка по адресу: УР, <адрес>, поскольку площадь земельного участка увеличена более чем на 10%. Согласно генеральному плану и правилам землепользования и застройки МО «Селычинское» на месте испрашиваемого земельного участка имеется возможность формирования нового земельного участка.

          В соответствии с выпиской из похозяйственной книги Администрации МО «Селычинское» о наличии личного подсобного хозяйства, ФИО2 имеет в наличии личное подсобное хозяйство, расположенное по адресу: УР, <адрес> года постройки, площадь земельного участка составляет 700 кв.м.

Из архивной справки Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в документах архивных фондов Исполкома Якшур-Бодьинского райсовета, Администрации <адрес>, Исполкома и Администрации Селычинского сельсовета решение о предоставлении земельных участков на праве собственности, праве бессрочного (постоянного) пользования, праве аренды для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства по адресу: УР, <адрес> – не обнаружено.

          Свидетель ФИО9 в судебном заседании пояснил, что является соседом истца ФИО2, они проживают в двухквартирном доме. Земельные участки у них одинаковые. Вместе распахивают землю, затем от середины дома делают тропинку в виде межи. В конце огородов стоит забор, между их огородами забора нет, только тропинка в виде межи. В конце огорода у него находится лесопилка, у ФИО2 в конце огорода построек нет. Участок именно такой площади ФИО2 обрабатывает с того времени, как живет в доме, больше 20 лет. По поводу инвентаризации земельного участка пояснил, что приходили из сельского совета, пересчитывали скотину, спрашивали, сколько человек живет в квартире. Обмеривали ли при этом земельный участок, он не помнит. Также пояснил, что ФИО2 использует весь земельный участок.

           Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснила, что проживает по адресу: <адрес> в соседнем <адрес> проживает ФИО2 Он использует земельный участок в той границе, в какой она есть. Огороды у них одинаковые, между ними забора нет, только межа. Забор стоит в конце огородов. Также пояснила, что ФИО2 использует весь земельный участок с того времени, как заселился с семьей в квартиру. С 2003 г. площадь земельного участка ФИО2 не изменилась. По поводу инвентаризации земельного участка пояснила, что в 1993-1994 годах приходили из сельского совета, пересчитывали скотину, считали число проживающих, делали обмеры земельного участка. У нее 7 соток по документам, по факту 15 соток.

           Свидетель ФИО11 в судебном заседании пояснила, что <адрес> в <адрес> стали застраивать в 1970-х годах, т.к. расширился лесхоз. Строительство домов велось длительное время, сначала построили дома до конторы лесничества, затем в 1980-х годах строили дома дальше конторы. Улица двусторонняя. Строительство дома, где живет ФИО2, закончили после середины 1980-х годов. Когда она работала землеустроителем в сельском совете с 1999 по 2003 год, эти участки никого не интересовали, ими как пользовались, так и продолжали пользоваться. Когда началась приватизация, к ним обращались люди по поводу этих участков, но ФИО15 не обращались. У нее есть план участков, с которыми она работала.

           Свидетель ФИО12 в судебном заседании пояснила, что является супругой ФИО2 Они живут в <адрес> с 1986 года, муж работал в лесничестве и через несколько лет организация предоставила ему квартиру. Зарегистрировались они в квартире в 1990 году. Затем им выдали государственный акт на землю. Когда выдавали квартиру, там уже стоял дом и стайка. Квартиру они приватизировали в 2004 году. Затем она ездила в земельный комитет <адрес>, чтобы приватизировать землю. Участок был не огорожен, его они огораживали сами наравне с соседями. Между соседями забора нет, проходит только межа, а общий участок огорожен. Точное время не помнит, но приходила женщина и делала замеры только огорода. После этого им выдали государственный акт на землю.

          Таким образом, в суде установлено, что спор по границам у истца со смежными пользователями отсутствует, что также подтверждается актом согласования местоположения границы земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ планом спорного земельного участка и смежных земельных участков за 2003 год с указанием границ указанных земельных участков.

    Согласно п.8 ст. 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с чертежом, содержащимся в государственном акте от ДД.ММ.ГГГГ, установить местоположение границ земельного участка не представляется возможным, в связи с отсутствием сведений, позволяющих определить координаты характерных точек границ земельного участка при его образовании.

    В соответствии с п.70 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч.10 ст. 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела "Исходные данные". В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

Возражения по согласованию границ спорного земельного участка, суд отклоняет по следующим основаниям.

Из объяснений представителя истца, показаний свидетелей и представленных в суд документов, суд приходит к выводу о существовании сложившегося порядка землепользования спорными земельными участками более 15 лет, а именно граница земельного участка проходит по характерным точкам н1-н2, н2-н3, н3-н4, н4-н5, н5-н6, н6-н7 и н7-н1, координаты которых установлены при проведении кадастровых работ в ходе уточнения местоположения границ и площади земельного участка, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ.

В пункте 16 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, отмечено, что в результате кадастрового учета уточнения границ земельного участка увеличение его площади не должно превышать предельный минимальный размер земельного участка, а если он не установлен - десять процентов от указанной в государственном кадастре недвижимости площади этого земельного участка.

По сравнению со сведениями, содержащимися в ГКН площадь уточняемого земельного участка увеличивается на 520 кв.м.

    Предельный минимальный размер земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки территории муниципального образования «<данные изъяты>», утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ , в <адрес> ФИО1 Республики в зоне Ж1 «зона индивидуальной усадебной жилой застройки» 600 кв.м., следовательно, уточненная площадь земельного участка не превышает площадь, указанную в правоустанавливающих документах, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный указанным решением Советом депутатов муниципального образования <данные изъяты>».

    Таким образом, увеличение площади земельного участка в результате межевания не противоречит положениям действующего законодательства.

            При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

          Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

          Исковые требования ФИО2 к Администрации муниципального образования «<адрес>» об установлении границ земельного участка, постановке земельного участка на кадастровый учет удовлетворить.

           Установить местоположение границ земельного участка ФИО2 с кадастровым номером расположенного по адресу: УР, <адрес>, общей площадью 1220 кв.м., по установленным координатам точек в соответствии с межевым планом, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка кадастровым инженером ООО «ГеоСтрой» ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ.

           Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                         Е.И. Трудолюбова

2-268/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Опарин Петр Васильевич
Ответчики
Управление Федеральной службы гос регистрации кадастра и картографии по УР
Другие
Адмнистрация МО "Якшур-Бодьинский район"
Суд
Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Трудолюбова Елена Изосимовна
Дело на странице суда
yakshur-bodinskiy.udm.sudrf.ru
18.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2020Передача материалов судье
21.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.06.2020Предварительное судебное заседание
09.07.2020Предварительное судебное заседание
23.07.2020Судебное заседание
07.08.2020Судебное заседание
26.08.2020Судебное заседание
18.09.2020Судебное заседание
30.09.2020Судебное заседание
07.10.2020Судебное заседание
21.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее