Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
№
13 сентября 2018 года Лазаревский районный суд <адрес>
<адрес>, в составе:
судьи Даракчян А.А.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации <адрес>, третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в <адрес> об утверждении схемы расположения земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с настоящим исковым заявлением в котором просит с учетом уточненных требований признать незаконным отказ администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившийся в письме Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования город-курорт Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №.01-18/30765; обязать администрацию <адрес> согласовать и утвердить представленную схему расположения земельного участка, площадью 1898 кв.м., сформированного из земель неразграниченной собственности, расположенного в границах кадастрового квартала 23:49:0123007, по адресу: <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «магазины», подготовленную кадастровым инженером ФИО5, признать право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на вновь образуемый земельный участок; обязать администрацию муниципального образования город-курорт Сочи в лице Департамента имущественных отношений администрации <адрес> после осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка и регистрации права собственности муниципального образования город-курорт Сочи в отношении него заключить с ФИО2 договор аренды без проведения торгов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит комплекс функционально неразрывно связанных объектов недвижимого имущества. Ссылаясь на нормы Земельного кодекса РФ, истец указал, что собственник объектов капитального строительства имеет исключительное право на приобретение в собственность за плату или в пользование на условиях аренды без проведения торгов в отношении земельного участка или его части, на котором расположены такие объекты недвижимого имущества. Руководствуясь данными нормами по заказу истца в установленном законом порядке была подготовлена схема расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих ей объектов недвижимого имущества, которая была направлена в орган местного самоуправления для согласования, утверждения и дальнейшего предоставления в пользование на условиях аренды или в собственность за плату без проведения торгов. В оказании муниципальной услуги и последующем предоставлении в аренду органом местного самоуправления ФИО2 было отказано, с чем она не согласилась и обжаловала действия в судебном порядке, а также заявила требование имущественного характера, направленное на восстановление нарушенного права.
Истица - ФИО2, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась. Ее представитель по доверенности – ФИО6 в судебном заседании указал, что полагает действия органа местного самоуправления неправомерными, отказ необоснованным, незаконным и подлежащим отмене по основаниям, указанным в исковом заявлении, кроме того указал, что сама по себе констатация неправомерности отказа не восстановит права истца, а только лишь укажет на правомерность таких требований. Учитывая изложенное, сослался на наличие требований имущественного характера, а именно признание права собственности в отношении формируемого земельного участка именно за публичным образованием – муниципальным образованием город-курорт Сочи, а также обязанием впоследствии исполнить требо
Представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности – ФИО7 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, указала, что полагает решение уполномоченного органа законным и обоснованным, а потому требования не подлежащими удовлетворению. Кроме того, указала, что полагает способ защиты нарушенного права, избранный ответчиком, недопустимым, спор должен рассматриваться в порядке административного судопроизводства, а не искового производства.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в <адрес>, будучи надлежаще извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Так, суд исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, выслушав позиции и доводы сторон установил следующее.
ФИО2 на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: нежилое здание, общей площадью 14,5 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре недвижимого имущества и сделок с ним сделана запись №; нежилое здание, общей площадью 33,6 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре недвижимого имущества и сделок с ним сделана запись №; нежилое здание, общей площадью 67,6 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре недвижимого имущества и сделок с ним сделана запись №; нежилое здание, общей площадью 68,4 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре недвижимого имущества и сделок с ним сделана запись №.
Право собственности в отношении указанных объектов недвижимости зарегистрировано на основании вступившего в законную силу решения Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, имеющего для данного спора преюдициальное значение.
Указанные объекты недвижимого имущества, принадлежащие ФИО2 на праве собственности, располагаются в границах кадастрового квартала 23:49:0123007 на землях неразграниченной государственной собственности.
В целях формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих истцу объектов недвижимого имущества, имеющих неразрывную функциональную связь, ФИО2 в установленном законом порядке обратилась в администрацию муниципального образования город-курорт Сочи с заявлением об оказании муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».
Ответом органа местного самоуправления было отказано со ссылкой на следующие основания: формируемый земельный участок расположен одновременно в двух территориальных зонах – «ЖК» и «Р-1»; испрашиваемый вид разрешенного использования формируемого земельного участка «магазины» отсутствует в территориальной зоне «Р-1»; отсутствуют документы, подтверждающие право заявителя на предоставление земельного участка без проведения торгов.
При принятии решения суд руководствовался следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 39.3 Земельного кодекса РФ определено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2 ст. 271 Гражданского кодекса РФ «при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости».
В соответствии с п.1 ст.35 Земельного кодекса РФ «при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник».
В соответствии с п.3 ст.35 Земельного кодекса РФ «собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу».
Статьей 39.14 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 39.15 в свою очередь определен порядок подачи и содержание заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Так пунктом 1 статьи 39.15 определено, что в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
2. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) условный номер испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков (при наличии данного номера);
2) площадь испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
3) адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения такого земельного участка;
4) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
5) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
6) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
7) наименование органа государственной власти, если заявителем является орган государственной власти;
8) наименование органа местного самоуправления, если заявителем является орган местного самоуправления;
9) в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
10) территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка;
11) категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок;
11.1) сведения об ограничениях по использованию земельного участка, если земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, границах территории объекта культурного наследия либо зоны с особыми условиями использования территории, если сведения об указанных границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
12) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок;
13) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, в соответствии с которым предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка (при наличии этого проекта).
10. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования:
1) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны;
2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию;
3) не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
10.1. В случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления:
1) с ходатайством об обращении органа государственной власти или органа местного самоуправления в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде или видах разрешенного использования земельного участка, выбранных в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки;
2) с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
3) с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
4) с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую.
11. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Указанной статьей 39.15, в частности пунктом 8 определен исчерпывающий перечень оснований, которые могут служить основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а именно:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 17 статьи 39.15 Земельного кодекса определено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Исходя из системного анализа указанных норма права, регулирующих указанные отношения следует, что отказ органа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, должен содержать исчерпывающий перечень оснований для отказа, в связи с чем наличие иных оснований при рассмотрении указанной категории споров судом не исследуется.
Так, установлен исчерпывающий перечень оснований, которые могут служить основанием для отказа. Ни одно из представленных в ответе органа местного самоуправления оснований отказа не предусмотрено положениями пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.
Ссылка органа местного самоуправления на то обстоятельство, что формируемый земельный участок расположен одновременно в двух территориальных зонах – «ЖК» и «Р-1», а также, что испрашиваемый вид разрешенного использования формируемого земельного участка «магазины» отсутствует в территориальной зоне «Р-1» перечит положениям пункта 10 и 10.1 стать 39.15, которые указывают, что данные обстоятельства служат обязанностью органа местного самоуправления указать в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка.
Таким образом, прямое указание закона предписывает алгоритм действий органа местного самоуправления, который был им нарушен.
Также неправомерна ссылка уполномоченного органа местного самоуправления на отсутствие подтверждения исключительного права на предварительное согласование предоставления земельного участка.
Так, положениями статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определено следующее.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
Статьей 10 указанного Закона определено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
- запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.
Системное толкование данных норм указывает на обязанность компетентного органа, рассматривающего обращение гражданина в порядке межведомственного взаимодействия запросить подтверждение права собственности в отношении указанных обращении объектов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц. Судом в ходе рассмотрения дела установлено наличие таких документов, на отсутствие которых ссылается орган местного самоуправления.
Учитывая изложенное отказ органа местного самоуправления является неправомерным.
Относительно иных требований, изложенных в исковом заявлении, суд указывает следующее.
Как вытекает из положений статьи 39.15 Земельного кодекса РФ предварительное согласование предоставления земельного участка физическому или юридическому лицу само по себе не порождает права гражданина в отношении формируемого земельного участка, а только дает возможность воспользоваться таким правом в течении двухлетнего периода с момента такого согласования.
Согласно нормам действующего земельного законодательства, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляться посредством проведения торгов (конкурсов или аукционов) или, в случаях, определенных законом, без их проведения.
Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов устанавливается земельным законодательством и предусматривает следующие процедуры:
- подготовка заинтересованными лицами схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению и принятие этим органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственная регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, решение уполномоченных органов о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для его последующего кадастрового учета и принятия решения о предоставлении.
Предварительное согласование предоставления земельного участка фактически является действиями уполномоченных публичных органов по проверке наличия оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов, его оборотоспособности (выявление ограничений в передаче участка в собственность или аренду), а также соблюдения градостроительных, санитарных, экологических иных норм и прав граждан на стадии его формирования.
Однако отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка лишает заинтересованное лицо дальнейшей возможности реализации иных, обусловленным законом, обязанностей по реализации такого права, а именно, осуществления государственного кадастрового учета формируемого земельного участка, а также дальнейшей регистрации права собственности публичного образования в отношении него и приобретения права заинтересованного лица в отношении сформированного и зарегистрированного земельного участка.
Таким образом для восстановления нарушенного права истца необходима совокупность последовательных действий, направленных на формирование, регистрацию и приобретение титула в отношении земельного участка, то есть решение спора имущественного характера.
Отсюда следует, что довод ответчика о том, что восстановление права ФИО2 возможно только в порядке административного судопроизводства отклоняется судом, как основанный на неверном толковании и неполном понимании норм процессуального законодательства.
Так, статьей 128 ГК РФ определено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ определены способы защиты нарушенного права, в том числе: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Учитывая то обстоятельство, что истцом также заявлены вытекающие требования, направленные на восстановление нарушенного права и, вместе с тем, порождающие право, то такие требования следует трактовать, как спор о праве, т.к. их удовлетворение влечет возникновение права собственности у муниципального образования город-курорт Сочи и права аренды у истца.
В пункте 52 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснено следующее. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В пункте 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения» указано следующее. Если требование о признании зарегистрированного права (обременения) отсутствующим носит самостоятельный характер и преследует цель устранения нарушения прав истца путем исключения недостоверной записи из ЕГРП в связи с отсутствием права (обременения), его удовлетворение возможно только при установлении того, что истцом не утрачено владение спорным имуществом.
Статьей ГПК РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме, а именно:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иным публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется способами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законам, в частности, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-214 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО2 к администрации <адрес>, третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в <адрес> об утверждении схемы расположения земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка – удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившийся в письме Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования город-курорт Сочи №.01-18/0765.
Считать утвержденной и согласованной администрацией <адрес> схему расположения образуемого земельного участка, площадью 1898 кв.м., сформированного из земель неразграниченной собственности, расположенного в границах кадастрового квартала 23:49:0123007, по адресу: <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «магазины», подготовленную кадастровым инженером ФИО5 в координатах характерных точек границ образуемого земельного участка в системе координат МСК-23:
№ | Х | У |
1 | 330450.28 | 2187460.53 |
2 | 330445.21 | 2187448.78 |
3 | 330444.55 | 2187447.26 |
4 | 330469.52 | 2187433.59 |
5 | 330515.31 | 2187408.37 |
6 | 330522.21 | 2187421.78 |
7 | 330497.07 | 2187435.18 |
8 | 330495.87 | 2187433.08 |
9 | 330482.25 | 2187440.89 |
10 | 330483.27 | 2187442.66 |
11 | 330472.07 | 2187448.71 |
12 | 330483.54 | 2187480.94 |
13 | 330458.94 | 2187486.71 |
14 | 330458.49 | 2187480.21 |
15 | 33045.28 | 2187460.53 |
16 | 330444.55 | 2187447.26 |
1 | 330450.28 | 2187460.53 |
Данное решение суда по заявлению ФИО2 является основанием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, площадью 1898 кв.м., сформированного из земель неразграниченной муниципальной собственности, расположенного в границах кадастрового квартала 23:49:0123007, по адресу: <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «магазины», согласно подготовленной кадастровым инженером ФИО5 схеме расположения без предоставления дополнительной документации в координатах характерных точек границ образуемого земельного участка в системе координат МСК-23:
№ | Х | У |
1 | 330450.28 | 2187460.53 |
2 | 330445.21 | 2187448.78 |
3 | 330444.55 | 2187447.26 |
4 | 330469.52 | 2187433.59 |
5 | 330515.31 | 2187408.37 |
6 | 330522.21 | 2187421.78 |
7 | 330497.07 | 2187435.18 |
8 | 330495.87 | 2187433.08 |
9 | 330482.25 | 2187440.89 |
10 | 330483.27 | 2187442.66 |
11 | 330472.07 | 2187448.71 |
12 | 330483.54 | 2187480.94 |
13 | 330458.94 | 2187486.71 |
14 | 330458.49 | 2187480.21 |
15 | 33045.28 | 2187460.53 |
16 | 330444.55 | 2187447.26 |
1 | 330450.28 | 2187460.53 |
Признать право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на вновь образуемый земельный участок, площадью 1898 кв.м., сформированный из земель неразграниченной муниципальной собственности, расположенный в границах кадастрового квартала 23:49:0123007, по адресу: <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «магазины», в координатах характерных точек границ образуемого земельного участка в системе координат МСК-23:
№ | Х | У |
1 | 330450.28 | 2187460.53 |
2 | 330445.21 | 2187448.78 |
3 | 330444.55 | 2187447.26 |
4 | 330469.52 | 2187433.59 |
5 | 330515.31 | 2187408.37 |
6 | 330522.21 | 2187421.78 |
7 | 330497.07 | 2187435.18 |
8 | 330495.87 | 2187433.08 |
9 | 330482.25 | 2187440.89 |
10 | 330483.27 | 2187442.66 |
11 | 330472.07 | 2187448.71 |
12 | 330483.54 | 2187480.94 |
13 | 330458.94 | 2187486.71 |
14 | 330458.49 | 2187480.21 |
15 | 33045.28 | 2187460.53 |
16 | 330444.55 | 2187447.26 |
1 | 330450.28 | 2187460.53 |
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Сочи в лице Департамента имущественных отношений администрации <адрес> после осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка и регистрации права собственности муниципального образования город-курорт Сочи в отношении него заключить с ФИО2 договор купли-продажи образованного земельного участка, площадью 1898 кв.м., сформированного из земель неразграниченной муниципальной собственности, расположенного в границах кадастрового квартала 23:49:0123007, по адресу: <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «магазины», в координатах характерных точек границ образуемого земельного участка в системе координат МСК-23:
№ | Х | У |
1 | 330450.28 | 2187460.53 |
2 | 330445.21 | 2187448.78 |
3 | 330444.55 | 2187447.26 |
4 | 330469.52 | 2187433.59 |
5 | 330515.31 | 2187408.37 |
6 | 330522.21 | 2187421.78 |
7 | 330497.07 | 2187435.18 |
8 | 330495.87 | 2187433.08 |
9 | 330482.25 | 2187440.89 |
10 | 330483.27 | 2187442.66 |
11 | 330472.07 | 2187448.71 |
12 | 330483.54 | 2187480.94 |
13 | 330458.94 | 2187486.71 |
14 | 330458.49 | 2187480.21 |
15 | 33045.28 | 2187460.53 |
16 | 330444.55 | 2187447.26 |
1 | 330450.28 | 2187460.53 |
,определив выкупную стоимость земельного участка равной 12% от кадастровой стоимости такого земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Лазаревского
районного суда <адрес> Даракчян А.А.
Копия верна судья Даракчян А.А.