УИД 61RS0023-01-2023-001569-35
Судья Шевырева О.Б. № 33-21257/2023
№ 2-2135/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2023 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Сеник Ж.Ю.,
судей Портновой И.А., Криволапова Ю.Л.,
при секретаре Ворсиновой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Шахты к Озеровой Елене Викторовне, Озеровой Тамаре Владимировны о выкупе жилого помещения, по встречному исковому заявлению Озеровой Елены Викторовны, Озеровой Тамары Владимировны к Администрации г. Шахты, 3-и лица Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Управление реализации бюджетных программ в сфере жилищного строительства об обязании Администрации г. Шахты заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, по апелляционной жалобе Администрации г. Шахты на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 20 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Портновой И.А., судебная коллегия
установила:
Администрация г. Шахты обратилась в суд с иском к Озеровой Е.В., Озеровой Т.В. о выкупе жилого помещения, указав, что АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН принадлежит на праве общей долевой собственности истцам по ? доле, ? - муниципальному образованию. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается Постановлением Администрации г. Шахты № 3421.
Указанный дом включен в муниципальную программу «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан» и в Постановление Министерства строительства, архитектуры и территориального развития РО от 17.09.2021 № 21. В 2023 г. с Министерством строительства, архитектуры и территориального развития РО заключено соответствующее соглашение о долевом финансировании мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Администрацией г. Шахты к Озеровой Е.В. и Озеровой Т.В. были предъявлены требования о сносе дома за счет собственных средств в срок до 31.12.2019, вручено письмо 61/12/2860 от 21.11.2016. Согласно отчету ООО «ЗСКЦ» № 314/2022-5/37 от 09.06.2022 рыночная стоимость изымаемого помещения составила 3 209 900 руб. Половина этой суммы в размере 1 604 950 руб. выплачена в 2022 г. собственнику 1/2 доли квартиры П. Озеровой Е.В. и Озеровой Т.В. полагается по 802 475 руб. каждой. По состоянию на текущую дату собственники двух 1/4 долей квартиры (ответчики) не заключили соглашение об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания.
На основании вышеизложенного истец просил суд: изъять у Озеровой Е.В. 1/4 долю квартиры АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в собственность муниципального образования «г. Шахты» по цене изъятия 802 475 руб.; изъять у Озеровой Т.В. 1/4 долю АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в собственность муниципального образования «г. Шахты» по цене изъятия 802 475,00 руб.; признать право собственности за муниципальным образованием на ? долю указанной квартиры; обязать ответчиков предоставить в Администрацию г. Шахты банковские реквизиты для перечисления средств; прекратить зарегистрированное за ответчиками право на указанную квартиру; обязать ответчиков освободить квартиру АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Ответчики Озерова Е.В. и Озерова Т.В. обратились в суд со встречным иском к Администрации г. Шахты об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, указав, что они с членами семьи проживают в квартире АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, принадлежащей на праве общедолевой собственности на основании договора купли-продажи недвижимости и договора-дарения доли квартиры. Указанный жилой дом значится в согласованном с Министерством энергетики РФ списке домов, подлежащих переселению и сносу в результате ведения горных работ. Однако, договор о предоставлении социальной выплаты с истцами по встречному иску до настоящего времени не заключен.
На основании изложенного истцы по встречному иску просили суд обязать Администрацию г. Шахты заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья их семье, состоящей из трех человек - Озерова Т.В., Озерова Е.В., Озерова Е.В., за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» в размере 54 кв. м., из расчета 18 кв. м. на каждого члена семьи.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 20.09.2023 первоначальные исковые требования оставлены без удовлетворения, встречные исковые требования удовлетворены, суд обязал Администрацию г. Шахты заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья нашей семье, состоящей из трех человек: Озеровой Т.В., Озеровой Е.В., Озерова Е.В., за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» в размере 54 кв.м из расчета 18 кв.м на каждого члена семьи.
Представитель Администрации г. Шахты в апелляционной жалобе просит отменить решение. Апеллянт указывает, что многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу в 2015 г., включен в муниципальную программу переселения граждан. В 2023 г. с Минстрой РО было заключено соответствующее соглашение о долевом финансировании мероприятию по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. С ответчиками по настоящее время не заключены соглашения об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания.
Податель жалобы обращает внимание, что заключение с гражданином договора о предоставлении социальной выплаты может иметь место только после согласования с Минэнерго РФ списков граждан на переселение из ветхого жилья только после выделения средств федерального бюджета на переселение конкретной семьи, поскольку Минэнерго РФ является главным распорядителем средств господдержки на реализацию программ местного развития. Кроме того, указанное действие со стороны органа местного самоуправления может иметь место только после согласования с Минэнерго РФ списков граждан, подлежащих переселению из ставшего непригодным вследствие горных работ жилья, только после выделения средств федерального бюджета на переселение конкретной семьи. Ответчикам было предложено реализовать свои жилищные права на переселение в соответствии с муниципальной программой «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан» и согласно Постановлению Министерства строительства, архитектуры и территориального развития РО от 17.09.2021 № 21, но они отказались от данной программы.
Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела применительно к положениям ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ростовского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем лица, участвующие в деле, действуя добросовестно, могли ознакомиться и проследить дату рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы в пределах, установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используя бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила, предусматривающие порядок и условия предоставления за счет федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с п. 5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Согласно п. 8 указанных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
В п. 12 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, квартира АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН принадлежит на праве общей долевой собственности - 1/2 доли муниципальному образованию «г. Шахты», поскольку в 2022 г. переселен собственник 1/2 доли квартиры по соглашению об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания, заключенному с П.; ? доли Озеровой Е.В. на основании договора купли-продажи недвижимости (без передаточного акта) от 05.08.2014, в том числе с учетом договора дарения доли квартиры (без передаточного акта) от 17.02.2015; ? доли Озеровой Т.В. на основании договора дарения доли квартиры (без передаточного акта) от 17.02.2015.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, признан аварийным и подлежащим сносу 18.06.2015, что подтверждается постановлением Администрации г. Шахты № 3421 «О внесении изменений в постановление Администрации г. Шахты от 24.04.2015 № 2442 «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу».
Указанный дом включен в муниципальную программу г. Шахты «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан» и в постановление Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 17.09.2021 № 21 «Об утверждении адресного перечня многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 г., подлежащих расселению в рамках этапа 2022-2023 г.г. областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 - 2023 г.», а также национальный проект «Жилье и городская среда», региональный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».
В 2023 г. с Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области заключено соответствующее соглашение о долевом финансировании мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Администрацией г. Шахты к собственникам (Озеровой Е.В. и Озеровой Т.В.) были предъявлены требования о сносе дома за счет собственных средств в срок до 31.12.2019, о чем им 16.12.2016 вручено письмо 61/12/2860 от 21.11.2016. 18.05.2022 граждане заполняли заявление о составе семьи, предоставляли необходимые документы, в том числе паспорта, свидетельства о рождении.
Согласно отчету ООО «ЗСКЦ» № 314/2022-5/37 от 09.06.2022 рыночная стоимость изымаемого помещения составила 3 209 900 руб. Половина этой суммы в размере 1 604 950 руб. выплачена в 2022 г. собственнику 1/2 доли квартиры П. Озеровой Е.В. и Озеровой Т.В. полагается по 802 475 руб. каждой.
Озерова Е.В. и Озерова Т.В. не согласились с суммой оценки, указанной в отчете ООО «ЗСКЦ» № 314/2022-5/37 от 09.06.2022, и отказались заключать соглашение об изъятии 1/2 доли жилого помещения, непригодного для проживания.
Из ответа на запрос Администрации г. Шахты от 21.07.2023 № 61.03./2505 следует, что в настоящее время в дополнительном списке граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (ТЭО 159) значится семья, составом три человека: Озерова Т.В., Озерова Е.В., Озерова Е.В. Однако, согласно разъяснениям Департамента угольной промышленности Донэнерго России граждане, не проживавшие в ветхом жилье на день принятия решений о ликвидации организации угольной промышленности, не имеют права на включение в списки на переселение и получение социальной выплаты, и несут бремя содержания, риск случайной гибели случайного повреждения принадлежащего им жилья в соответствии со статьями 210 и 211 Гражданского кодекса РФ. Озерова Е.В. зарегистрирована по данному адресу с 17.09.2014., Озерова Т.В. – с 10.03.2015, то есть после принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, правовые основания для предоставления им социальной выплаты требуют подтверждения в судебном порядке.
Из сообщения Администрации г. Шахты от 28.08.2023 следует, что решение об исключении из списков граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности Озеровой Т.В., Озеровой Е.В. и Озеровой Е.В. Администрацией г. Шахты не принималось. В 2016 г. во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840, от 13.07.2005 № 428 и поручений Президента Российской Федерации от 18.09.2014 № Пр-2251, от 05.08.2016 № Пр-1694, на основании предоставленных Администрацией г. Шахты документов граждан, протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (шахта ДАО ШУ «Мирное») от 07.09.2016 № АЯ-671пр, Министерство энергетики Российской Федерации согласовало включение в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, Озеровой Т.В., Озеровой Е.В., Озеровой Е.В.
Принимая решение, суд руководствовался положениями ст.ст. 210, 211 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 15, 32 Жилищного кодекса РФ, Перечнем мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, Правилами предоставления межбюджетных трансфертов, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, оценив доказательства по правилам статей 55, 56, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходил из того, что в данном случае имеются все необходимые условия для предоставления социальной выплаты истцам, которые состоят в списках на переселение из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты ОАО «Ростовуголь», в связи с чем пришел к выводу о праве истцов выбирать по какой программе им переселяться из непригодного для проживания жилого помещения, по наиболее выгодным для себя критериям.
При этом суд также исходил из того, что Администрация города Шахты не вправе решать это за граждан, в том числе изымать путем выкупа жилое помещение, а отсутствие финансирования не может служить препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат и заключение указанного договора.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что судом все юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о не поступлении Администрации г. Шахты средств федерального бюджета на переселение семьи истца из ветхого жилья, не могут служить основаниями для отказа в реализации имеющегося у граждан права на переселение и получение социальной выплаты за счет межбюджетных трансфертов на финансирование переселения лиц, проживающих в ветхом жилье.
В данном случае имеются все необходимые условия для предоставления социальной выплаты истцам, а именно: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Как правильно указано судом, истцы состоят в списках на переселение из ветхого жилья, которое признано непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты ОАО «Ростовуголь», в связи с чем имеют право на переселение из ветхого жилья в рамках федеральной программы «Содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате введения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах».
Согласно положениям ст. 5 Федерального закона 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», ст.ст. 6, 179 Бюджетного кодекса РФ, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Представленными в материалы дела доказательствами применительно к приведенным правовым нормам, подтверждается наличие у истцов права на предоставление социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, которому корреспондирует обязанность Администрации г. Шахты по ее предоставлению путем заключения договора. Указанная обязанность ответчиком не выполняется. Ссылка ответчика на отсутствие финансирования не может являться основанием для отказа истцу в иске.
Доводы апеллянта о том, что ответчикам было предложено реализовать свои жилищные права на переселение - муниципальной программе «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан» и согласно Постановлению Министерства строительства, архитектуры и территориального развития РО от 17.09.2021 № 21, однако, истцы отказались от данной программы в целях переселения из аварийного жилищного фонда, о неправильности решения не свидетельствуют и не отменяют вышеизложенное право истцов на заключение договора о предоставлении социальной выплаты. Как указывалось выше, все необходимые условия для предоставления социальной выплаты истцам, истцы состоят в списках на переселение из ветхого жилья, которое признано непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты ОАО «Ростовуголь».
Выводы суда основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебном постановлении, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают. Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, а доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 20 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Шахты – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.12.2023.