Дело № 2-408/2022
26RS0013-01-2021-002684-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 апреля 2022 года город Железноводск
Железноводский городской суд Ставропольского края РФ
в составе:
председательствующего судьи Саматова М.И.,
при секретаре судебного заседания Сериковой Е.А.,
с участием:
представителя истца – помощника Минераловодского межрайонного прокурора Чаплыгина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации
к
Министерству природных ресурсов охраны окружающей среды <адрес>, Зубов В.А.,
о возложении обязанности по оформлению охранного обязательства,
установил:
Минераловодский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов охраны окружающей среды <адрес>, Зубов В.А. о возложении обязанности по оформлению охранного обязательства.
Свои требования истец мотивирует тем, что Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах Минераловодского городскою округа <адрес>, в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> и Зубова В.Л. выявлены нарушения.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель и вол является реал и записи гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В силу ч. 1 ст. 25 Закона № 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона № 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Постановлением бюро <адрес>вого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по охране природы в крае» памятник неживой природы гора «Змейка» объявлен памятником природы краевою значения.
Постановлением правительства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №-и памятник неживой природы юра «Змейка» переименован в памятник природы краевого значения «Гора Змейка».
Постановлением правительства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №-п «О границах памятников природы краевого значения «Гора Змейка» утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Змейка».
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, границы зоны с особыми условиями использований территорий памятника природы «Гора Змейка» внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. в границы памятника природы «Гора Змейка» частично входит земельный участок с кадастровым номером 26:23:140209:32.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок с кадастровым номером №. площадью 92 ООО кв.м. поставлен на кадастровый учен ДД.ММ.ГГГГ. отнесен к категории земли сельскохозяйственною назначения, с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное производство.
Указанный земельный участок находится в собственности Зубов В.А. (номер регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ).
Частью 3 ст. 26 Закона № 33-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждаю! границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц. в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и региональною значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся (п. 17 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № (2020). утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Президиумом Верховного суда Российской Федерации).
В силу положений ч.ч. 2. 3 ст. 27 Закона № 33-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства не) обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.
Таким образом. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - <адрес>, обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателям земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в границах памятника природы «Гора Змейка».
Зубов В.А., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером №. расположенного в границах памятника природы краевого значения «Гора Змейка» обязан принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.
Проверкой установлено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 26 Закона № 33-ФЗ, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> мер к передаче под охрану, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» правообладателям земельного участка с кадастровым номером № непринято.
В нарушение требований ч. 2 ст. 27 Закона № 33-ФЗ, Зубов В.А. мер к принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Змейка» не принято, охранное обязательство на памятник природы краевого значения «Гора Змейка» не подписано.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
-соблюдение нрава человека на благоприятную окружающую среду;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по административным делам, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории Минераловодского городского округа <адрес>, иных граждан Российской Федерации, круг которых невозможно определить, в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2. 3 ст. 3. п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в данном случае заключается в том. что непринятие ответчиками мер по передаче и принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Змейка», может привести к утрате, причинению вреда памятнику природы. ухудшению экологической обстановки на территории памятника природы, утрате биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу <адрес>, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого - курортного региона Кавказские Минеральные Воды.
Восстановление гарантированною Конституцией РФ (ст. -42). Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2. 3 ст. 3. п. 1 ст. 11) права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии ответчиками конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на обеспечение сохранности особо охраняемой природной территории краевого значения - памятника природы «Змейка», сохранение биологического разнообразия, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, устранение угрозы уничтожения памятника природы, - заключении охранного обязательства на памятник природы краевого значения «Гора Змейка».
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из земельных и экологических правоотношений, рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции.
Истец просит возложить, на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда обязанность направить охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» в границах земельного участка с кадастровым номером №. в адрес Зубов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт РФ серия 07 09 №.
Возложить на Зубов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт РФ серия 07 09 № обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления в сил) решения суда принять обязательства но обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» в границах земельного участка с кадастровым номером №
В судебном заседании представитель истца – помощник Минераловодского межрайонного прокурора поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить.
В судебное заседание ответчик Зубов В.А. не явился, представил возражения, в которых в иске просил отказать, мотивируя это тем, что нельзя вменить ему в вину отказ от подписания охранного обязательства которого нет.
Ответчик Министерство природных ресурсов охраны окружающей среды <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, представив отзыв на исковое заявление, согласно которым Памятник природы краевою значения «Гора Змейка» взят под особую охрану решением исполнительного комитета Ставропольского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О взятии на государственную охрану природных объектов <адрес>».
Памятник природы краевого значения «Гора Змейка» входит в границы земельных участков с кадастровым номером №
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, указанные земельные участки находятся в собственности Зубов В.А.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы принимают на себя собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы.
Охранное обязательство на памятник природы «Гора Змейка» было направлено министерством письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако, до настоящею времени охранное обязательство не подписано.
В связи с тем, что министерством предпринимались меры по передаче под охрану территории памятника природы «Гора Змейка», считаем необходимым исключить министерство из состава ответчиков.
Требования прокурора о возложении обязанности на Зубов В.А. принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка», в границе земельных участков № поддерживаем, просим рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя.
Третьи лица Государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес> в судебное заседание не явились, уведомлены о дате слушания дела надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В силу ч. 1 ст. 25 Закона № 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона № 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
-ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
Как следует из материалов дела, Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах Минераловодского городскою округа <адрес>, в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> и Зубова В.Л. выявлены нарушения.
Постановлением бюро <адрес>вого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по охране природы в крае» памятник неживой природы гора «Змейка» объявлен памятником природы краевою значения.
Постановлением правительства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №-и памятник неживой природы юра «Змейка» переименован в памятник природы краевого значения «Гора Змейка».
Постановлением правительства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №-п «О границах памятников природы краевого значения «Гора Змейка» утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Змейка».
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, границы зоны с особыми условиями использований территорий памятника природы «Гора Змейка» внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. в границы памятника природы «Гора Змейка» частично входит земельный участок с кадастровым номером №
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок с кадастровым номером №. площадью 92 ООО кв.м. поставлен на кадастровый учен ДД.ММ.ГГГГ. отнесен к категории земли сельскохозяйственною назначения, с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное производство.
Указанный земельный участок находится в собственности Зубов В.А. (номер регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ).
Частью 3 ст. 26 Закона № 33-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждаю! границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц. в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и региональною значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся (п. 17 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № (2020). утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Президиумом Верховного суда Российской Федерации).
В силу положений ч.ч. 2. 3 ст. 27 Закона № 33-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства не) обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.
Таким образом. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - <адрес>, обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателям земельного участка с кадастровым номером № находящегося в границах памятника природы «Гора Змейка».
Зубов В.А., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером №. расположенного в границах памятника природы краевого значения «Гора Змейка» обязан принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
По мнению суда, истец доказал те обстоятельства, на которые он ссылается, как на основания своих требований, а ответчиками, в условиях состязательности процесса, представленные им доказательства не опровергнуты.
Учитывая, что вышеизложенное, а также что в нарушение требований ч. 2 ст. 27 Закона № 33-ФЗ, ответчиками мер к принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Змейка» не принято, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В связи с этим доводы ответчиков, приведенные выше в решении суда, суд воспринимает критически.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов охраны окружающей среды <адрес>, Зубов В.А. о возложении обязанности по оформлению охранного обязательства, удовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда обязанность направить охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» в границах земельного участка с кадастровым номером № в адрес Зубов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №
Возложить на Зубов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт РФ серия 07 09 № обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления в сил) решения суда принять обязательства но обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» в границах земельного участка с кадастровым номером №
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Железноводский суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Председательствующий,
судья М.И. Саматов
Мотивированное решение составлено 11 апреля 2022 года.