Судья: Н.Г. Залялиева Дело №7-604/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
22 мая 2018 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.М. Нафиков, при секретаре судебного заседания А.М. Насертдиновой, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката А.А. Смирнова – защитника Р.У. Эгамова на постановление судьи Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 мая 2018 года и проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения адвоката А.А. Смирнова – защитника Р.У. Эгамова,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 мая 2018 года, гражданин Республики Таджикистан, Р.У. Эгамов (далее по тексту – заявитель), 21 ноября 1992 года рождения, привлечен к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан защитник А.А. Смирнов просит постановление судьи районного суда отменить производство по делу в отношении Р.У. Эгамова прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях заявителя.
Постановление судьи подлежит изменению в связи со следующим.
Согласно части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 2 названного Федерального закона, законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 17 мая 2018 года в 21 часов в ходе проверки документов по адресу: город Казань, улица Декабристов, дом №131, было установлено, что гражданин Республики Таджикистан Р.У. Эгамов, 21 ноября 1992 года рождения, пребывает на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание на территории Российской Федерации.
Вынося решение о привлечении к административной ответственности, судья районного суда исходил из доказанности совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С данным выводом необходимо согласиться, поскольку факт совершения заявителем административного правонарушения, квалифицируемого по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается: протоколом по делу об административном правонарушении (л.д.2); рапортом сотрудника полиции (л.д.6); данными досье БД ЦБДУИГ (л.д.11-13) и другими материалами дела, достоверность которых не вызывает сомнений.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда на основании всестороннего исследования фактических обстоятельств и материалов дела пришел к правильному выводу о доказанности факта совершения заявителем правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждается, что заявитель в ходе производства по делу об административном правонарушении использовал все предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях права.
Также из материалов дела видно, что в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении к административной ответственности изложены все обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 и статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Описанные нарушения образуют состав, предусмотренный частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что Р.У. Эгамов на момент выявления административного правонарушения находился на территории Российской Федерации на законных основаниях, поскольку до истечения срока пребывания в мае 2018 года выехал за пределы Российской Федерации и в этот же день обратно въехал на территорию Российской Федерации, не свидетельствует об отсутствии в действиях последнего состава вмененного административного правонарушения.
Как следует из представленных сведений АС ЦБДУИГ, данных о пересечении Р.У. Эгамовым границы Российской Федерации в мае 2018 года не имеется.
Наказание заявителю назначено соразмерно содеянному, в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями, установленными статьями 3.1, 3.8, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения; с учетом данных о личности виновного.
Назначая заявителю административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, судья обоснованно исходил из того, что заявителем были грубо нарушены нормы действующего миграционного законодательства, прибывает на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание на территории Российской Федерации, без миграционного учета, не трудоустроен, в связи с чем применение к указанному лицу наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, является верным.
Как следует из обжалуемого постановления, при назначении 19 мая 2018 года заявителю административного наказания, судьей районного суда требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены.
Более того, направляя материалы дела в районный суд в отношении заявителя, заместитель начальника отдела ОП №5 "Московский" УМВД России по городу Казани заявил ходатайство о применении в отношении Рустама Уктамовича Эгамова административного наказания в виде принудительного административного наказания за пределы Российской Федерации.
Сведений о невозможности нахождения заявителя в специальном учреждении не представлено.
В порядке статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Как следует из обжалуемого постановления, Р.У. Эгамов помещен в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства МВД по Республике Татарстан, что свидетельствует о том, что в его отношении избрано принудительное выдворение за пределы Российской Федерации.
Вместе с тем в постановлении не указана форма административного выдворения заявителя за пределы Российской Федерации.
В пункте 23.1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции от 19 декабря 2013 г.) разъяснено, что вопрос о форме выдворения может быть разрешен судьей при рассмотрении жалобы, протеста прокурора на не вступившие в законную силу постановление об административном выдворении без его отмены при условии, если из материалов дела усматривается, что судьей вынесшим постановление была определена форма административного выдворения, но она не отражена в постановлении (например, судьей на основании части 2 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранный гражданин (лицо без гражданства) был помещен в специальное учреждение до его выдворения).
При изложенных обстоятельствах постановление подлежит частичному изменению путем его дополнения указанием на принудительную форму административного выдворения заявителя.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 мая 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Р.У. Эгамова изменить; дополнить постановление указанием на то, что Р.У. Эгамов подлежит административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации.
Постановление судьи Московского районного суда города Казани от 19 мая 2018 года в остальной части оставить без изменения, жалобу адвоката А.А. Смирнова защитника Р.У. Эгамова - без удовлетворения.
Судья: Р.М. Нафиков